Урок обществознания для 11 класса Глобальные проблемы человечества 
Автор: учитель истории и обществознания МОБУ СОШ с. Языково 
Варламова Марина Шахабджановна
Глобальные проблемы человечества
Цели  урока: 
-  обобщить  знания  учащихся  о  глобальных  проблемах, показав  их  взаимосвязь и  взаимообусловленность, их  отличия от  любых  иных  проблем  человека;  
 -  акцентировать социальные  аспекты   этих  проблем, необходимость совместных  усилий  для  их разрешения, значения и  роль  самого  общества;
 -  дальнейшее  формирование   умений и навыков  коллективной   работы  по  обобщению, сравнению, анализу  материалов,  умению  выявлять причинно- следственные  связи;              
- формировать навыки работы с текстом (задание С);              
- воспитывать  умного, грамотного ученика, умеющего  видеть будущее  и  участвовать  в  его  развитии, прогнозировать его.
Тип урока: комбинированный 
Ход  урока:
Подготовка к изучению материала:
Когда появился термин «Глобальные проблемы» и что он означает?
Какие проблемы относятся к глобальным и почему?
Изучение нового материала:
Причины возникновения глобальных проблем.
Признаки глобальных проблем.
Классификация глобальных проблем и их сущность.
Основные направления в решении глобальных проблем человечества. 
Практические занятия:
Работа с текстом.
Домашнее задание:
Эссе:  «Природа  это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков.»
Древняя индийская сентенция  
Составить развёрнутый план по теме «Глобальные проблемы человечества».
Составить тест или кроссворд по теме «Глобальные проблемы человечества». 
(слайд 4.)  Причины возникновения глобальных проблем
Глобализация – процесс объединения, охватывающий всю историю, науку, человечество, отражающий взаимосвязь стран, народов и независящих от человека явлений природы.
Интернационализация – процесс  сближения наций и народов мира во всех сферах общественной жизни.
( слайд 5) Признаки глобальных проблем.
(слайды 6 – 10) классификация глобальных проблем и их сущность.
Политического и социально – экономического характера:
Предотвращение ядерной войны и обеспечение мира –  наращивание вооружения посла Второй мировой войны и овладение ядерным оружием нестабильными державами создаёт реальную угрозу для мировой безопасности.
Обеспечение экономического роста – достижение максимальных результатов с минимальным ущербом для среды.
Преодоление отсталости слаборазвитых стран -  отсутствие нормальных условий жизни у большинства населения слаборазвитых стран, и невозможность этих стран сократить уровень отставания самостоятельно.
Управляемость мировым сообществом – контроль над «горячими точками».
Проблемы социального характера:
Демографическая – рост населения увеличивает потребности в продовольствии и промышленных товарах, в новых землях, в большем количестве топлива, металла, машин. 
Межнациональных отношений –  неконтролируемые национальные эмоции приобретают формы агрессивного национализма.
Урбанизация – порождает ряд проблем связанных с транспортом, водоснабжением, загрязнением, а также растущим социальным неравенством – кварталы для бедных и районы для элитного жилья.
Охрана здоровья и ликвидация  опасных болезней –  СПИД, рак, малярия, астма, аллергии, различные виды гриппа – до сих пор не удаётся  изобрести эффективную вакцину или  профилактику данных заболеваний.
Дефицит демократии и кризис культуры и нравственности – высокий уровень преступности, терроризм. 
Проблемы смешанного характера:
Технологические аварии -  Чернобыль, Фукусима – ставят под угрозу вымирания многие биологические виды, в том числе и человека. Грозят гибелью всему человечеству.
Стихийные бедствия – гибель множества людей и разрушение материальных ценностей  (назовите недавно произошедшие стихийные бедствия.)
Суицид – в большинстве стран количество случаев суицида ежегодно увеличивается, в большинстве своём среди молодёжи – от 11 до 25 лет.
Региональные конфликты - после окончания Второй мировой войны на планете зарегистрировано 60 войн и локальных конфликтов, в которых погибло ок. 7,5 млн. человек. Исключить войну как способ решения конфликтов  - приведите пример современных конфликтов известных вам.
Природно -  экономические проблемы:
Экологическая – хозяйственная деятельность человека ведёт к возрастанию нагрузки на природу – истощение земель, загрязнение рек и океанов, вырубка тропических лесов, уничтожение биологических видов, парниковый эффектвсё это ведёт к гибели человеческой цивилизации.
Энергетическая -  растущий разрыв между высокими темпами развития энергоёмких производств и ограниченность,  и невосполнимость запасов топлива.
Продовольственная  самое большое производство продовольствия на душу населения и самое большое количество голодающих и недоедающих за всю историю человечества.
Сырьевая – минеральные ресурсы ограничены, исчерпаемы и невозобновляемы. 
Мирового океана – океан является регулятором температуры на планете и производителем кислорода. Загрязнение и выкачивание ресурсов мирового океана ведёт к кардинальным изменениям климата и экосистемы планеты. Таяние ледников и опреснение океанской воды приводит к гибели множества редких видов животных и  растений, а также охлаждению воды в океане.
Проблемы научного характера:
Освоение космоса -  пребывание человека в космосе породило проблему космического мусора – отработавшие срок станции, ступени ракетоносителей, продукты жизнедеятельности космонавтов
Исследование внутреннего строения земли и прогнозирование погоды и стихийных бедствий – та область науки,  которая возможно поможет человечеству выжить, но проводя научные исследования учёные, сами того не желая нарушают хрупкое равновесие природы. 
Основные направления в решении глобальных проблем человечества
- формирование планетарного сознания;
- изучение причин и условий приводящих к возникновению  и обострению проблем.
- сотрудничество и усилия всех стран в решении и прогнозировании проблем.
Практические занятия:
Работа с текстом.
Домашнее задание:
Эссе:  «Природа  это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли взаймы у потомков»
Древняя индийская сентенция  
Составить развёрнутый план по тексту.
Глобальные проблемы человечества
 «Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному  ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии  и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно  растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации...
Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора,  наконец,  понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом».                                                                                                    
                                                                                     (А. Печчеи)
1  Какие глобальные проблемы современного общества выделены автором текста? Укажите три проблемы.
2. Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
3. Проиллюстрируйте тремя примерами утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
4. Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодоление контрастов между «богатыми» и «бедными» странами? Приведите два аргумента в подтверждение своей позиции.
13PAGE  15
13PAGE  14115
Заголовок 1Заголовок 315