Выступление на ОРК на тему Семья и школа: грани сотрудничества
Выступление на общешкольной родительской конференции «Семья и школа:партнёры в воспитании детей»
Тема «Семья и школа: грани сотрудничества». (слайд 1)
Калошкина Ольга Викторовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 3 с. Алакуртти»
Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Задачи:
Сформировать у родителей понимание необходимости тесного сотрудничества семьи со школой.
Сформировать у родителей интерес к совместной работе со школой по различным направлениям.
Формирование позитивного опыта семейных отношений, внимания и любви к своим детям.
Оборудование собрания:4 свечки с надписями, на ватмане нарисованное дерево без листьев; вырезанные из самоклеющейся бумаги зелёные листочки; компьютер; проектор.
Ход собрания:
1.Вступительное слово.
- Уважаемые родители, сегоднямы говорим с вами о проблеме сотрудничества семьи и школы. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
В качестве логотипа мы выбрали картинку, изображающую две руки, как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток, символизирущий наших детей.
- Когда – то ещё Лев Кассиль сказал: (слайд 2)
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»
2. Притча «Надежда».
Я предлагаю Вашему вниманию притчу о надежде в нашей жизни.
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! - произнеся это, он заплакал.
Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Этой свечой в жизни ребёнка являются родители и педагоги, которые светят другим, сгорая сами. Именно мы с вами должны зажечь в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
3. Решение проблемной ситуации.
- Сейчас я Вам предлагаю типичную проблемную ситуацию, в которой нам нужно будет разобраться. (Ситуацию можно, по возможности, инсценировать с подготовленными людьми)
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать. Здравствуйте, Мария Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с математики? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не ...
Мать . Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я ...
Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все! Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет!
- А теперь я попрошу вас ответить на вопросы (слайд 3)
1. Предложите решение данной ситуации с точки зрения родителей.
2. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации?
(Аргументы родителей)
- В данной ситуации явно видно, что ребёнка ущемляют, как личность, ему даже не дают возможность сказать, объяснить.
- Анализируя эту ситуацию, возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
4. Беседа «Каким вы хотите видеть своего ребенка?»
Макаренко подчеркивал: (слайд 4) “Воспитание - есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. (Антон Семёнович Макаренко)
- Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. В семье все основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты.
- Скажите, пожалуйста, а каким вы хотите видеть своего ребенка? (слайд 5) Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы хотели бы его наделить? (на доске прикреплен ватман с нарисованным деревом без листьев)
-Заранее я попросила вас написать на зелёных листочках качества, которыми вы хотите наделить вашего ребенка? ( называя вслух написанное слово, приклеивают к дереву листок)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым… (слайд 6)
- Посмотрите, какое красивое получилось дерево . Именно от нас с Вами зависит, каким вырастет ребёнок (слайд 7) – сухим, пустым, злым и чёрствым, или (слайд 8) разносторонним, счастливым, добрым и всем тем, что написано на этих листках.
- Теперь я вас попрошу вас обсудить:
- как можно добиться данных ожидаемых результатов с помощью семьи,
- а как с помощью школы. (Родители обсуждают и оглашают предложения)
- А теперь скажите, каким образом можно добиться комплексных результатов?
работая вместе (слайд 9)
- Именно совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, когда все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, вместе подводят итоги деятельности.
Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры, а школа делает все возможное, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей.
Как вы добиваетесь этих результатов? Какие методы воспитания используете? Какое место в воспитании ребёнка отводите школе? Сотрудничаете ли со школой? Об этом на наглядно подскажут результаты опроса, проведённого накануне с родителями МАОУ СОШ № 4».
...........................................................
..........................................................
...........................................................
Вторая часть выступления (с выводами).
Задачи школьно – семейного воспитания.
- Бег двух лошадей в упряжке – красивое зрелище. (слайд 1)
Что для этого нужно? (синхронность и соглассованност).
Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперёд. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится хаотичное движение, при котором страдает и повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но они выглядят более усталыми.
Эта упряжка – мы с вами. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии, все обязанности должны быть общими ,груз не следует перекладывать на одного.
Когда один пытается завладеть общей властью, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от чего страдает вся семья, и в первую очередь – дети.
- Взаимодействие семьи и школы, тесное сотрудничество родителей и педагогов играет важную роль в процессе обучения и развития учащихся. (слайд 2)
Французский историк Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи», поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является наше с вами школьно - семейное воспитание.
Следовательно, нашими совместными задачами являются: (слайд 3)
сделать школу и семью союзниками в воспитании детей;
обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию;
обеспечить единство требований школы, классного коллектива и семьи.
7.Решение по итогам выступления.
- Обобщая вышесказанное, я предлагаю в постановление родительского собрания вынести следующее: (слайд 4)
1. Использовать оптимальные формы совместной работы школы и семьи в интересах личности ребенка. Чаще сотрудничать.
2. Проводить совместные мероприятия по различным направлениям: праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.
3.Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
- У кого есть дополнения?
Спасибо за внимание. Здоровья Вам и удачи в воспитании Ваших детей!
Используемые источники и литература:
http://ironbp.front.ru/chap2_4.htmlhttp://www.proshkolu.ru/user/Lucie-lucie/file/145884/http://images.yandex.ruhttp://nsportal.ruhttp://festival.1september.ruhttp://s14005.edu35.ru
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать. Здравствуйте, Мария Ивановна, получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с математики? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не ...
Мать . Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я ...
Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все! Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет!