Доклад на круглый стол «Качество профессионального образования: сущность, основные факторы, характеристики, изучение в системе дополнительного профессионального образования»
ДОКЛАД ХОЛОДНОЙ СВЕТЛАНЫ ГРИГОРЬЕВНЫна круглый стол «Качество профессионального образования: сущность, основные факторы, характеристики, изучение в системе дополнительного профессионального образования» на тему: Модель развития методической компетенции преподавателей профессиональной подготовки ОУ СПО Донецк 2017 Образование - не подготовка к жизни, оно сама жизнь. Джон Дьюи Проблема качества кадров в образовании была всегда актуальной, а вопрос качества кадров профессиональной школы ОУ СПО ещё и очень сложным Не для кого не секрет, что большая часть педагогов, которые задействованы для преподавания предметов профессионального цикла – это специалисты, которые пришли с производства и имеют профессиональный опыт. Но они не имеют педагогического образования, что значительно усложняет ситуацию во время решения кадрового вопроса. Приём таких специалистов на должность «Преподавателя» происходит на уровне интуиции руководителя образовательного учреждения, тогда как будущий преподаватель очень туманно представляет выполнение своих должностных обязанностей. Согласно должностной инструкции преподаватель должен: быть компетентным в образовательной отрасли и иметь определенные компетенции для выполнения задач, определённых законами, нормативно-законодательными актами и положениями.быть сегодня, сейчас и немедленно – он приступает к выполнению своих должностных обязанностей – обучать, развивать, воспитывать. Как условия для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: комуникативная компетенция образовательная компетенция управленческая компетенция профессиональныекомпетенции методическая компетенция Исследовательская компетенция Тот, кто сегодня пришел к ОУ СПО как преподаватель профессиональной подготовки, должен четко понимать – какой он путь к методической компетенции, где тот источник, что хотя бы на некоторое время утолит жажду знаний. Поэтому определить временные рамки этапов формирования методической компетентности (как, например, в вузе) не оказывается возможным. Вместе с тем, выходя из задач методической работы по повышению квалификации педагогических работников и сравнивая этапы с уровнями сформированности методической компетентности, можно выделить три уровня развития методической компетенции: Развитие методической компетенции - процесс, который осуществляется в течении всей профессионально-педагогической деятельности преподавателя Уровни развития методической компетенции Пошаговая модель менеджмента системы формирования педагогического мастерства в ОУ СПО «…нельзя ожидать одинаковых уровней компетентности от всех учителей сразу, и точно так же не следует допускать того, чтобы конкретный учитель в течение всей своей карьеры оставался на одном и том же уровне профессиональной зрелости».Доктор Адам Урбански. Первый шаг - пороговый Разработка и подбор методик для проведения диагностики педагогических кадров. Второй шаг - аудиторный Мониторинг педагогического состава ОУ СПО.Определение, измерение и анализ личных профессионально – значащих качеств педагога.Определение уровня готовности педработников к научно – исследовательской деятельности.Определение уровня использования педагогических технологий.Определение показателей результативности педагогического труда.Анализ профессиональных запросов педагогов. Формирование и совершенствование педагогического мастерства происходит на протяжении всей педагогической деятельности. Весь процесс его формирования и совершенствования условно можно разделить на три периода. Первый период – период адаптации. Педагог – новичок изучает коллектив образовательного учреждения, его традиции. Именно здесь он получает необходимые специальные и психолого-педагогические знания для своей профессиональной деятельности. Второй период – период становления педагога. Он обычно длится два-три года. В это время у преподавателя окончательно складываются представления о характере своей деятельности, происходит проверка теоретических знаний, а также навыков и умений. Основное внимание он сосредотачивает на освоении преподаваемой дисциплины. Мастерство начинает складываться в стабильную систему. Третий период – совершенствование педагогического мастерства на основе приобретаемого опыта и дальнейшего роста теоретических знаний по преподаваемому предмету, знаний о педагогике и психологии, знаний в других областях. В этом периоде происходит непрерывное развитие педагогических способностей, педагогического такта, психолого-педагогических качеств, необходимых для успешной преподавательской деятельности. Уровневая диагностика Модель развития методической компетенции преподавателя профессиональной подготовки Естественно преподаватель не может развиваться сам по себе. Для развития должна быть создана соответствующая среда, условия и инструменты развития методической компетенции (ИРМК). Не принимая во внимание то, какой методический уровень имел специалист во время приема в ОУ, условия для развития и формирования методической компетенции создаются одинаковые для всех типов педагогических кадровых единиц, а именно: УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Образование в вузе Самообразование Образование в ОУ Образование вне ОУ Третий шаг - студийный «Творчество радиоактивно, – говорил писатель Юрий Олеша. Происходит известный в психологии процесс «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие собственной работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой». Маршрут педагога по системе формирования педагогического мастерства внутри образовательного учреждения Методический совет Методическая комиссия Аттестационная комиссия Педагогический совет Совет наставников Школа молодого педагога Самообразование Библиотека Методический кабинет Стимуляторы активизации запросов и потребностей к профессиональному росту педагога Должностная инструкция Положение об аттестации Работа в методической комиссии Система новаторства Участие в конкурсных программах Государственные образовательные стандарты компетентность Участие ОУ в экспериментальной деятельности Информатизация образовательных процессов Педагогическая рефлексия Выражает умение педагога дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение в педагогическом процессе, понять то, что он является ключевой фигурой в таком ответственном деле, как формирование личности студента. Педагог, обладающий рефлексией, является менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к студентам. Инструменты педагогической рефлексии Формула развития методической компетенции Базовий компонент – знания и опыт, полученные во время обучения в вузе и работы на производстве.Первый методический уровень (ПМУ) – базовий компонент + педагогический опыт во время самообразования: педагогическая литература, интернет-ресурсы, профессиональная литература, периодические издания и ИРМК. Второй методический уровень (ВМУ) – базовый компонент + ПМУ + образование внутри ОУ: инструктивные совещания, взаимопосещение уроков, методические комиссии, педагогические советы, школа молодого педагога, мастер – классы, конкурси проф. мастерства, ТУМО, РУМО и другие ИРМК. Третий методический уровень (ТМР) – базовый компонент + ПМУ + ВМУ + курсы повышения квалификации: теоретические и практические занятия, самостоятельная работа, веб – семинары, педагогические гостинные, педагогические мастерские, уроки передовых педагогов, творческие работи, проектная деятельность, выпускная работа и другие ИРМК. базовий компонент + ПМУ + ВМУ + курсы повышения квалификации Модель развития методической компетенции педагога профессиональной школы Базовий компонент Мастер - классы Методические комиссииї ТУМО, РУМО Инструктивные совещания Конкурсы проф. мастерства Педагогические советы Взаємовідвідини уроків Школа молодого педагога Педагогическая литература Итернет ресурсы Периодические издания Професиональная литература Практические занятия Теоретические занятия Выпускная работа Уроки передовых педагогов Самостоятельная работа.Веб – семинары. Творческие работы.Проектная деятельность. Педагогические мастерские Педагогические мастерские Условные обозначения: - самообразование; - образование в ОУ СПО; - курсы повышения квалификации. Модель-трансформер развития методической компетенции преподавателя профессиональной подготовки ОУ СПО имеет: основу – это базовий компонент (образование по специальности);три методичеких уровня - они демократические, гибкие по содержанию, так как некоторые инструменты развития методической компетенции, растут от уровня к уровню и имеют конечный результат, который представлен формулой «базовий компонент + ПМР + ДМР + курси подвышения квалификации»;перспектива развития – это незаполненные клетки на кождом уровне; выбор преподавателем ИРМК - в зависимости от условий в образовательном учреждении, его запросов к професиональному росту, развития общества, образования, техники, определенных отраслей производства, требований времени и т.д.. Таким образом, в свете современных требований развитие методической компетенции преподавателя профессиональной подготовки, пройдя путь от оббучения самым простым действиям по подбору методов и приемов работы в рамках целой методической системы, является необходимым условием для развития профессиональной компетентности педагога в целом. Полученная модель РМКП и условия для стимулирования педагогической деятельности путем саморазвития через самоанализ и мониторинг личных педагогических достижений способствовали созданию: демократической системы управления педагогическими кадрами в образовательном учреждении;благоприятных условий для адаптации начинающих педагогов;условий для развития спроса педагогов к профессиональному росту.А это и есть переход от ориентации на внутренние формальные показатели профессиональной деятельности педагога к ориентации на модель профессиональной педагогической компетентности преподавателя и достижения конечной и конкретной цели - реализации Государственного стандарта профессионального образования. «Собраться вместе – это начало,Остаться вместе – это прогресс,Работать вместе – это успех»./Генри Форд/ «Даже оказавшись на правильном пути, вы рискуете сойти с него, если остановитесь хоть на минуту» Уилл Роджерс «Отношения нужно держать прочищенными, как дорожку к дому, занесенного снегом. Пусть сегодня ты никого не ждешь, но вокруг живут люди, и путь к тебе должен быть открыт». Марк Кукушкин