Профилактическая работа Описание опыта работы МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их отклоняющего поведения

Описание опыта работы
МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их отклоняющего поведения.

На сегодняшний день темпы роста безнадзорности и преступности в подростковой среде таковы, что требуют немедленного принятия серьезных мер со стороны всех слоев общества, и в первую очередь, властных структур и общественных организаций. Основными факторами, влияющими на ухудшение ситуации в данном вопросе являются: понижение жизненного уровня населения, рост безработицы, пьянства, числа матерей-одиночек, ослабление внимания к проблемам воспитания и образования.
Профилактическая работа в МКОУ «Беляевская СОШ» осуществляется на Федеральных законах:
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Редакция на 29.06.2004)
«Об образовании»
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей
приказа Минздрава России «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению Российской Федерации» от 29.09. 1997 г., № 287 и т. д.
В 2012-2013 учебном году в МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа» работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних обучающихся была направлена на выполнение
цели - создание условий для воспитания социально-адаптированной личности, т.е. личности образованной, владеющий жизненно необходимым запасом знаний, социально мобильной, способной к смене социальных ролей, имеющее ответственное отношение к выполнению норм правопорядка.
Выполнению заданной цели способствовали мероприятия, направленные на решение следующих задач:
Социально-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Профилактика социальной дезадаптации детей и подростков
Совместная работа с социальными партнерами
Социальная работа в школе проводилась в следующих формах:
Работа с учащимися;
Работа с родителями;
Работа с классными руководителям.
Вопросы профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетними заслушиваются и рассматриваются на совещании педагогического коллектива; МО классных руководителей, на заседаниях общешкольного родительского комитета,ежемесячно проводится Совет профилактики школы, где прогнозируются и корректируются дальнейшая работа по профилактике правонарушений. С начала 2012 - 2013 учебного года проведено 8 заседаний Совета профилактики, в ходе которых рассматривались вопросы по оптимизации воспитательной профилактической работы, велась индивидуальная профилактическая работа с обучающимися и их родителями. На каждое заседания приглашались родители обучающихся, которые нарушают дисциплину, пропускают занятия без уважительных причин.

Осуществляются совместные рейды классных руководителей, администрации школы, социального педагога в неблагополучные семьи и в семьи детей группы «риска».
Ведется большая и скоординированная работа с детьми, пропускающими занятия без уважительных причин. Администрацией школы организован регулярный ежедневный контроль посещаемости обучающихся школы, с фиксацией в журнале посещаемости (журнал № 1 и № 2), еженедельный контроль причин отсутствия обучающихся в школе с предоставлением документов (справок, заявлений родителей) классному руководителю, анализ результатов и немедленное принятие мер. Принятые меры профилактического характера к подросткам, пропускающими занятия без уважительных причин, не допускают отсева детей.

Анализируются справки – информации из ОВД по несовершеннолетним, совершившим различного рода правонарушения.
Составляется картотека по детям, требующим особого педагогического внимания, стоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН; составлена картотека на детей социального риска, безнадзорных детей (в которой отражается вся проводимая работа с данной категорией несовершеннолетних).
Изучаются психологические и возрастные особенности этих детей, условия их жизни, изучаются и по мере возможности устраняются негативное влияние соц. среды на данную группу детей, прогнозируются процессы коррекции поведения и дальнейшего развития ребёнка.
Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми группы риска и детьми, находящимися в социально – опасном положении (администрацией школы и педагогом-психологом).
Параллельно ведётся работа и по отношению к самому ребёнку, относящемуся к «группе риска»:
На каждого ребёнка заведена карта персонального учёта, в которой отражается профилактическая работа, проводимая администрацией школы, классным руководителем, педагогом-психологом с детьми, требующих особого педагогического и социального внимания (состоящих на внутришкольном учёте, на учёте в ПДН), многодетных и малообеспеченных детей.
Результативно проводятся индивидуальные собеседования с детьми данной группы (педагогом-психологом, инспектором КДН и ЗП, администрацией школы);
совместные посещения неблагополучных семей на дому классными руководителями, администрацией школы, педагогом-психологом;
Разработан: план совместной работы с инспектором ПДН, проводится «День правовых знаний», где детям даются первоначальные правовые знания.
Ежемесячно проводится Совет профилактики школы. Школа постоянно использует все возможности социума, привлекая к работе правоохранительные органы, родительский комитет школы, инспектора ПДН.
Вся выше перечисленная совместная работа ведёт к уменьшению числа совершаемых преступлений учащимися школы, но требует тщательной профилактической работы в отношении правонарушений.
Одним из важных направлений в работе школы по профилактики преступлений и правонарушений учащимися школы – это организация их содержательного досуга: работа спортивных секций, внеурочной деятельности.
В рамках выполнения задач в школе было проведено:
Организована досуговая занятость, разнообразная творческая деятельность обучающихся во внеурочное время за счёт привлечения детей к работе в рамках занятий дополнительного образования, проведение внеурочных мероприятий.
Проводилась работа с родителями: родительские собрания, посещение на дому.
В каникулярное время работа школы также была организована, в каникулы проводились соревнования, организованы экскурсии в музей, посещение цирка.
Проводилась работа с детьми требующими особого педагогического внимания: составлен банк данных обучающихся, состоящих на ВШК и других видах учёта, с обучающимися проводились индивидуальные беседы.
В последние годы вопрос организации летнего отдыха детей приобретает особое значение. Каникулы составляют часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Оздоровительная компания действует в летний период.
В период краткосрочных каникул в школе организуется:
Кружки и секции по интересам;
Работа педагога-психолога по Программе психолого-педагогической поддержки с детьми различных категорий.
Если проанализировать за последние три года социальный состав воспитанников задействованных в каникулярном отдыхе, что школа старается привлечь детей из категории группы риска, тем самым, решая вопросы занятости и социализации детей и подростков данной категории.
Социальный состав воспитанников
Категории воспитанников
2010-2011
2011-2012
2012-2013

- Из многодетных семей
- из социально-незащищенных семей
-из числа детей – сирот
- из числа семей одиноких родителей
- детей с ограниченными физическими возможностями (инвалиды)
- детей из семей, оказавшихся в социально – опасном положении
Состоящих на учете в милиции
Состоящих на учете в школе

4
4

0

4

0


4
0
3


4
2

0

2

0


4
0
2


4


0

2

0


4
1
2



Организация занятости детей состоящих на в/ш и ПДН учетах является неотъемлемой частью программы. Детей группы риска всегда тяжело вовлечь в социально-значимую деятельность. Поэтому для них в каникулярное время всегда работают кружки и секции по интересам.
В 2010 -2011 учебном году была реализована летняя оздоровительная компания «Солнышко» (руководитель Клесова Т.Н.), где в течение летних каникул привлекались учащиеся группы «риска», ребята из неблагополучных, малообеспеченных и многодетных семей. В 2011-2012 учебном году продолжилась реализация данной компании и началась реализация новой «Цветочный город» (руководитель Скибина Н.М.), где также привлекались ребята данных категорий.
Таким образом, охват детей в каникулярное время составил:
КАНИКУЛЫ
ОХВАТ ДЕТЕЙ


2010 г.
2011 г.
2012 г

Зимние
75,5%
53,8%
60,8%

Весенние
72,8%
61%
91%

Летние
74,6
74,6%
76%

Осенние
93%
80,2%
64,1%


В настоящее время в общеобразовательном учреждении состоит на учете 1 учащийся. Сравнительный анализ подучетников за три года показывает уменьшение количества таких учащихся:
Учебный год
Количество учащихся в школе
Количество состоящих на учете учащихся

2011-2012
40
3

2012-2013
42
2

2013-2014
41
1


Данная статистика позволяет с уверенностью констатировать, что количество учащихся группы риска за три года уменьшилось. Формирование законопослушного гражданина - одна из главных задач образования. И в целях ее реализации в последние годы делается очень много. Более пристальное внимание школами уделяется работе с несовершеннолетними, совершившими преступления или правонарушения. Учет учащихся, склонных с противоправным действиям, с отклонениями в обучении или поведении, ведется в районе уже много лет службами системы профилактики. Из сравнительного анализа количества таких учащихся на начало и конец текущего учебного года можно сделать вывод, что увеличения не происходит:
Вид учета детей группы риска


Количество в 2011-2012 учебном году
Количество в 2012-2013 учебном году


Начало года
Конец года
Начало года
Конец года

Внутришкольный учёт общеобразовательных учреждений (с учетом всех субъектов профилактики)
3
2
2
2

Учет комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав
----
----
1
1

Внутришкольный учет (без учета ОДН, КДН)
3
2
2
1


Организованный отдых – это не только оздоровление и форма досуга, но и эффективное средство профилактики дезадаптивных форм поведения детей, безнадзорности в период каникул, а каникулярное время особенно благоприятно для предоставления детям необходимой психологической и социальной помощи.
Традиционно, каждый год в школе проводится День правовых знаний. В этот день на переменах и после уроков организуются мероприятия, которые помогают учащихся уйти от ошибок (деловые игры по темам: «Наши обязанности», «Устав школы», «О чем говорит нам Конвенция ООН», «Как уйти от беды» и т.д.), различного рода лекции, акции). Привлекается родительская общественность к проведению мероприятия. Участвуют все классы школы с 1-11.
В настоящее время важнейшим составляющим физического и психического здоровья детей является сохранение и его укрепление.
Спортивный зал регулярно работает в вечернее время, в выходные, каникулярные дни Чертов В.Н. проводит спортивные мероприятия. Школьники активно участвуют в муниципальных и региональных соревнованиях. В межшкольных соревнованиях по волейболу команда школы заняла 2 место, 3 место в соревнованиях по лёгкой атлетике. Костяк районной команды школьников по волейболу составили обучающиеся школы. Команда заняла 2 место в областных соревнованиях.
В этом учебном году школьники приняли участие в районных соревнованиях по лыжам, футболу, теннису.
Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:
Все 100% школьников – участники физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой.

Педагогом-психологом Скибиной Н.М. была оказана социально-педагогическая помощь в работе с классными руководителями, ею проводились консультации для родителей.
В анонимном диагностическом тестировании школьников на предмет выявления возможного употребления наркотических средств в прошлом году приняли участие учащихся 9-11 классов, что составляет 70 % от всех учащихся данной категории. Учащихся с положительной реакцией на тест не выявлено.
Информация о тестировании
учащихся 9-11 классов в 2012-2013 учебном году

Учебный год
Количество учащихся 9-11 кл., принявших участие в тестировании
Охват в %
Количество положительных/ %

2010-2011
15
20%
0%

2011-2012
13
18%
0%

2012-2013
20
30%
0%


Большое внимание уделяется профилактической работе. В школе ежегодно месячник «Мы за здоровый образ жизни», «Ярмарка здоровья – В здоровом теле, здоровый дух». Педагогом-психологом школы разрабатываются сценарии сюжетно-ролевых игр «Суд над наркоманией», «Мы выбираем жизнь», конкурсы и акции: «Молодежь против наркотиков!», «Поменяй сигарету на конфету», «Против вредных привычек боремся вместе». C целью профилактики беспризорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма в течение учебного года проводились встречи с инспектором по делам несовершеннолетних; классные часы и беседы по соответствующей тематике; изучение правовых норм на уроках обществознания, проведение профилактических бесед о вреде курения, наркомании и алкоголизма на уроках биологии, химии, основ безопасности жизнедеятельности; по профилактике дорожно-транспортных нарушений; оформление стендов по пожарной безопасности, дорожной грамотности, проводились конкурсы творческих работ о вреде курения, алкоголизма, наркомании.
Так в течение года были проведены классные часы по темам: "Что для вас здоровый образ жизни?" , "Права и обязанности подростков", "Проблемы в современном мире", "Я и мой мир". Также был организован просмотр фильмов с последующим обсуждением: "О вреде курения", "Оцепенение разума", "Лица ушедшие", "Мы из будущего", "Звезда"

Сотрудничество с ОДН проводилось на основе совместного плана работы. Все запланированные мероприятия выполнены.
Отдельным направлением была работа по профилактике экстремизма, проводились беседы по данной теме, отработка действий при угрозе террора и т.д. Работу считаем эффективной, полностью удовлетворяющей потребности школы.
В результате совместной и комплексной работы всего школьного коллектива с учащимися и их родителями дала положительные результаты по следующим направлениям.
Безнадзорность и правонарушение:
повышение правовых знаний учащихся и их родителей;
усиление ответственности родителей за воспитание своих детей и их поведение;
снижение правонарушений среди подростков.
Наркотические и другие зависимости:
формируются знания детей и родителей о последствиях нарко- и других зависимостей:
учащиеся обучаются навыкам отказа от нарко- и других токсических веществ.
Табакокурение:
проводятся образовательно-профилактической работы по отказу от курения;
снижено количество учащихся от табакозависимости;
оказывается помощь учащимся правильно организовать свое свободное время.
Право и ответственность:
формируются правовые знания учащихся и их родителей;
повышается ответственность родителей за воспитание своих детей;
формируется активная гражданская позиция.
Профориентация:
Учащиеся знакомятся с Трудовым кодексом Российской Федерации, правами 16-летних подростков при оформлении их на работу;
проведение своевременной профориентации позволяет рано ориентировать детей на выбор профессии;
ранний выбор профессии снижает правонарушения, расширяет кругозор по выбору предметов, необходимых в будущем для профессиональной карьеры;
Здоровый образ жизни:
профилактика физических и эмоциональных отклонений в здоровье учащихся;
формируется у родителей и детей представления о ЗОЖ;
развивается творческий потенциал учащихся, которые помогут создать защиту от потока вредной информации и других источников, уберегут детей от употребления табако-нарко и других веществ, убивающих молодой организм, снизят правонарушения и социально адаптироваться в современной жизни.

Сегодня в арсенале руководителей образовательных учреждений нашего района есть такие рычаги, которые способны существенно облегчить материальное положение семей, попавших в социально-опасное положение. Так, школы имеют возможность и должны содействовать предоставлению бесплатных услуг дополнительного образования детям, попавших в трудную жизненную ситуацию; осуществлять бесплатное питание школьников данной категории; вовлекать этих детей в культурную, общественно-полезную деятельность, содействовать предоставлению им мест в лагерях с дневным пребыванием в первую очередь; оказывать помощь в трудоустройстве в каникулярное время; предоставлять детям из семей, попавших в социально-опасную ситуацию, бесплатно учебники; давать возможность пользоваться информационными ресурсами Интернет, вовлекать детей из неблагополучных семей младшего возраста в группы продленного дня.
Таким образом, работа МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа» в рамках профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их отклоняющего поведения является построением адаптивной модели обучения и воспитания
Анализируя все выше сказанное в 2013-2014 учебном году была введена в действие программа профилактической работы «Подросток»





























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Название: Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав «Подросток».

Разработчики программы:
заместитель директора по воспитательной работе Гончарова Г.М.
педагог-психолог Скибина Н.М.

Реализация программы реализуется в МКОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа»
Сроки реализации программы: 2013– 2018 учебный год




15