Рабочая программа по краеведению Челябинской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Новый Урал
Согласовано: Утверждаю:_____________
_________________ Директор школы Кормилицын А.А.
«__»___________2011 г. «___» _____________ 2011 г.
Рабочая программа
по краеведению
6, 7 класс
Разработчик:
Кормилицын А.А.
учитель краеведения
МОУ СОШ п. Новый Урал
2011 – 2012 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» направленного на изучение родного края.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Челябинской области с учетом возрастных особенностей учащихся 6-го, 7-го класса. Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает подробное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения - отражает географические, биологические и исторические аспекты изучения Челябинской области и Варненского района с момента возникновения Уральских гор, появления первых людей на Южном Урале до наших дней.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Постановления Законодательного Собрания Челябинской области: «Об утверждении областной целевой программы реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области на 2006-2010 годы» от 22.12.2005 г. № 1992.
- Решения Коллегии при губернаторе Челябинской области: «О Концепции региональной национальной политики в Челябинской области» от 10.12.1998 г. № 17/4.
- Постановления Правительства Челябинской области: «Об "Основных направлениях реализации государственной национальной политики в Челябинской области на 2004-2010 годы» от 18.12.2003 г. № 140;
«О межведомственном плане мероприятий по патриотическому воспитанию граждан, проживающих на территории Челябинской области на 2006-2010 годы».
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области: «Об утверждении областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Челябинской области» от 01.07.2004 г. № 02-678.
«Об утверждении "Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области"» от 13.09.2005 г. № 01-1006;
«О реализации Концепции краеведческого образования в образовательных учреждениях Челябинской области» от 21.09.2006 г. № 01-861.
- «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 уч.год (Приказ МОиН № 01-269 от 06.05.2011г.).
- Письма Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3404 от 31.07.2009 г.: «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
- Краеведение Южного Урала. Программа для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области./ Под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск, 2007.
- Инструктивно-методического письма «О реализации концепции краеведческого образования и преподавании учебного предмета «Краеведение» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 - 2010 учебном году»: Приложение № 21 к письму Министерства образования и науки Челябинской области № 103/3431 от 03.08.2010 г.
Рабочая программа полностью реализует идеи Концепции краеведческого образования в Челябинской области.
В содержании:
- изложение содержания с территориально-хронологических позиций;
- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся увидеть край (регион) как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их национально-региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость краеведения к содержанию ни одного другого школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различение содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона (в единстве соотношения Челябинской области как части географического и исторического целого - Южный Урал и Урал, и как части субъекта Российской Федерации УрФО);
- обращение к реалиям повседневной жизни южноуральцев, решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.
В организации:
- реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения - гор, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.; опора на богатейшие возможности преподавания краеведения при использовании социокультурного пространства Челябинска и других крупных городов региона;
придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, средств масс-медиа, мультимедийных технологий;
вовлечение в практическую деятельность по изучению края (населенного пункта) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Цели преподаваемого курса:
Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края и его населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Урала как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности; изучение проблем развития края (населенного пункта);
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, национально-культурных центров, вузов, МОиН ЧО, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видения своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего населенного пункта, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культуротворческой инициативы.
Место предмета в областном базисном учебном плане
Данная рабочая программа разработана на основе областного базисного учебного плана где отводится 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Краеведение» на этапе основного общего образования. В том числе: в 6 классе – 35 часов из расчета 1-го учебного часа в неделю; в 7 классе - 35 часов в год.
При этом образовательное учреждение по собственной инициативе вправе дополнить этот лимит учебного времени за счет элективных курсов и занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в разделе «Практические работы» экскурсии проводятся во внеурочное время.
Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Дидактическое обеспечение
Методическое обеспечение
- Учебник Андреева, М.А. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы / М.А. Андреева, А.С. Маркова. - Челябинск: ЮУКИ, 2002.
Виноградов, Н.Б. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие для 6-7 кл. основной шк. / Н.Б. Виноградов, Г.Н. Чагин, В.А. Шкерин. – Екатеринбург: Изд. Дома учителя, 2001
М.С.Салмина «История Южного Урала» Челябинск.: «Взгляд», 2004;
- Дидактические пособия. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2004
Справочник административно-территориального деления Челябинской области. - Челябинск, 1997
Челябинская область: энциклопедия. Т. 1-5. - Челябинск: Каменный пояс, 2003
- Авторская программа
Кузнецов, В.М.
Краеведение Южного Урала. Программа для учащихся 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / Под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск, 2007.
- Методические пособия.
Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: «Абрис», 2002
Познай свой край. Контурные карты по географии Челябинской области. - Челябинск: «Абрис», 2004
Природа Челябинской области: Наглядные пособия. / Сост. А.В. Филимонов. – Челябинск: ООО “Ноис», 2005
Контрольно-измерительные материалы
Инструментарий по отслеживанию результатов
1. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. - Челябинск: «Абрис», 2008
2. Челябинская область. Атлас: Учебное пособие. - Челябинск: «Абрис», 2009
Формы контроля
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
год
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
план
факт
Текущий контроль
Контрольная работа
1
1
1
3
Тест
1
1
1
1
-
3
Тематический контроль
Контрольная работа
1
1
2
1
4
Тест
1
1
1
2
1
5
Итоговый контроль
Контрольная работа
1
1
1
1
1
4
Тест
1
1
1
1
1
4
Примечание: Контрольно измерительные материалы взяты из представленного методического обеспечения без изменения учителя.
Требования к уровню подготовки учащихся
по результатам изучения краеведения в 6, 7 классе
(Предполагаемые результаты обучения)
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.
Это предполагает
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, путях ее сохранения или улучшения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать одно из важнейших информационных средств – карту, статистические материалы, современные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных краеведческих данных; применять полученные знания для объяснения и оценки различных явлений и процессов;
- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Тематическое планирование
УЧЕБНОГО КУРСА «КРАЕВЕДЕНИЕ»
в основной школе учебные занятия по курсу
«Краеведение» (6 класс)
Тема 1. Школа юного краеведа (6 ч.)
Вводный урок. Что изучает краеведение.
«Край на перекрестке континентов и судеб». Челябинская область на карте мира, России, Урала.
Челябинская область – субъект Российской Федерации. Официальные символы Челябинской области: герб, гимн, флаг. Герб и флаг Варненского района.
Варненский района историко-географическое положение.
Школьный «Зал славы». История МОУ СОШ п. Новый Урал.
«Старые фотографии рассказали». Урок-конференция по материалам семейных архивов.
Тема 2. Геология и рельеф нашего края (6 час.).
«Как были открыты Уральские горы».
Рельеф Южного Урала.
«Язык земли». Практикум по топонимике.
«Богатства Каменного пояса». Практикум. Определение полезных ископаемых.
12.История Варненского района.
Тема 3. Климат и погода в нашем крае (5 час.).
Температура воздуха, ветер и осадки на Южном Урале.
«У природы нет плохой погоды». Причины, определяющие климат и погоду в Челябинской области.
«И небывалое бывало!». Редкие и катастрофические погодные явления на Южном Урале.
Практикум. Фенологический очерк Челябинская область по материалам наблюдений за погодой.
Повторительно-обобщающий урок. Викторина. «Челябинск - город за Уральским хребтом».
II полугодие.
Тема 4. Край рек и озер (4 час.).
Водные богатства Южного Урала.
Практикум по топонимике. Реки и озера на карте Южного Урала.
Реки и озера Варненского района.
Защита проектов по экономному использованию и охране воды в Челябинской области.
Тема 5. Природные комплексы нашего края (14 час.).
Природные комплексы Южного Урала.
Растительный и животный мир Южного Урала.
Практикум. Определение местных растений по гербарию.
Конкурс плакатов. «Осторожно, ядовитые растения!»
Экскурсия в районный краеведческий музей.
-28. «Живи, родник, живи!» Трудовой десант по водоемам п. Новый Урал.
-30. Экскурсия по Варненскому району.
-34. Видео экскурсии в заповедники и национальные парки Челябинской области.
Повторительно-обобщающий урок. Конкурс юных краеведов. Рекорды Южного Урала.
7 класс. «Краса и гордость нашего края».
Достопримечательности, рекорды и достижения Южного Урала.
Введение в курс.
«Беречь завещано».
Микрорегионы Челябинского Южного Урала.
Виды особо охраняемых природных территорий и памятников историко-культурного наследия. Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Лесничества, рыболовные и охотничьи хозяйства. Организация охраны и выявления новых памятников. Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия.
Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского, Горно-заводского и Восточно-зауральского субрегионов.
Тема 1. Путешествие первое. Южно-зауральский край.
«Древний Даякс».
«Страна городов». Укрепленные поселения эпохи бронзы.
«В урочище Кесене». Курганы с усами и мавзолей.
«Город-музей». Верхнеуральск и его окрестности.
«На Новой линии».
«Эстафета металлургов».
Повторительно-обобщающий урок.
Тема 2. Путешествие второе. Горнозаводской Урал.
«Сердце горного Урала». Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль». Река Сатка. Пороги.
«Картинные галереи каменного века». Игнатьевская пещера.
«Младший брат Байкала». Озеро Тургояк и остров Веры.
«Волшебный ковшик». Озеро Увильды.
«Город крылатого коня». Златоуст.
«Тайны Белого дома». Кыштым.
Повторительно-обобщающий урок.
Тема 3. Путешествие третье. Южное Зауралье.
«Главная артерия нашего края». Урок-путешествие по р. Миасс.
«В краю непуганых птиц». Кочердыкский государственный заказник.
Коелгинское мраморное месторождение.
«В урочище Селябском». Челябинский городской бор.
«Волшебный ковшик». Озеро Увильды.
«Страна здоровья». Озёра Кисегач, Еловое, Чебаркуль.
«Уральские Минводы». Озера Смолино, Хомутинино.
Клюквенное болото (Кунашакский район).
Народный дом. Кировка.
Мелькомбинат.
«Паровозный гудок разбудил Челябинск». Транссиб. Вокзалы.
«Уральская молния». Спортивные достижения южноуральцев.
Школьный компонент.
34. Повторительно-обобщающий урок. Экскурсия. Резерв учителя для реализации школьного компонента. Изучение тетради юного краеведа Варненского района.
Заголовок 115