Урок обществознания для 11 класса Глобальные проблемы человечества

Автор: учитель истории и обществознания МОБУ СОШ с. Языково
Варламова Марина Шахабджановна
Глобальные проблемы человечества


Цели урока:
- обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;
- акцентировать социальные аспекты этих проблем, необходимость совместных усилий для их разрешения, значения и роль самого общества;
- дальнейшее формирование умений и навыков коллективной работы по обобщению, сравнению, анализу материалов, умению выявлять причинно- следственные связи;
- формировать навыки работы с текстом (задание С);
- воспитывать умного, грамотного ученика, умеющего видеть будущее и участвовать в его развитии, прогнозировать его.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:
Подготовка к изучению материала:
Когда появился термин «Глобальные проблемы» и что он означает?
Какие проблемы относятся к глобальным и почему?

Изучение нового материала:
Причины возникновения глобальных проблем.
Признаки глобальных проблем.
Классификация глобальных проблем и их сущность.
Основные направления в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия:
Работа с текстом.

Домашнее задание:
Эссе: «Природа это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков.»
Древняя индийская сентенция
Составить развёрнутый план по теме «Глобальные проблемы человечества».
Составить тест или кроссворд по теме «Глобальные проблемы человечества».

(слайд 4.) Причины возникновения глобальных проблем

Глобализация – процесс объединения, охватывающий всю историю, науку, человечество, отражающий взаимосвязь стран, народов и независящих от человека явлений природы.

Интернационализация – процесс сближения наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.

( слайд 5) Признаки глобальных проблем.

(слайды 6 – 10) классификация глобальных проблем и их сущность.

Политического и социально – экономического характера:

Предотвращение ядерной войны и обеспечение мира – наращивание вооружения посла Второй мировой войны и овладение ядерным оружием нестабильными державами создаёт реальную угрозу для мировой безопасности.
Обеспечение экономического роста – достижение максимальных результатов с минимальным ущербом для среды.
Преодоление отсталости слаборазвитых стран - отсутствие нормальных условий жизни у большинства населения слаборазвитых стран, и невозможность этих стран сократить уровень отставания самостоятельно.
Управляемость мировым сообществом – контроль над «горячими точками».


Проблемы социального характера:

Демографическая – рост населения увеличивает потребности в продовольствии и промышленных товарах, в новых землях, в большем количестве топлива, металла, машин.
Межнациональных отношений – неконтролируемые национальные эмоции приобретают формы агрессивного национализма.
Урбанизация – порождает ряд проблем связанных с транспортом, водоснабжением, загрязнением, а также растущим социальным неравенством – кварталы для бедных и районы для элитного жилья.
Охрана здоровья и ликвидация опасных болезней – СПИД, рак, малярия, астма, аллергии, различные виды гриппа – до сих пор не удаётся изобрести эффективную вакцину или профилактику данных заболеваний.
Дефицит демократии и кризис культуры и нравственности – высокий уровень преступности, терроризм.

Проблемы смешанного характера:

Технологические аварии - Чернобыль, Фукусима – ставят под угрозу вымирания многие биологические виды, в том числе и человека. Грозят гибелью всему человечеству.
Стихийные бедствия – гибель множества людей и разрушение материальных ценностей (назовите недавно произошедшие стихийные бедствия.)
Суицид – в большинстве стран количество случаев суицида ежегодно увеличивается, в большинстве своём среди молодёжи – от 11 до 25 лет.
Региональные конфликты - после окончания Второй мировой войны на планете зарегистрировано 60 войн и локальных конфликтов, в которых погибло ок. 7,5 млн. человек. Исключить войну как способ решения конфликтов - приведите пример современных конфликтов известных вам.

Природно - экономические проблемы:

Экологическая – хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу – истощение земель, загрязнение рек и океанов, вырубка тропических лесов, уничтожение биологических видов, парниковый эффектвсё это ведёт к гибели человеческой цивилизации.
Энергетическая - растущий разрыв между высокими темпами развития энергоёмких производств и ограниченность, и невосполнимость запасов топлива.
Продовольственная самое большое производство продовольствия на душу населения и самое большое количество голодающих и недоедающих за всю историю человечества.
Сырьевая – минеральные ресурсы ограничены, исчерпаемы и невозобновляемы.
Мирового океана – океан является регулятором температуры на планете и производителем кислорода. Загрязнение и выкачивание ресурсов мирового океана ведёт к кардинальным изменениям климата и экосистемы планеты. Таяние ледников и опреснение океанской воды приводит к гибели множества редких видов животных и растений, а также охлаждению воды в океане.

Проблемы научного характера:

Освоение космоса - пребывание человека в космосе породило проблему космического мусора – отработавшие срок станции, ступени ракетоносителей, продукты жизнедеятельности космонавтов
Исследование внутреннего строения земли и прогнозирование погоды и стихийных бедствий – та область науки, которая возможно поможет человечеству выжить, но проводя научные исследования учёные, сами того не желая нарушают хрупкое равновесие природы.

Основные направления в решении глобальных проблем человечества
- формирование планетарного сознания;
- изучение причин и условий приводящих к возникновению и обострению проблем.
- сотрудничество и усилия всех стран в решении и прогнозировании проблем.

Практические занятия:
Работа с текстом.



Домашнее задание:
Эссе: «Природа это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков»
Древняя индийская сентенция
Составить развёрнутый план по тексту.

Глобальные проблемы человечества

«Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации...
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».

(А. Печчеи)
1 Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите три проблемы.

2. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 315