Технологическая карта по географии для 5 класса на тему Человек и атмосфера
Урок
Аксёнова Е.А учитель географии МОУ «СОШ №103», г. Саратов
География 5 класс
Тема «Атмосфера»
Урок «Человек и атмосфера»
Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Тип учебного занятия:Урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах
Оборудование:мультимедиа, учебник, тетрадь, рабочий лист.
Цель урока:формирование системы геоэкологических взглядов, отношений учащихся к окружающему миру.
Задачи:
1. Выявить источники загрязнения атмосферы
2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.
Личностные результаты:
1. Осознание единства человека и атмосферы.
Предметные результаты:
1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.
2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.
3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.
Метапредметные результаты:
1. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил поведения во время грозы.
2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.
3. Владеть способом самоконтроля.
План – конспект урока «Человек и атмосфера»
Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока
Ценностный компонент урока
УУД
Смысловые блоки содержания
Познавательные задачи для учащихся
1. Организационно мотивационный этап урока
Определение темы урока
Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим графическое описание погоды на сегодня.
Работа в группах:
Установить соответствие: «рисунок» - «название». Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли.
Фронтальная беседа с учащимися.
- Что называют погодой?
- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?
- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?
- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?
Проверка задания на интерактивной доске.
- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?
- Выскажите предположение, чему будет посвященнаш урок?
- Сформулируйте цель нашего урока
Графически изображают погоду дня.
- 50 С
Отвечают на вопросы
Задание на интерактивной доске
Формулируют тему урока и цель.
«Атмосфера и человек»
- Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.
(записи ведутся в рабочих листах)
Самодельные метеорологические приборы
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формулирование задач урока
Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели.
Перечисляют задачи:
1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу.
2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия.
3. Познакомиться с явлениями в атмосфере.
4. Сформулировать правила поведения во время грозы.
Коммуникативные:
1.Умение отвечать на вопрос, слушать других.
2. Умение анализировать выполнение своей работы.
Создание мотивационной установки
Посмотрите на фото разных людей.
- Чем отличаются люди изображенные на фотографиях?
- Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей?
Задание 1
Установить соответствие: «люди»- «пояс освещенности»
Задание на
интерактивной
доске
Работают в рабочих листах
2. Процессуально - содержательный этап урока
Влияние атмосферы на человека
- Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?
Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений.
Рассуждение учащихся.
Работа с текстом учебника.
Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77.
Коммуникативные:
1.Умение слушать других, отвечать на поставленные вопросы.
Познавательные формировать умение
ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Влияние человека на атмосферу
В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).Задание 2
Задание 3Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод.
- К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?
Учащиеся работают в парах.
Работа с текстом параграфа (стр.77)
Составить схему «Загрязнение атмосферы»
Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%)
Источники загрязнения
Оксид углерода (%)
Транспорт
63
Промышленность
21
Электростанции
5
Прочие источники загрязнения
11
Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши)
Познавательные формировать умение составлять графический конспект.
Физминутка
Выполняют упражнение
Опасные явления в атмосфере
Какие ещё опасные природные явления в атмосфере вам известны?
Знаете ли вы, как вести себя во время грозы? Выполните задание 4
А теперь я предлагаю вам познакомиться с другими опасными, а также редкими явлениями в атмосфере. Для этого вам необходимо выполнить задание 5 в рабочих листах .ГрозаУч-к стр.78
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уч-к стр. 78-79
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уч – к стр. 79
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уч-к стр. 79
Составляют правила поведения во время грозы.
Правила поведения во время грозы
Нельзя:
1. Оставаться на открытом месте.
2. Прятаться под одиноко стоящим деревом.
3. Купаться в воде.
Меры предосторожности:
1) Укрыться в здании, где есть громоотвод.
2) Переждать грозу в салоне автомобиля.
Читают текст стр.78-79 и заполняют таблицу
Проверка работы.
Знать как вести себя во время грозы.
3 Этап закрепление
Закрепление
Игра "Я знаю-я узнал!."
1. Оптический эффект после дождя.
2. Наука о воздушной оболочке Земли.
3. Оптический эффект в жаркий день.
4. Состояние атмосферы в данный момент на местности.
5. Основной источник загрязнения воздуха.
6. Нижний слой атмосферы
7. Прибор для измерения атмосферного давления.
8. Опасное атмосферное явление.
9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи.
- Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.
Отвечают на вопросы.
Коммуникативные:
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей;
.
Познавательные:
1.формирование умения самостоятельно организовать учебную деятельность при работе с картами атласа и учебником
4. Рефлексивный этап урока.
Рефлексия деятельности
Перечислите:
что на уроке вас удивило;
что напугало;
что заставило задуматься.
Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы
Анализ своей деятельности на уроке
.Регулятивные:
1.умение выделять и формулировать главные понятия и умения урока.
Рефлексия эмоционального состояния
Прием «Шкала успеха»
Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:
«Я» 0________10
«Мы» 0________10
«Дело» 0________10
Анализ своего эмоционального состояния
Самооценка
Считают количество баллов, ставят соответствующую отметку.
5. Объяснение домашнего задания.
Обязательное домашнее задание
Д/з § 14.
Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82
Вариант 1 выполняет задание 1 и 3
Вариант 2 выполняет задание 2 и 3.
Оформление
творческой
работы
Природное
Антропогенное
Загрязнение атмосферы
15