Методический доклад на тему:Гуманистическое воспитание на уроках русского языка и литературы


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края«Армавирский юридический техникум»
(ГБПОУ КК АЮТ)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему
«Гуманистическое воспитание на уроках русского языка и литературы»
Подготовила преподаватель
Абелян А.А.
Рассмотрен и утвержден
на заседании
общих гуманитарных дисциплин
«»2016 г.
Протокол №
Председатель ЦМК

2015-2016 уч. г.
Гуманистическое воспитание на уроках русского языка и литературы.
План.
1. Актуальность и перспектива.
2. Теоретическая база опыта.
3. Ведущая педагогическая идея.
4. Технология опыта
5. Результативность

1. Актуальность и перспектива
Гуманизация – одно из основных направлений реформы системы образования. В Законе РФ «Об образовании» определяется приоритет воспитания, формирования социально активной, творческой личности, стремящейся к постоянному самообразованию и саморазвитию.
Проблема формирования гуманных качеств личности и норм гуманистического поведения весьма актуальна для современного общества. Ведь практически ежедневно СМИ сообщают о фактах насилия, жестокости, грубости, агрессии, да и в повседневной жизни мы часто видим подобные проявления.
Противостоять этому, учить добру, терпимости и взаимопониманию – такие задачи стоят перед педагогами. Изучение дисциплины Русский язык и литература является важным и необходимым условием развития таких качеств, как доброта, отзывчивость, сострадание, любовь к родине, людям, толерантность. Уроки русского языка и литературы способствуют также формированию навыков нравственного поведения. В ситуации, когда свобода понимается порой как вседозволенность, когда родители заняты зарабатыванием денег, а телевидение и другие СМИ сложили с себя воспитательные функции и заполонили эфир всевозможными шоу, сериалами и эротикой,- именно уроки русского языка и литературы призваны способствовать формированию личности, развитой духовно и нравственно, гуманистически направленной, готовой к активному участию в жизни государства и общества.
2. Теоретическая база опыта
Мысль о развивающем, воспитывающем воздействии литературы не нова.
Назидания, нравоучения приносят мало пользы, а то и вовсе вредят. «Художник, - писал Л.Толстой,- для того чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках». Сказанное Л.Толстым в полной мере относится и к нашей с вами работе . Реализация воспитательной функции уроков русского языка и литературы возможна лишь на основе личностного восприятия произведения в единстве содержания и формы при условии сотрудничества всех участников учебного процесса. Организация изучения предмета на основе принципов личностно-ориентированного, коммуникативно-деятельностного подходов обеспечивает эффективность процессов образования и воспитания.

3. Ведущая педагогическая идея
Русский язык и литература занимают особое место среди общеобразовательных дисциплин. Это одни из самых сложных и значимых предметов. Специфика изучения предмета заключается в необходимости сочетать эмоциональное, личностное восприятие произведения искусства и объективное, научное исследование художественного слова в контексте. Урок русского языка и литературы должен вызывать и поддерживать живой интерес к чтению, к слову, развивать художественный вкус и в то же время давать научные знания. Причем эти процессы должны идти не отдельно друг от друга, а образовывать гармоничное единство.
В общеобразовательных программах представлены произведения, отличающиеся эстетической привлекательностью, правдивостью, глубиной нравственной проблематики. Изучение таких произведений оказывает серьезное воспитательное воздействие. Задача преподавателя – использовать этот огромный потенциал русского языка и литературы как условие, необходимое для становления личности и диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, как условие саморазвития, самовоспитания личности.
А важнейшим направлением саморазвития является формирование гуманных качеств личности, которые находят выражение в поведении человека, основанном на соблюдении нравственных норм, выработанных человечеством, в следовании золотому правилу нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.
4. Технология опыта
Формирование гуманных качеств личности

В формировании ценностных ориентаций, убеждений, навыков поведения важную роль играют художественные образы. Об этом свидетельствует как простой житейский опыт, так и исследования психологов. Молодому человеку нужен пример для подражания, и часто им становится герой литературы или кино. Известно множество примеров, когда целые поколения молодых людей равнялись на героев книг («байронический» герой в начале 19 века, Павка Корчагин и молодогвардейцы – в 20 веке, герои скандально известного сериала «Бригада» на рубеже 20-21 веков).
В интервью газете «Аргументы и факты» известный актер Алексей Баталов сказал: «Я вырос в таком окружении, где люди, несмотря ни на что, оставались ЛЮДЬМИ. Если бы их не видел, может, стал бы бандитом… Люди эти – Пастернак, Ахматова, Раневская». Это еще раз подтверждает мысль о том, как важно, какой герой или какой человек станет образцом для формирующейся личности. Следовательно, большая ответственность возлагается на взрослых, которые сопровождают развитие ребенка, в том числе и на нас с вами, преподавателей.
Как организовать процесс изучения художественного произведения в качестве условия формирования личности?
Задача преподавателя русского языка и литературы – использовать огромный нравственный потенциал литературы. Чтобы решить поставленную задачу, необходимо правильно, эффективно организовать учебный процесс.
Первое, главное условие – не допускать никакого формализма. Уроки русского языка и литературы – это, прежде всего, уроки живого общения. Преподаватель должен быть увлеченным, эмоциональным, искренним, открытым. Только тогда он может рассчитывать на открытость и искренность обучающихся. Исследователи проблемы осуществления личностно-ориентированного взаимодействия считают диалог одной из ведущих форм педагогических технологий. «Диалог – это всегда разговор о смысле событий для личности, о значимости самой личности для других людей и событий".
Одним из важнейших приемов является выразительное чтение. Высокохудожественное произведение скажет само за себя, вызовет сопереживание, разбудит чувства. Какая тишина стоит в классе, какие одухотворенные лица у ребят, когда они слушают поэму "Реквием" А.Ахматовой , отрывки из " Севастопольских рассказов" Л.Толстого и романа А.Фадеева "Разгром" . Эта тишина объединяет сильнее и приносит порой большие плоды, чем самые умные и правильные разговоры.
Хорошим вариантом представляется использование дисков, аудиокассет, видеозаписей, на которых представлены художественные тексты в исполнении профессиональных чтецов и актеров. Например, эпизод Бородинского сражения из фильма С.Бондарчука «Война и мир», использованный на уроке по теме «Гуманистический пафос изображения войны в романе Л.Толстого», был, пожалуй, самым убедительным аргументом, вызывающим неприятие войны, сочувствие к ее участникам и в то же время восхищение их мужеством и самоотверженностью.
Эффективным методом изучения произведения, способствующим формированию гуманных качеств личности, является постановка проблемных вопросов и организация дискуссии, сопоставление различных мнений по одному вопросу. Это может быть спор двух героев или высказывания ученых, писателей, литературоведов о проблеме, поставленной в произведении.
Так, характеризуя образ Катерины из драмы Островского «Гроза», обращаемся к оценкам, данным Добролюбовым и Писаревым. Обучающиеся пытаются определить, насколько справедливо каждое высказывание, аргументировать свою точку зрения. В ходе дискуссии возникают и обсуждаются следующие вопросы:
- Катерина – жертва трагедии или виновница?
- Слабая она или сильная?
- Был ли у нее другой способ решения проблем?
Студенты дают нравственную оценку характеру и поступкам героини, выражают сочувствие, сопереживание. Признавая, что в мире Кабановых и Диких Катерина вряд ли могла поступить иначе, ребята пытаются все же предложить позитивные способы решения проблемы, говорят о том, что самоубийство – не выход из положения.
Так попытка решить литературоведческую проблему приводит к размышлениям нравственным, философским, житейским. Сегодня, когда столь высок процент самоубийств среди подростков, этот разговор представляется очень важным. У обучающихся не должно остаться впечатления, что самоубийство – способ решения жизненных проблем.
Необходимым условием эффективности обучения и воспитания является деятельностный подход. Активизация деятельности обучающихся – одна из важнейших задач преподавателя.
Во-первых, это организация чтения. Уметь читать – это значит понимать и оценивать прочитанное. Задача преподавателя – организовать деятельность так, чтобы обучающиеся учились анализировать прочитанное, проявляли интерес к слову, выявляли авторскую позицию, грамотно высказывали свои суждения не только в устной форме, но и в письменной. И надо сказать, что это задача не только преподавателя русского языка и литературы, но и преподавателей всех дисциплин. Нередко мы с вами сталкиваемся с проблемой, когда студенты не могут ответить связно на поставленный вопрос, допускают ошибки в выборе речевых оборотов, путают понятия, безграмотно пишут. И если каждый из нас, предметников, на своих уроках будет уделять внимание культуре речи обучающихся, грамотному письму , то в результате мы получим высокообразованного человека, специалиста своего дела.
Так, например, организация групповой деятельности позволяет решить одну из перечисленных выше проблем: умение связно строить свой ответ . В группе обучающийся имеет мало шансов отвлечься, отключиться от общего дела. Ему легче реализовать себя, высказать свои суждения.
На уроке по творчеству Л.Толстого обучащиеся в микрогруппах выполняли задание к уроку «Сила духа русского народа в представлении Л.Толстого( по «Севастопольским рассказам»). Ребята внимательно проанализировали эпизоды, сделали точные наблюдения и убедительные выводы, подтверждающие слова автора о том, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Надо сказать, что такого рода творческие работы побуждают обучающихся обдумать содержание произведений, оценить, высказать свое суждение, «примерить» к себе и современной действительности.
Чаще всего творческий подход обучающиеся реализуют в сочинениях. В качестве тем для творческих работ часто предлагаются проблемные вопросы:
- История жизни Обломова: трагедия или сатира?
- Почему доктор Старцев превратился в Ионыча?
- Почему сегодня нужно читать Достоевского?
Ответы на эти вопросы приводят студентов к размышлениям о нравственных проблемах, о смысле и цели жизни, о том, как надо жить. Вот что они пишут:
«Уважаемый врач, хороший, нужный человек превращается в Ионыча, толстого, старого. А все только потому, что ушла надежда, ушла любовь, и больше нет мечты»
«Все в жизни познается в разных чувствах: любви, счастье, страдании. Если человек живет в одном лишь счастье, то он просто живет как будто бы в замке за высокой стеной, через которую не видит настоящую жизнь».
5. Результативность
Воспитание – процесс сложный, многоплановый. Определить результативность именно уроков русского языка и литературы сложно.
Сделать всех детей добрыми, чуткими, милосердными только за счет уроков русского языка и литературы вряд ли возможно. И все же некоторые факты позволяют говорить о положительных результатах, о том, что уроки русского языка и литературы, действительно, способствуют формированию грамотной, гуманистически направленной личности.
В конце учебного года обучающимся было предложено написать о том, что больше всего запомнилось, понравилось в ходе изучения дисциплины Русский язык и литература. Вот некоторые высказывания обучающихся.
- На меня произвели огромное впечатление произведения о войне. Благодаря этим книгам, мы будет помнить то трудное время , ценить и уважать тех, кто сражался за мир.
- Во многих героях я находила своих близких, знакомых, друзей и, наблюдая за их поведением, узнавая ход событий, я училась на их ошибках.
- Особенно тема войны запала мне в душу, она открыла для меня все, что происходило на войне, она показала всю жестокость той войны.
- Мне больше всего понравились рассказы Чехова. Как он в одно и то же время и высмеивает людей, и понимает их, сочувствует им …
В этих ответах нет глубокого анализа, но они свидетельствуют о том, что произведения прочитаны, что они вызвали эмоциональный отклик, заставили задуматься над проблемами бытия.
А главное, уроки русского языка и литературы не прошли даром, ведь обучающиеся отмечают именно эмоциональное, духовно-нравственное воздействие художественного слова и художественных произведений. Это убеждает в правильности выбранного направления, в необходимости продолжать начатую работу, совершенствовать ее, учитывая полученные результаты.
Список использованной литературы
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
2. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.
3. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59–63
4. Касимова, Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
5. Овчинникова, Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики [Текст] / Н.П. Овчинникова // Педагогика. – 2007. – №1. – С. 93 – 101
6. Гуманистическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
7. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с. 160.