Общешкольное родительское собрание на тему Семья и школа. Грани сотрудничества
Методическая разработка общешкольного родительского собрания на тему "Семья и школа. Грани сотрудничества".
Автор-разработчик Ртов Вячеслав Владимирович.
Ход собрания:
1.Вступительное слово.
Уважаемые родители, хочу затронуть проблему сотрудничества семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
В качестве логотипа я выбрал картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирующий наших детей.
- Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа»
Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Работая в системе образования шестнадцатый год и наблюдая за поведением детей, к сожалению, очень часто приходится наблюдать, что фундамент-то не прочный, а то и вовсене заложен. И то, что в ребенке должно быть уже сформировано, согласно его возрасту, (что можно, что нельзя, такое понятие как «надо», модель отношений взрослый-ребенок) эти понятия приходится не развивать, а впервые объяснять. Естественно, ребенок воспринимает это в штыки, поскольку в семье, возможно, об этом никогда не говорили.
4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
- Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной адаптации и защиты.
Макаренко подчеркивал: (слайд 4) “Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (Антон Семёнович Макаренко)
У нас с вами единая цель!
- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)
-У каждого из Вас (и у меня) есть зелёные листочки(листочки вырезаны из самоклеющейся цветной бумаги). Напишите на них качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? (Родители пишут качество, подходят по очереди к дереву и, называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым
- Посмотрите, какое красивое получилось дерево. Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок (слайд 5) – сухим, пустым, злым и чёрствым, или (слайд 6) разносторонним, счастливым, добрым и всем тем, что написано на этих листках.
- А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов? (работая вместе). Это невозможно сформировать ТОЛЬКО в семье или ТОЛЬКО в школе.
- Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.
Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
Следовательно, нашими совместными задачами являются: (слайд 9)
школа и семья - союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делаются записи учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
Хочу задать вопрос: проверяете ли вы дневник своего ребенка? А теперь – как регулярно? А ведь это и есть один из способов сотрудничества, поскольку на любую запись в дневнике, сделанную учителем, от вас должна быть ответная реакция, направленная в унисон с действиями учителя, а не оправдывающая проступок вашего ребенка или вовсе оставленная без внимания.
В нашей школе используется такая форма сотрудничества как Открытые уроки. Они обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Посещение открытых уроков позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Мы также проводим Дни открытых дверей. Как правило, проводим в удобное для родителей время, в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Уважаемые родители, задайте себе вопрос. Вы были? Вы посещали? Вы, вообще, знаете об этом? А это тоже один из вариантов формы сотрудничества.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения, если нет возможности личной встречи, хотя надо находить для этого время.
Опять вопрос. Как часто ВЫ звоните своему классному руководителю, дабы поинтересоваться успехами или неудачами своего чада? А классные руководителе звонят! Знаете, приходилось слышать и такое – "Опять", "Да че она звонит", "Надоела со своими придирками". Хочу сказать, в нашей школе работают опытные, неравнодушные педагоги. А иначе, наверное, нельзя Равнодушный в школе не задержится. Так вот то и звонит, что не безразлично! То и звонит, что не может закрыть глаза на те или иные проступки. Поскольку прекрасно знает, что закрыв глаза на мелкую, на ваш взгляд, проблему сегодня, учитель понимает к каким негативным последствиям в дальнейшем это может привести завтра. И наши учителя не считаются с тем, что любой звонок – это, прежде всего, финансовые затраты, поскольку ни один разговор, уверен, не длится одну минуту, а сколько их в течение года? Наша цель общая: не допустить беды, воспитать полноценных граждан своей страны (я не побоюсь сказать этой пафосной фразы). Граждан умных, целеустремленных, полезных, могущих адаптироваться в различных меняющихся условиях, приносящих пользу своему отечеству в конечном итоге. А не быть гнойным нарывом спившегося, скурившегося и опустившегося.не буду продолжать дальше.
Уважаемые родители, хочу продолжить тему единства требований школы и семьи.
Два дня назад прошла линейка Первого звонка. Разве не отрадно было наблюдать как красиво выглядели наши дети в праздничной нарядной школьной форме. Наступили будни И зрелище резко стало унылым. Уважаемые родители, хочу напомнить вам, что существует Закон об обязательном! ношении школьной формы в образовательных учреждениях. Это же положение записано и в Уставе нашей школы. Не написано – розовая кофточка с рюшечкамии и вырезом, не короткая юбка и туфли со шпильками, потому что это красиво, а строго определен вид. Форма в черно-зеленую клетку, черные брюки и юбка определенной длины. Этот вид формы выдуман не учителями, а принимался вами. На таком же общешкольном родительском собрании. И возмущаться по поводу Ой, да зачем она нужна вообще, было бы не умно. Поскольку это – ЗАКОН. С таким же успехом можно высказывать недовольство почему нельзя шуметь после 23 часов, зачем высчитывают из зарплаты подоходный налог в 13 %, почему нужно переходить дорогу только на зеленый свет. И я не хочу принимать реплики типа – Она не удобная НЕ ХОЧУ! Поскольку ничего неудобного в школьной форме не вижу. Мы все с вами родом из Советского Союза. И все ходили в школу в школьной форме. Скажите кому от этого было плохо? И это совсем не означает, что мы возвращаемся к одноликости. Нет! Но вы отправляете детей в школу, простите, для чего? Зачем? Правильно, за знаниями А у меня складывается впечатление иной раз, что дети сюда приходят совсем за другим. Хвостом вертеть друг перед другом. У кого какие каблуки, у кого какие джинсы. И у меня на уме только одно, что либо вам безразлично в чем уходит одетый ваш ребенок, либо вы расписываетесь в собственном бессилии, что не можете заставить, убедить своего ребенка в необходимости исполнения ЗАКОНА! А нарушение закона, хочу напомнить, предполагает ответственность. И эту ответственность несете ВЫ, как родители! И, видимо, пора уже ее накладывать, поскольку, простите, товарищи родители, но так нельзя!
Воспитание, уважаемые родители, это ТРУД и контроль. Контроль абсолютно за всем, начиная со школьной формы, формы на урок физкультуры, контролем за выполнением домашнего задания (не спросить сделал - нет, а ПРОВЕРИТЬ), помочь в выполнении домашнего задания. В начальной школе с этим дело обстоит, можно сказать, хорошо. Но чем взрослее становится ребенок.Тем грустнее...
Разговаривая с родителями, очень часто приходится слышать фразу – «Он уже большой, я ему доверяю». В ответ хочется напомнить русскую поговорку – «Доверяй, но проверяй!». Я думаю вы меня услышали.
Вот только в этом случае, когда учителя и родители будут в унисон предъявлять одинаковые требования, мы с вами можем рассчитывать на успех в общем деле.
2. Притча «Надежда».
Обобщая вышесказанное, я предлагаю Вашему вниманию одну притчу.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любит больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла
Вдруг в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся это, он заплакал.
Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
А моя внутренняя свеча горит с надеждой о том, что наш сегодняшний разговор будет воспринят правильно и не в штыки. Что педагогика сотрудничества семьи и школы будет развиваться в правильном русле.
Что вы правильно будете воспринимать сигналы и звонки своих классных руководителей. Приходите в школу. Интересуйтесь проблемами своих детей. Не бойтесь проявлять родительскую заботу о своих детях. Это ВАШИ дети. В конечном итоге вместе мы сможем вырастить то красивое дерево, о котором я говорил в начале.
Спасибо за внимание.
Рисунок 215