Эссе ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – КАЧЕСТВО ЖИЗНИ»
Эссе
педагогическое кредо«Качество образования – качество жизни»
Евгения Вячеславовна Макарова,
учитель биологии, МБОУ «Старицкая СОШ»
По моему глубокому убеждению, биология – особый предмет в учебном плане школы, позволяющий успешно решать важнейшие задачи, стоящие перед современным образованием. Ключевыми задачами, возведенными Законом «Об образовании в Российской Федерации» в ранг основных принципов государственной образовательной политики, следует назвать:
- обеспечение гуманистического характера образования,
- приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,
-воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Реализация в процессе образования этих принципиальных положений, на мой взгляд, обеспечивает то качество жизни, которое и является в конечном итоге целью, провозглашенной государством и составляющей суть социального заказа современной школе.
Качество образования и качество жизни – взаимосвязанные понятия, главные акценты национальной идеи России XXI века и критерии государственной политики.
По утверждению профессора Чебоксарского политехнического института МГМУ (Университет машиностроения), действительного члена Академии проблем качества, лауреата общественной премии имени И.А. Ильина, руководителя регионального комитета Всероссийской организации качества «Качество образования» Олега Гавриловича Волкова, «качество жизни — это личное отношение каждого индивидуума к природе, государству, обществу, делу и смыслу жизни».
Принимая это утверждение как целевую установку для учительства, считаю свои долгом и ответственностью педагога формировать в каждом из своих воспитанников позитивное отношение к миру, в котором они живут, учить находить и определять в этом мире место для себя, выделять приоритеты своего физического, духовного и нравственного становления.
Как учитель биологии, как неравнодушный человек, каждый день решаю эти задачи, опираясь на достижения педагогической науки, опыт лучших педагогов страны, региона, района.
Качество образования начинается с уровня преподавания школьных дисциплин. Стараюсь организовывать педагогический процесс таким образом, чтобы обучение и воспитание детей происходило естественно, без принуждения. Сделать учащихся активными участниками учебного процесса, мотивировать их на развитие и успех помогают используемые в собственной педагогической практике современные образовательные технологии: информационно-коммуникационная, проблемного диалога, здоровье сберегающая.
На уроках вместе открываем огромный многоликий мир природы. Увлечённые естественной наукой ребята ведут исследовательскую работу, стремятся проникнуть в тайны строения и функционирования живых организмов. И на этом этапе первых научных открытий главной своей задачей считаю оказание ненавязчивой консультативной помощи. Ведь очень важно юному исследователю почувствовать, что он может все постичь сам, а учитель… просто рядом, как поддержка и опора. Качество образования – это и приобретение новых знаний, и усвоение практического опыта, которые потом будут использоваться не только для своего, но и для всеобщего блага. В осознании своей гражданской идентичности и заключена, как мне кажется, национальная идея России XXI века.
Не менее важным считаю для себя вовлечение школьников во внеурочную деятельность по предмету. Работа с одарёнными детьми, создание условий для развития их творческого потенциала - одна из главных задач моей педагогической деятельности. Ребята активно и успешно участвуют в конкурсах, олимпиадах на самых различных уровнях. Итог - призёры в районных олимпиадах по биологии и экологии 2011 и 2013 года, на конкурсах «Моё здоровье в моих руках», «Ломоносовские чтения» …
Ежегодно выпускники средней школы выбирают для сдачи на государственной итоговой аттестации биологию. Средний балл за 2012г – 66,7, за 2013 г- 69,5, Есть выпускники, набравшие по 79 баллов, это достаточно высокий качественный показатель и надежный пропуск при поступлении в вуз.
Когда в 2010 году в школе был создан кабинет здоровья, стала его руководителем. Появилась новая возможность передать свои знания ученикам, проводить тренинги, предупреждающие вредные привычки, помогающие противостоять пагубным пристрастиям. Стремлюсь научить рационально питаться, прививаю интерес к двигательной активности – всему, что способствует формированию здорового образа жизни.
Ни для кого не секрет, что в последние годы здоровье детей не становится лучше. Экологические, социальные проблемы, бытовые неурядицы, недостаточно высокий уровень медицинского обслуживания в провинциальных городках, подверженность подростков дурному влиянию и пагубным пристрастиям – все это делает работу школьных кабинетов здоровья, школы в целом чрезвычайно актуальной.
Передо мной стоит задача - научить детей профилактическим мерам, сформировать у подрастающего поколения модель «здорового поведения». Здоровый человек – это успешный человек во всех сферах современной жизни, активно реализующий свой творческий и личностный потенциал.
Учителя нашей старейшей школы работают под девизом: «Качественное образование сегодня – это наше будущее завтра».Мы стремимся воспитать разностороннюю личность, обладающую компетентностями, необходимыми для обеспечения высокого качества человека, качества жизни.
В этом я вижу свое важнейшее предназначение как учителя биологии, воспитателя, гражданина. В этом и состоит мое педагогическое кредо.