Работа с историческим источником на уроках истории


Изучение исторических источников начинается с 5 класса и постепенно усложняется по мере развития возрастных и познавательных возможностей обучающихся. В 5 классе начинается систематическая работа по формированию умений оценочной деятельности школьников. Под оценочной деятельностью мы понимаем формулирование обучающимися суждений, высказываний о причинах, характере, ходе, значении, итогах, последствиях исторического события, явления, процесса; личностных качествах или характеристиках исторического лица, народных масс, общественных групп, сословий, политических партий, движений и др. Опыт оценочной деятельности школьники смогут использовать в социальной жизни – как школьной, так и внешкольной. Объектом оценивания в 5-6 классах выступают конкретные события, их причины, результаты и последствия, субъекты исторического процесса.
В процессе работы обучающиеся получат возможность научиться определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории; строить монологические и диалогические высказывания.
Работа с отдельными авторскими оценками обучает школьников логично мыслить, подбирать аргументы для формулирования своих выводов, обосновывать свое согласие или несогласие с точкой зрения автора.
Работа с двумя текстами, содержащими различные точки зрения на событие, явление, процесс помогает формированию умения анализировать события, явления и процессы, имеющие различные трактовки в источниках, историографии .
При работе с историческими документами на уроке возможно использование двух подходов: информационного и критического. Информационный подход предполагает использование исторического документа, как источника получения соответствующей информации. Критический подход, напротив, мотивирует обучающихся задуматься над достоверностью информации, которая содержится в документе, и над степенью доверия к самому источнику.
И информационный, и критический подходы в работе с историческими документами развивают историческое мышление и должны применяться в зависимости от дидактической цели учебного занятия. Но все же применение информационного подхода должно предшествовать источниковедческой критике документа, поскольку, прежде чем обучать учеников критически воспринимать и оценивать исторический документ, необходимо научить их работать с историческим содержанием источника в целом. В 5-7 классах при организации работы с обучающихся с историческими документами должен доминировать информационный подход. Большинство документов, привлеченных к анализу в этих классах, могут быть использованы только как информационный источник, который определяется характером самих исторических документов (например, законы царя Хаммурапи). Использование исторического документа в качестве информационного источника позволяет в полной мере развивать навыки исторического анализа и интерпретации. Использование исторических документов позволяет также создать яркие, выразительные образы событий, личностей, эпох, так как на уроке лучше запоминается фактический материал, насыщенный нюансами исторической эпохи, которые становятся известными для нас только после изучения исторических документов.
Методические требования к документу, используемому на уроке:
должен соответствовать целям и задачам обучения;
отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
быть органически связанным с программным материалом, способствовать актуализации исторических знаний;
быть доступным ученикам по содержанию и объему;
быть интересным;
оказывать на обучающихся определенное эмоциональное воздействие;
иметь литературные и научные достоинства, достаточную информативность для развития познавательной самостоятельности и заинтересованности.
При работе с исторических документов обучающимся необходимо руководствоваться предложенной учителем памяткой. Таблица 6
Памятка при работе с историческим документом
Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.
Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет вам вспомнить изученный ранее материал.
Определите основную идею текста.
Внимательно читайте вопросы к документам.
Ответьте на поставлены вопросы. (Ответ на поставленный вопрос должен быть точным и ясным).
Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.
Проиллюстрируем изложенные выше теоретические положения примером практической работы педагогов.
Например, при изучении темы «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы», возможно использование на уроке групповой формы работы по изучению исторического источника. Ученики на уроке работали с текстом статей «Законов царя Хаммурапи». Класс разделен на группы. Группы учеников получили карточки с дидактически адаптированным текстом законов Хаммурапи и заданиями к ним. Ребята внимательно читают текст исторического документа, отвечают на поставленные вопросы, принимают в группе коллективное решение. В ходе такой практической работы с историческим источником обучающиеся научатся сообща решать поставленные задачи, планировать цели и способы взаимодействия, обмениваться мнениями, слушать друг друга, участвовать в групповой дискуссии.
Работа с историческим источником на уроках истории позволит сформировать следующие коммуникативные универсальные учебные действия:
формулировать собственное отношение к рассматриваемой проблеме;
воспринимать мнение и позицию, отличную от собственной;
умение аргументировано высказывать свои предложения, убеждать и уступать (при работе в паре, группе);
строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации;
выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что начало обучения в пятом классе – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей, т. к. в пятом классе к проблеме адаптации к новым условиям обучения добавляются ещё и проблемы подросткового возраста. Основная задача учителя сегодня – не просто вооружить учеников фиксированным набором знаний, а сформировать у них умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию.
В возрасте 11-13 лет у ребят возрастает потребность в общении со сверстниками, поэтому развитие коммуникативных компетенций является одним из важнейших направлений в работе современного педагога. Опираясь на опыт педагогов мы можем выделить следующие приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе – это беседа, парная и групповая работа, игровые ситуации на уроке, работа с историческим документом.
Формирование коммуникативных умений необходимо начинать уже в младшем школьном возрасте, побуждая обучающихся к целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений обучающихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса. Опираясь на опыт педагогов можно выделить следующие приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе – это беседа, парная и групповая работа, игровая форма работы, работа с историческим документом.
В курсе изучения истории в 5 классе у обучающихся необходимо формировать и развивать следующие коммуникативные учебные действия:
умение задавать вопросы и формулировать на них четкие ответы;
готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку;
готовность к сотрудничеству с соучениками; аргументировать свое мнение в группе, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории;
излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;
высказывать свои оценочные суждения.