Заповедники и национальные парки Северной Америки
5-6 класс . Естествознание
Урок Заповедники и национальные парки Северной АмерикиЦель урока: познакомиться с заповедниками и национальными парками Северной Америки, учиться решать геоэкологические задачи.
Задачи: 1. Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы. Формировать знания о воздействии человека на природу, знания об охраняемых территориях, о Земле как едином природном комплексе.
2. Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации, умение обосновывать ответ.
3. Развитие коммуникативной культуры .Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал .Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку
Тип: исследование - игра
Методы: стратегия критического мышления ,синквейн, ассоциации.
Оборудование: медиа проектор, карта , папки с распечатками для групп, с иллюстрациями и дополнительной информацией о национальных парках , дневники агентов (на каждого ученика)
Ход урока:
1.Организационный момент. Эпиграф НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ!
1.Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей, ножницы, конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, )2. Тема урока не сообщается (учащиеся по логической цепочке отгадывают тему.)
2. Актуализация знаний учащихся.
Что такое: заповедник, национальный парк, заказник, природный памятник, резерват.
После ответов группам выдаются дневники агентов.
В Северной Америке 1243 охраняемых территорий, в США они находятся в ведении Национальной парковой службы. Международное экологическое сообщество считает, что заповедной должно быть 12% территории страны. В национальных парках освоено 5% территории (застройки, дороги), остальное - все дикая природа. Самые знаменитые парки материка – Вуд Баффало, Йеллоустонский, Йосемитский, Долина Смерти, Гранд Каньон (Большой Каньон).
Путешествие по национальным паркам.
Цель урока и виды деятельности зашифрованы в рисунках (необходимо определить). Какие ассоциации возникают в связи с этими рисунками.
Создание игровой проблемной ситуации.
Я хочу сегодня начать урок с вопроса. Кто такой Джеймс Бонд ( шпион, агент) Правильно, агент. А Вы ученики. Предлагаю сыграть в агента .Какими качествами характера должен обладать секретный агент?( Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться и т. д.).
- У нас 5 команд агентов. У каждой команды на столе –папка с секретным заданием и все необходимое для его решения. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для осуществления секретной миссии – сбора информации.
Итак, мы отправляемся в путешествие в Северную Америку – страну Великих озер, грандиозных каньонов, вулканических массивов с гейзерами. А лететь мы будем через весь Казахстан до берегов Америки. Так давайте же вычислим, сколько часов мы будем лететь, если скорость самолета 800 км/ч, а расстояние от Казахстана до Америки – 10 000 км? (t = 1 / v = 13 ч).
После возвращения вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Центром правления» Они оценят вас по следующим критериям:- правильность изложения материала;- полнота ответа;- логичность ответа;- наглядность проекта;- уважение к другой команде;- время. Время работы в команде – 10-12 минут. Время ответа – 2 минуты .Выберите старшего.
Время пошло! (Звучит музыка «Миссия не выполнима» в ходе выполнения всего задания).
Учитель подходит к командам , консультирует.
1 команда.
На столе - ватман с контуром Северной Америки и пунсоном отмечен национальный парк.
Задание в конверте: «Прочитать материал об Йеллоустонском национальном парке, подготовить проект на ватмане и рассказать о нем ».
Ценные указания:
1. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
2. Оформить проект ( используя рисунки, иллюстрации, значки), наклеить на место нахождения национального парка.
3. Заполнить на контуре Северной Америки схему, подготовить рассказ по схеме об охраняемой территории.
2 команда.
На столе - ватман с контуром Северной Америки и пунсоном отмечен национальный парк.
Задание в конверте: «Найти материал, подготовить о Гранд Каньоне (Большом Каньоне).
проект на ватмане и рассказать о нем».
Ценные указания:
1. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
2. Оформить проект ( используя рисунки, иллюстрации, значки), наклеить на место нахождения национального парка.
3. Заполнить на контуре Северной Америки схему, подготовить рассказ по схеме об охраняемой территории.
3 команда.
На столе - ватман с контуром Северной Америки и пунсоном отмечен национальный парк.
Задание в конверте: «Найти материал о Долине Смерти , подготовить проект на ватмане и рассказать о нем».
Ценные указания:
1. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
2. Оформить проект ( используя рисунки, иллюстрации, значки),наклеить на место нахождения национального парка.
3. Заполнить на контуре Северной Америки схему, подготовить рассказ по схеме об охраняемой территории.
4 команда.
На столе - ватман с контуром Северной Америки и пунсоном отмечен национальный парк.
Задание в конверте: «Прочитать материал о национальном парке Вуд Баффало, подготовить проект на ватмане и рассказать о нем».
Ценные указания:
1. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
2. Оформить проект ( используя рисунки, иллюстрации, значки), наклеить на место нахождения национального парка.
3. Заполнить на контуре Северной Америки схему, подготовить рассказ по схеме об охраняемой территории.
5 команда.
На столе - ватман с контуром Северной Америки и пунсоном отмечен национальный парк.
Задание в конверте: «Прочитать материал об Йосемитском национальном парке, подготовить проект на ватмане и рассказать о нем ».
Ценные указания:
1. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе ( интересные сведения , приготовленные учителем).
2. Оформить проект ( используя рисунки, иллюстрации, значки), наклеить на место нахождения национального парка.
3. Заполнить на контуре Северной Америки схему, подготовить рассказ по схеме об охраняемой территории.
За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.
Слушаем, какую информацию вы собрали. Ответ команды по проекту, с показом по физической карте Северной Америки.
Жюри объявляет итоги. Старшие каждой команды – получите для своей команды памятные значки – «агент».
Закрепление.
Задания. 1. Парк Гранд Каньон. Что означают эти цифры? — 446 км. от 6 до 29 км, до 1800 м. (длина, ширина, глубина)
2. Долина Смерти.
Найди ошибки в синквейне.
Долина Смерти
Отправились, погибли.
Суровая, знойная, глубокая.
Осадки выпадают обильные , каждый день.
«Горящая вода» (Осадки выпадают не каждый день. «Горящая земля»)
3. Парк Вуд Баффало. Задание “крестики-нолики”. Назовите 3 охраняемых и интересных животных парка, расположенных в таблице на одной линии: по вертикали или горизонтали, или диагонали.
Лесной бизон Койот Гремучая змея
Колибри Американский журавль Воробей
Ондатра Черный медведь Бабочка монарх
Ответ по диагонали: лесной бизон, американский журавль, бабочка монарх (крупные бабочки перелетают стаями как птицы из Флориды в Канаду и обратно).
4.Йеллоустонский парк.
Назовите: вирпей в реми нальционыйна капр, 7281 г.?
(Ответ: первый в мире национальный парк, 1872 г.)
3.Йосемитский национальный парк.
В честь кого названо дерево секвойя?
1. В честь европейца – первооткрывателя этих деревьев, увидевшего их в начале XIX века.
2. В честь индейского просветителя, придумавшего алфавит и письменность племени Чероки.
3. В честь вымершего исполинского животного, некогда обитавшего в здешних местах.(Ответ: 2).
После заочного путешествия ребята работают с картами, отвечая на вопрос, в каких природных зонах и районах Северной Америки больше национальных парков и заповедников.
Итоговый тест (устно).
Самый северный из изученных парков Вуд Баффало или Йосемитский?
В самой глубокой впадине Северной Америки находится парк Гранд Каньон или Долина Смерти?
Гейзеры встречаются в Йеллоустонском или Йосемитском парке?
В верховьях р. Миссури расположен парк Гранд Каньон или Йеллоустонский?
Растения суккуленты встречаются в парке Вуд Баффало или Долине Смерти?
У озера Атабаска расположен парк Вуд Баффало или Йеллоустонский?
Местность образовалась в результате эрозии в Вуд Баффало или Гранд Каньоне?
Йосемитский парк находится в Скалистых горах или горах Сьерра-Невада?
Йеллоустонский парк основан в 1807 или 1872 году?
Вуд Баффало расположен в Канаде или США?
Определяется группа – победитель . Рефлексия.
Домашнее задание:
а) продолжить работу с контурной картой: обозначить изученные национальные парки и объекты экологической тревоги Северной Америки,
Б) написать мини – сочинение на тему “Мое предложение по решению одной из экологических проблем в Северной Америке”. Подведение итогов
3 уровень: творческие задания: Кроссворд . Ключевое слово Заповедники , написать синквейн.