Стендовый доклад на экологическую тему

Саратовская област
МОУ-СОШ с.Подлесное Марксовского района Саратовской области им.Ю.В.Фисенко

















Авторы: Драчкова Т.В., учитель русского языка и литературы,
Быкова Е.В., учитель русского языка и литературы,
МОУ-СОШ с.Подлесное Марксовского района Саратовской области им.Ю.В.Фисенко


Цель: раскрыть проблему взаимоотношения человека и природы в современной литературе.
Задачи: провести анализ произведений Ч.Айтматова «Плаха», Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», В.Распутина «Пожар» с точки зрения экологических проблем действительности, современной авторам;
выделить основные проблемные области, интересовавшие писателей.


"Говорить сегодня об экологии - это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении."
В.Распутин


Ребенок приходит в этот мир беззащитным и  доверчивым. Он делает первые шаги по траве и верит, что земля прекрасна, что люди добры, а жизнь – это  счастье. Ребенок еще не знает, что трава под его ногами давно стала ядовитой, земля испускает радиоактивные  лучи, а в небе – озоновые дыры. Мы видим, чувствуем, что пришла беда. Мелеют реки, истребляются леса, в  городах все труднее дышать. Колокол тревоги звонит над Байкалом, Ладогой, Аралом. На пороге экологическая  катастрофа. Что же с нами случилось? К чему идем? Эти вопросы волнуют и писателей. Айтматова , Распутина,  Васильева






Гибнет природа, и нравственно дичает человек. Эта мысль выражена в повести В.  Распутина «Пожар». Иван Петрович, ее герой, жил сначала в деревне, позднее затопленной при строительстве ГЭС.
В «селе справляли извечную крестьянскую работу». Там закладывались нравственные основы: трудолюбие, честность,  верность семье. Поселок Сосновка, куда они переехали, не был обустроен, стоял голо, вызывающе, откровенно.
Изменилось место жизни, изменилась работа: валить лес, только валить и валить, не заботясь о том, вырастет тут  что-нибудь после него или нет. Меняются нравы людей. Понаехали шабашники. Эти люди, перекати-поле, не имея ни  семьи, ни друзей, ни привязанностей, работали кое-как. Оторванное от земли, народилось новое племя, живущее по  законам зла: «Человек затоптал границу добра и зла». Мучительно думает об этом главный герой, труженик,  живущий по совести. Пожар, случившийся на складе, это не просто пожар, это итог общего неблагополучия. Горят  старые порядки, горят человеческие души, которым дорога родная земля и люди, горит почва под ногами воров и  пьяниц, бездельников и тунеядцев.
«Иван Петрович услышал крики: «Пожар! Склады горят!» И не случайно почудилось шоферу, «будто крики идут из него», - душа тоже горела. Так и пройдут они через всю повесть – два пожара, связанный один с другим внутренней логикой. Почему мы такие? – задается вопросом писатель.- Почему человек, имеющий высокий потенциал, думающий не только о себе, но и о людях, о будущем, стал мешать?















В романе Айтматова «Плаха» показана страшная картина издевательства человека  над природой. Это и охота на сайгаков, когда с вертолетов расстреливают бедных животных и гибнет все живое, и  поджог камышей. Несколько кругов ада проходят волки, теряя свое потомство, человек превращается в убийцу,  заклятого врага природы. Но он забыл, что земля - его дом, и, обрекая природу, он обрекает и самого себя на  уничтожение. Такова идея романа. Это роман-крик, роман-предупреждение.
Люди и звери, человеческий мир и природный, как показывает Айтматов, скреплены жесткой, нерасторжимой причинно-следственной связью. Безжалостность, проявленная человеком по отношению к природе, оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает возмездие.
Спрашивается, почему смертные муки испытывает Авдий, пытавшийся помешать дикой расправе над обезумевшими от страха сайгаками? Почему автор допустил, чтобы его, честного и совестливого, после зверского истязания повесили, распяв на саксауле, пятеро охотников-алкоголиков? Почему вообще и в этом романе Айтматова, и в других произведениях часто погибают самые чистые и невинные представители рода человеческого дети? Случайно? Конечно, нет.
В том-то и трагичность ситуации, что природа бывает слепой и ее возмездие может быть направлено на невинных и беззащитных. И, кроме того, все люди так или иначе, в той или иной степени несут ответственность за то зло, которое творится с их ведома и по их воле.



Повесть Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» рассказывает об одной из трагических страниц жизни  природы. Заготконтора объявила прием липового лыка, и в погоне за наживой началось беспощадное истребление  леса. Голые липы тяжело роняли на землю увядающий цвет. Белые, будто женское тело, стволы И почва под ногами  мокрая, как от слез «Сгубили, - тихо сказал Егор и снял кепку». Человек перестал быть человеком. Молодые  туристы подожгли муравейник, труд миллионов крохотных существ. Нельзя без содрогания читать, как корчились,  сгорая, муравьи, как упорно не разбегались и, презирая смерть, упрямо лезли в самое пекло в надежде спасти  хоть одну личинку. И они больше были похожи на людей, чем те, кто так жестоко расправился с ними.



Авторы современной прозы говорят нам о надругательстве над матерью-природой, о потере человеческого в  человеке, о том, к каким трагическим последствиям все это может привести. Писатели будят в нас чувство личной  ответственности, зовут к утверждению нравственности и восстановлению совести, без которых нет и не может быть  жизни человека в его Доме.








[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Конституции РФ
«Каждый имеет право
- на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

 Статья 11 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Каждый гражданин имеет право
- на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия

"Природа не терпит пренебрежения к себе и не прощает ошибок"