Конспект урока по русскому языку


План-конспект урока
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений, М.:«Просвещение», 2009 г.
Название раздела, темы: Морфология. Наречие.
Тема урока: «Наречие как часть речи»
Цель: создать условия для изучения и закрепления у обучающихся общего представления о степенях сравнения у наречий
Планируемые результаты:
предметные: изучение и закрепление знаний о степенях сравнения наречия, морфологических признаках и синтаксической роли наречий; закрепление умения находить и использовать наречия в сравнительной и превосходной степенях в тексте; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся за счет употребления в речи наречий сравнительной и превосходной степеней; воспитание интереса к изучению предмета;
личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: учебник, карты с модулями и листами учета контроля для каждого обучающегося.

Литература:
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: 7 класс: русский язык: пособие для учащихся – М: Просвещение, 2006
Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения)
Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография - М., 1997
Ресурсы сети Интернет:
Сайт фестиваля педагогических идей (http://festival.1september.ru)
Русский урок (http://rusurok.ru/index.php)
Сообщество взаимопомощи учителей (http://pedsovet.su)


Ход урока.


Этапы урока
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

Организация начала занятия
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
Учитель:
-Звонко прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Начинать урок пора!
Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку по модулю.

Мотивация к учебной деятельности
личностные: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учебная ситуация
«Директор фирмы выбирает работников»
-Каким должен быть работник?
-Кроме своих профессиональных качеств работник должен быть коммуникативным. Что это значит?
- Профессиональный работник должен налаживать контакт с клиентами, партнёрами, а для этого нужно знать все прелести русского языка, чтобы им владеть в совершенстве.
Вывод о том, что работник должен быть грамотным,
надо знать русский язык

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
(постановка проблемы)
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определение темы
- Откройте тетради, запишите дату, оставив место для темы урока.
Запишите словосочетания: Дерево выше, ученик прилежнее, рисунок более привлекательный, выполнить хуже,
менее способный ученик, рассказ самый интересный, снега синей, река шире, величайшие озёра.
- Скажите, по какой схеме построены словосочетания?
- А в каких формах представлены прилагательные?
-Как узнали эти формы?
-Выделите суффиксы.









-Вспомните степени сравнения имён прилагательных

-Приведите примеры из записанных словосочетаний всех степеней сравнения прилагательных.
- А все ли словосочетания соответствуют схеме, которую вы указали (сущ.+прилаг.)?





-Но почему в одном ряду я решила поставить и это словосочетание со всеми остальными, значит есть что-то схожее?


- Значит, о чём мы будем с вами сегодня говорить, определите тему урока.
- Верно, тема нашего урока: «Степени сравнения наречий» (фиксирует на доске).
Работа с текстом
Прочитайте текст
С каждым днём синеет мягче
Даль оттаявших полей,
Солнце в небе светит выше,
Воздух легче и теплей.
И.Бунин

Беседа: Какие слова характеризуют действие?
(мягче, выше)
-Как образованы данные наречия? (с помощью суффикса)



Записывают в тетрадь.











Сущ.+прилаг.

Сравнительной и превосходной.

-По суффиксам и словам, которые помогают образовать составную форму сравнительной и превосходной степеней сравнения имен прилагательных.
-Сравнительная, превосходная






-Все (житейское представление)
-Не все словосочетание выполнена хуже
- гл+наречие
(проблемная ситуация)

-Есть – суффикс –е-, который образует простую сравнительную степень сравнения.

Определяют тему, записывают в тетрадь



















Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Легко ли вы справились с заданием?
Почему?
-Какие основные задачи урока стоят перед нами?



-Ребята, а какой вопрос для нас сегодня будет актуальным?


-Верно, важно не только знать, как образуются, но и зачем нужны наречия в нашей жизни?
Формулируют задачи:
-Как образуются степени сравнения наречий? (предметный)
- Для чего нужно изучать степени сравнения наречий? (метапредметн.)
-Закрепить умение находить наречия в тексте и правильно их употреблять в речи.

Организация деятельности по повторению и применению знаний и умений по образцу и в измененной ситуации с целью их безошибочного применения.
личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;
регулятивные УУД: рефлексия, саморегуляция;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- Мы уже заметили, что морфемы, с помощью которых образуются степени сравнения наречий схожи с теми, с помощью которых образуются степени сравнения прилагательных. Наверно и названия тоже одинаковы. Давайте обратимся к картинке, на которой весёлые морячок и капитан, плывут по реке и каждый на своем судне, которые имеют названия: превосходная степень и сравнительная степень.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

-Какие формы имеют?

-Посмотрите, герои рисунка держат в руках воздушные шарики, а может вас что-то удивило?
Организация самостоятельной работы, инструктаж
Сейчас вам предстоит выполнить следующую работу: соотнести материал учебника с данным рисунком и дополнить рисунок, если это необходимо.


-Что вы заметили?





-Давайте ещё раз проговорим способы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения. (проговаривание алгоритма по таблице)

Организация практической работы с последующей взаимопроверкой
- Образуйте от данных слов все возможные формы степеней сравнения наречия.








- Организация практической работы с последующей взаимопроверкой
-Каждая из частей речи нужна нам для того, чтобы мы могли посредством ее общаться, и, конечно, важно умело использовать и наречие в форме сравнительной и превосходной степени сравнения в тексте. Теперь вам предстоит поработать с текстом А.М. Пешковского, выдающегося языковеда (знакомство с портретом А.М. Пешковского)
- Выпишите из текста все словосочетания, в которые входят наречия в сравнительной и превосходной степеней сравнения.
- В тексте вам встретилось одно и то же слово СИЛЬНЕЙ, к какой части речи оно относится?











-То есть, необходимо ещё и отличать наречие от прилагательного, а поможет нам в этом – ВОПРОС.

Организация практической работы в парах.
- Перед вами словосочетания, ваша задача указать, где наречия, а где прилагательные. С любыми из пар составьте и запишите предложения.


- А теперь вернёмся к нашему вопросу: Для чего необходимо изучать степени сравнения наречий?


-Верно. Но случилась с Антоном вот что:
Когда Антон гостил летом у бабушки, он написал другу, что отдыхает в деревне “более веселее”, чем в городе.
-Правильно ли использовал Антон степень сравнения наречия “более веселее”? Аргументируйте свою точку зрения.



- Верно. Давайте дадим ответ на главный вопрос: « Для чего нужно изучать степени сравнения наречий?»



























- Простую и составную





Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий, самооценка)
Модуль №2

-У наречия не образуется форма составной превосходной степени.






Самостоятельная работа обучающихся с последующей взаимопроверкой (ключ находится на доске) (выполнение заданий, самооценка)
Модуль №3



Самостоятельная работа обучающихся (выполнение заданий, самооценка)
Модуль №4












-В словосочетании ИЗ НИХ СИЛЬНЕЙ – прилагательное, ЗАДУЛ СИЛЬНЕЙ – наречие, т.к., относится к глаголу и отвечает на вопрос КАК?






Работа обучающихся в парах (выполнение заданий, самооценка)
Модуль №5


-Чтобы уметь правильно использовать их в речи.







-Нет, т.к употребление одновременно двух форм сравнения недопустимо.

- для того, чтобы использовать наречия в речи, что делает речь более выразительной, красивой, точной и главное – правильно в речи использовать наречие в степени сравнения.

Самоконтроль
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Инструктаж
Самостоятельно по модулю №7


Рефлексия
(рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
личностные: Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (
коммуникативные:
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание



























№ модуля
Содержание урока
Рекомендации учителя
Поле самооценки

1
Здравствуй, дорогой друг!
Сегодня ты будешь сам формулировать правила, анализировать, сопоставлять, размышлять. Будь внимателен, честен и справедлив в оценке своих знаний, умений и навыков. Удачи тебе!
Задание: проверь, всё ли ты приготовил для урока (тетрадь, учебник, дневник, ручку, карандаш, линейку). Контроль: самоконтроль.
Настройся на серьёзную работу, внимательно читай задания и выполняй их по определённому алгоритму.
Помни о времени!
1 минута


2
Задание: найди в учебнике тему «Степени сравнения наречия» (с.100-101) и прочитай материал.
Соотнеси изображение на рисунке с теоретическим материалом в учебнике предложенный материал.
-Все ли на рисунке представлены сведения?
- Чего не хватает на рисунке? Дополни.
Контроль: Самопроверка
В случае затруднения обратись к учебнику, справочнику.
5 минут.
За каждый правильный ответ 1 балл

3.
ГРОМКО
ПРЕКРАСНО
ХОЛОДНО
ЗВОНКО
КРАСИВО
ПЛАВНО
Задание:
-Образуй от наречий все возможные степени сравнения
Контроль: Взаимопроверка.
Обменяйся с соседом по парте работами и проверь работу, сверив с ключом.
5 минут
5-если справился со всеми заданиями без подсказок
4-справился, но 1-2 раза ошибся
3- ошибался 3 раза, но все-таки справился
2-не справился

4
Цель: научиться находить наречия в сравнительной и превосходной степени в тексте, уметь определять их.
Задание:
Прочитай текст.
Найди наречия в сравнительной и превосходной степени, выделите с помощью чего образованы степени сравнения, выпиши словосочетания, в которые входят наречия.
Обозначь в них главное слово и зависимое.
Ветер и Солнце.
Заспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто застав..т путника скинуть платье. И вот ветер задул изо всей мочи. Прохожий зав..рнулся в свой плащ. Ветер задул ещё сильней, порывестее. Задр..жал путник от холода и укутался ещё пл..тнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу пок..зать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял верхн.. ю одежду. Скоро стало жарко. Тогда путник ра..делся совсем и выкупался в реке.
(А. М. Пешковский)
Контроль: Самоконтроль
Работай в тетради. Пиши красиво.
3 минуты.
2 балла – все словосочетания 1 ошибка – 1 балл

5

Работа в парах
Цель: научиться отличать прилагательные от наречий в простой сравнительной степени.
Задание. Поставьте букву п – над прилагательными, букву н – над наречием.
Составьте предложение с любыми парами словосочетаний.
Замесить гуще, каша была гуще; копать глубже, озеро стало глубже; идти увереннее, голос стал увереннее; прикасаться осторожнее, шаги стали осторожнее; раздаётся реже, лес стал реже; движемся медленнее, движения стали медленнее.
Контроль: самоконтроль.
Работайте строго по алгоритму.
5 минут.
Поставь себе за каждое правильно записанное словосочетание 1 балл.
За составленное предложение – 2 балла Посчитай общую сумму и запиши
Выс. балл – 8.

6
Цель: проверить, как учащиеся усвоили тему «Наречие».
1. Задание. Выполните синтаксический разбор предложения.
Дримбул латко крипетил горселёнка.
2.Отгадай задки. Что это за части речи?
а)Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!
б)Есть у меня семёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Зачем, Куда, Откуда, Когда и Где.
3.Задание. Заменить фразеологический оборот синонимичным наречием.
Поговорим с глазу на глаз________________; бежал сломя голову _______________; жили душа в душу ___________________; разбили в пух и прах _______________; всё делает шиворот навыворот ____________; жили бок о бок__________________; работал не покладая рук___________________.
К этому модулю можно приступить, если ты справился с заданиями быстрее всех, или дома, если хочешь повысить оценку.
10 минут
За каждое правильно выполненное задание 5 баллов

 7
1. Заполни таблицу и посчитай количество баллов, которые ты получил за урок.
2. Запиши домашнее задание в дневник.
1 минута
Итог______________
“5” – 21-16 баллов
“4” – 14-13 баллов
“3” –12-10 баллов

8
Цель: усвоить алгоритм выполнения домашнего задания.
Задание:
1) повтори теоретические сведения о наречии;
2) выполни упр.214 или задания модуля №6.
Контроль: индивидуальный на следующем уроке.














Рисунок 1Описание: http://rus.1september.ru/2007/07/34-1.jpg15