План-конспект урока «Типы химических реакций на примере свойств воды» с применением методики адаптивной системы обучения.

План-конспект урока
Тема урока «Типы химических реакций на примере свойств воды».

Цели урока: организация деятельности учащихся по систематизации и обобщению знаний об основных типах химических реакций на примере свойств воды.

Задачи урока:
Образовательные: систематизировать имеющиеся знания о химических реакциях. Закрепить представление о сущности химических реакций. Повторить закономерности протекания химических реакций. Изучить химические свойства воды. Продолжить формирование навыков расстановки стехиометрических коэффициентов.
Развивающие: развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, электронного документа, наблюдаемых процессов; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.
Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения упражнений, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Формы работы учащихся:  работа в парах, индивидуальная, самостоятельная. 

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Типы химических реакций на примере свойств воды», карточки с заданиями, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
.
Ход урока

I. Организационный момент. Ученики:
Учитель:

II. Промежуточный контроль знаний (8 мин.).
Учитель:
Давайте вспомним типы реакций, которые мы изучили на предыдущих уроках.
1.Какие реакции называются реакциями разложения?
2. Какие реакции называются реакциями соединения?
3. Какие реакции называются реакциями замещения?
4. Какие реакции называются реакциями обмена?
Ученики дают определения типов химических реакций. (В течение всего урока за каждый правильный ответ ученик получает один балл – фишку. В конце урока учащиеся, набравшие по 5 фишек – получают отметку - 5 «отлично» в журнал).

Учитель:
У вас на столах карточки с первым заданием (Приложение 1) ( Работа в парах).
Установите соответствие между уравнением химической реакции и его типом, впишите в приведенную ниже таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.


Вариант 1
А. O2 + 2H2 2H2O
1.замещение

Б. K2O + H2SO4 K2SO4 + H2O
2. разложение

В. 2Fe(OH)3 Fe2O3 + 3H2O
3. обмен

Г. 2Na + 2H2O 2NaOH + H2
4. соединение.


1) Ответ:
А
Б
B
Г

4
3
2
1




Вариант2
Д. 2Al + 6HCl 2AlCl3 + 3H2
1. разложение

Е. CaO + H2O Ca(OH)2
2. обмен

Ж. CuO + 2HNO3 Cu(NO3)2 +H2O
3. замещение

З. KNO3 KNO2 + O2
4. соединение.


2) Ответ:
Д
Е
Ж
З

3
5
2
1


(Каждый из пары учащихся, выполняет задания по вариантам, после выполнения своей части задания, учащиеся на этапе взаимопроверки меняются карточками и проверяют правильность выполнения задания одноклассником с помощью ключа Слайд 1 - 2).

III. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует учеников, читает замечательные слова, написанные о воде французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.
«Вода У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» (Слайд 3).
Ребята, вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет о воде – самом знакомом и самом загадочном веществе.
Фронтальный опрос о значении воды.
Ученики: Вода – самое распространенное вещество на Земле.
Вода может находиться в трех агрегатных состояниях.
Вода – универсальный растворитель.
В растворах протекает большинство химических реакций.
Вода сильно загрязняется человеком.
Запасы воды на земле ограничены
(Возможные варианты ответов учеников)
Учитель:
– А всё ли мы с вами знаем о воде?
Ученики: не всё, химические свойства.
Учитель:
Теперь попробуем сформулировать тему нашего урока.
Ученики: взаимосвязь свойств воды с различными типами химических реакций и т.п.
Учитель уточняет и корректирует предположения учащихся.
Учитель:
Каких целей вы бы хотели достичь к концу урока?
Ученики: узнать что-то новое о химических свойствах воды.

Учитель: Запишите тему сегодняшнего урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» (Слайд 4).

IV. Активизация познавательной деятельности (проблемная ситуация)
Учитель:
Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере, какого-либо другого вещества? (Проблемный вопрос)

V. Изучение нового материала
Учитель:
Из курса географии вам известно, что вода – это самое распространённое вещество на Земле. Где же в природе встречается вода?
Учитель читает стихотворение, показывая слайды.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода. (Слайды 6)
В кружева будто одеты Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это
А в сущности – только вода. (Слайды 7)
Слайд 8. Самым распространенным на Земле веществом является вода, которую по праву можно назвать ещё самым таинственным и удивительным веществом. Недаром воду называют «колыбелью жизни» или «источником жизни».
Масса 1 км3 облаков составляет 2000 т., а в атмосфере Земли водяного пара около 13 000 км3, и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки, которые несут свои воды в океаны и моря. А примерно 20% суши покрыто льдом: это ледники гор, арктическая и антарктическая шапки планеты.
Слайд 9. Вода – единственное вещество, которое в земных условиях встречается во всех агрегатных состояниях.
Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных. Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км3, а остальная вода находится в глубоких слоях земной коры.
Рассказ учителя. Так много или мало воды на Земле? Очень мало! Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км3. Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из-за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. По оценкам учёных к 2025 году в странах, испытывающих умеренную или серьёзную нехватку воды, будут жить уже две трети населения планеты. Наша родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточена 1/5 её мировых запасов. Однако проблема загрязнения водоёмов является одной из актуальных.
Учитель:
Каковы же основные причины загрязнения природной воды?
У вас на столах лежат тексты (Приложение 2). Прочитайте их внимательно и сформулируйте, что является основными загрязнителями воды. Запишите в тетради основные причины загрязнения воды. (Работа с текстами в парах – 5 мин)
Учитель:
Назовите основные причины загрязнения природных вод.
Слайд 10. Основные источники загрязнения воды.
Ученики: (зачитывают записи, сделанные в тетради)
Нефть и нефтепродукты
тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, никель, хром),
неорганические вещества (азот, фосфор), хлороорганика (фтор, хлор, бром, хлороформ),
ядовитые неорганические вещества,
канализационные стоки,
синтетические удобрения ядохимикаты (пестициды, гербициды, нитраты, нитриты).
Учитель:
Какой вывод мы сделаем?
Слайд 11. Вода – природное богатство. Её нужно беречь и экономно расходовать.
Слайд 12. Жизнь без воды невозможна!
Слайд 13. Строение молекулы воды. Физические свойства.
Формула воды – Н2О, то есть это соединение, состоящее из двух атомов водорода и одного атома кислорода, молекула воды имеет угловое строение. Атомы водорода и кислорода соединены ковалентной полярной связью (Н–О).
Учитель:
К какому классу соединений относится вода? (Ученики: оксиды).
Каковы же физические свойства воды?
Ученик выступает с сообщением об уникальных свойствах воды.
Слайд 14. Основные физические свойства воды.
Однако то, что мы по привычке называем водой, на самом деле представляет собой раствор многих веществ в воде. В ней растворены тысячи различных соединений элементов Периодической системы.
– Мы с вами перечислили физические свойства, какой воды?
Слайд 15.
Вода благоволила литься!
Она блистала,
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало-
Чистой,
Дистиллированной
Воде! Л.Мартынов.
Учитель:
Какая вода называется дистиллированной?
Ученики:
Это вода, которая была максимально очищена от всякого рода примесей)
Учитель:
Чем отличается природная вода от дистиллированной?
Значит, когда мы записывали физические свойства, речь шла о дистиллированной воде, так как описать свойства вещества можно только имея чистый образец.
Слайд 16. Химические свойства воды.
Посмотрите видеоопыт. – Что вы наблюдали? Запишем уравнение реакции.
2H2O 13 QUOTE 14152H2 13 QUOTE 1415+ O2 13 QUOTE 1415
Учитель:
Что является условием для протекания данной реакции? Укажем это в уравнении.
К какому типу относится данная реакция? (Реакция разложения)
Объяснение. Таким образом, вода может разлагаться под действием постоянного электрического тока на водород и кислород. Данная реакция называется электролизом. Запишите определение электролиза.
Слайд 17.
Кроме того, из курса биологии вам известно, что растения разлагают воду на кислород и водород в процессе фотосинтеза. Эта реакция происходит под действием света и называется фотолизом.
Кислород в данном случае выделяется в свободном виде, а образующийся водород, соединяясь с оксидом углерода (IY), образуют органическое вещество – глюкозу. Запишите суммарное уравнение фотосинтеза в тетрадь.
Слайд 18. Посмотрите следующий видеоопыт.
– Какие вещества вступили в реакцию?
– Какое вещество образовалось? Запишите уравнение реакции.
CaO + H2O = Ca(OH)2
– К какому типу относится данная реакция? (Реакция соединения)
Правило: Реакция оксида металла с водой происходит в том случае, если образуется растворимое основание – щёлочь.
Слайд 19.
Посмотрите ещё один опыт. Запишите уравнение реакции.
Оксиды неметаллов, взаимодействуя с водой, образуют кислоты, в которых неметалл будет иметь ту же степень окисления, что и в соответствующем оксиде.
P2O5 + 3H2O = 2H3PO4
SiO2 + H2O 13 QUOTE 1415
– К какому типу относится данная реакция? (Реакция соединения)
Все кислородсодержащие кислоты и основания называют гидроксидами.
Правило: Вода реагирует с оксидами только в том случае, если образуется растворимый гидроксид.
Вопрос: – Почему мы записали, что оксид кремния (IV) и оксид железа (III) не взаимодействуют с водой? Посмотрите таблицу растворимости.
(Кремниевая кислота и гидроксид железа(III) нерастворимы).
Слайд 20. Перейдём к следующему опыту.
Вопрос: – Какие вещества вступили в реакцию? Какие вещества образовались? Запишем уравнение реакции:
2Na + 2HOН = 2NaOH + Н213 QUOTE 1415
– К какому типу относится данная реакция? (Реакция замещения)
Щелочные и щелочноземельные металлы с водой могут образовывать щёлочи не только с помощью своих оксидов, но и при непосредственном взаимодействии. Только это будут уже реакции замещения.
Если вы обратите внимание на уже знакомую вам таблицу растворимости гидроксидов и солей в воде, то заметите, что в некоторых клетках этой таблицы стоят прочерки, которые обозначают, что данное вещество в водной среде разлагается, или как говорят, гидролизуется.
Слайд 21. Посмотрим последний видеофрагмент.
Запишем уравнение реакции:
Ca3P2 + H2O = Ca(OH)2 + PH3
– К какому типу относится данная реакция? (Реакция обмена)
Гидролиз может быть обратимым и необратимым. Мы рассмотрели пример необратимого гидролиза.
Подведение итогов
Слайд 22. Выводы формулируют учащиеся по вопросам:
Учитель:
Какие типы химических реакций характерны для воды?
Учитель:
С какими химическими веществами может взаимодействовать вода?
Какие продукты реакции могут образовываться при реакции воды с различными веществами?
Вернёмся к поставленному вопросу:
Почему типы химических реакций подробно рассматриваются именно на примере свойств воды, а не на примере какого-то иного вещества?
Ученики:
Потому что с её участием рождаются новые классы веществ

VI. Проверка знаний по данной теме (10 мин.)
Индивидуальная работа учащихся с тестом по вариантам. (Приложение 3)
Учитель работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающегося класса. Работы учащиеся сдают на проверку в конце урока.
VII. Домашнее задание
Слайд 27. § 33, упр 1, 3 стр 173
Доклады:
«Меры защиты природных вод от загрязнения»
«Очистка питьевой воды»







Заголовок 1 Заголовок 615