Рабочая программ по физической культуре для 8 классов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение задач физического воспитания учащихся 8 классов направлено на:
-содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
. обучение основам базовых видов двигательных действий;
-дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;. формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
. выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
. углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
. воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
-выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
. формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
*психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
*способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
*проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
*разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
*контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
*управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
*соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
*пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
В процессе прохождения учебного материала учащиеся 8 класса должны демонстрировать следующие двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м. В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 1), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по программе школьной спартакиады.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию
двигательных качеств для учащихся 8 класса
Контрольные упражнения Мальчики Девочки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1.Бег 60 м., с8.8 9.7 10.5 9.7 10.2 10.7
2. Бег 2000 м, мин..с. 10.0 10.40 11.40 11.00 12.40 13.50
3.Прыжок в длину, см410 370 310 360 310 260
4.Прыжок в высоту. см 130 120 105 115 105 95
3. Метание мяча 150 г. м 42 37 28 27 21 17
4. Акробатическая комбинация Оценка техники выполнения
5. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз 9 7 5 6. Отжимание, раз 15 10 6
7. легкая атлетика
- бег 1000м и 3000м

Оценка техники выполнения
8. Бег на лыжах 3 км, мин, с18.00 19.00 20.00 20.00 21.00 23.00

Таблица 1
Уровень физической подготовленности учащихся 13—15 лет
Физические
Контроль-
Воз-
Уровень
№ п/п
способности
ное упраж-
раст,
Мальчики
Девочки
нение (тест)
лет
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скорост-
Бег 30 м,
11
6,3 и выше
6,1-5,5
5,0 и ниже
6,4 и выше
6,3-5,7
5,1 и ниже
ныес
12
6,0
5,8-5,4
4,9
6,3
6,2-5,5
5,0
13
5,9
5,6-5,2
4,8
6,2
6,0-5,4
5,0
14
5,8
5,5-5,1
4,7
6,1
5,9-5,4
4,9
15
5,5
5,3-4,9
4,5
6,0
5,8-5,3
4,9
2
Координа-
Челноч-
11
9,7 и выше
9,3-8,8
8,5 и ниже
10,1 и выше
9,7-9,3
8,9 и ниже
ционныеный бег
12
9,3
9,0-8,6
8,3
10,0
9,6-9,1
8,8
3X10 м, с
13
9,3
9,0-8,6
8,3
10,0
9,5-9,0
8,7
14
9,0
8,7-8,3
8,0
9,9
9,4-9,0
8,6
15
8,6
8,4-8,0
7,7
9,7
9,3-8,8
8,5
3
Скорост-
Прыжки в11
140 и ниже
160-180
195 и выше
130 и ниже
150-175
185 и выше
но-сило-
длину с12
145
165-180
200
135
155-175
190
вые
места, см13
150
170-190
205
140
160-180
200
14
160
180-195
210
145
160-180
200
15
175
190-205
220
155
165-185
205
4
Выносли-
6-минут-
11
900 и менее
1000-1100
1300 и выше
700 и ниже
850-1000
1100 и выше
востьный бег, м12
950
1100-1200
1350
750
900-1050
1150
13
1000
1150-1250
1400
800
950-1100
1200
14
1050
1200-1300
1450
850
1000-1150
1250
15
1100
1250-1350
1500
900
1050-1200
1300
5 Гибкость Наклон 11
2 и ниже 6-8 10 и выше 4 и ниже 8-10 15 и выше
см
12
13
14 2
2
3
6-8
5-7
7-9
7-9 10
9
11 5
6
7 9-11
10-12
12-14 16
18
20
15 4
8-10
12
7
12-14
20
6 Силовые Подтягивание
11 1 4-5 6 и выше из виса
(мальчики); 12
13 1
1 4-6
5-6 7
8 14
15 2
3 6-7
7-8 9
10 подтягивание из виса лежа (девочки), кол ращз

кол-во раз 11
1 4 и ниже 10-14 19 и выше
4
5 11-15
12-15 20
19
5
5 13-15
12-13 17
16
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и направлен на углубленное изучение основных двигательных умений и навыков, а также совершенствование специфических физических качеств и двигательных способностей, направленных на укрепление здоровья, гармоничное развитие личности и эффективное осуществление трудовой деятельности в будущем. Вариативная часть программы направлена на совершенствование двигательных умений и навыков, развитие специфических физических качеств и двигательных способностей с учетом индивидуализации, региональных, национальных и местных особенностей работы школы в условиях здоровьесберегающей среды.
Количество уроков физической культуры для учащихся 8 классов – 3 занятия в неделю.
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
в течение учебного года при трехразовых занятиях в неделю

п\пВид программного материала Количество часов (уроков)
Класс
8
1 Базовая часть 70
1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока
1.2 Спортивные игры 10
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 10
1.4 Легкоатлетические упражнения 18
1.5 Лыжная подготовка 18
1.6 ОФП и подготовка к сдаче норм ГTО 14
2 Вариативная часть 35
Количество часов за год 102-103
Оценка успеваемости по физической культуре в 8 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. При выставлении оценки успеваемости учитываются темпы развития двигательных способностей каждого ученика, стремление школьника к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК
для учащихся 8-х классов
Разделы программы
Часы
Номера уроков
1-18
12-18
19-27
28-48
46-48
49-60
49-75
79-87
76-81
82-96
97-103
I. Базовая часть
70
1 . Основы знаний
В п р о ц е с
с е у р о к а
2. Легкая атлетика
18
12
6
3. Спортивные игры
10
6
4
4. ОФП и ГTО 14
14
5. Лыжная подготовка
18
18
6. Гимнастика 10 10 II. Вариативная часть
35
6
3
7
9
2
5
3
Сетка часов
102-103
27
21 33
24
Календарно-тематическое планирование для учащихся 8 класса
(по трехчасовой программе)
Содержание учебного материала
Легкая атлетика
Спортивные игры
Номер урока
1
2
4
5
7
8
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
26
1.Основы знаний о физической культуре
1. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения л/ упражнений; представления о темпе, скорости и объеме л/упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях л/а.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
2. Двигательные действия и навыки
Бег
Бег с низкого старта
до 30 м
от 70 до 80 м
до 100 м У
У
ППЗЗ+
+
+
2. Бег на 2000 м (мальчики) и на 1500 м (девочки)
+
+
+
+
Прыжки
1 . Прыжок в длину с 11-13 шагов разбега
У
У
ППЗЗЗ+
+
Метание
1 . Метание т/м на дальность отскока от стены с места, с шага, с 2-3 шагов в горизонтальную и вертикальную цель (1х1) с расстояния 12-14 м (девушки), до 16 м (юноши)
+
+
+
2.Метание м/м (150г) с места и на дальность с 4-5 бросковых шагов в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние. У
У
ПППЗЗ+
+
3.Бросок н/м (2 кг) двумя руками из различных и.п. с места, с шага, с двух шагов, 3-4 шагов вперед-вверх. +
+
+
1
2
4
5
7
8
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
26
3. Развитие физических качеств
1 .Быстрота
Эстафеты, старты из и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью. +
+
+
+
+
+
+
+
+
2.Скоростно-силовые способности
Прыжки, многоскоки, метание в цель и на дальность разных снарядов из разных и.п., толки и броски н/м (до 3 кг).
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3.Выносливость
Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. + + + + 4.Координация
Челночный бег, бег с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различных снарядов из различных и.п. в цель и на дальность (обеими руками). + + + + + +
4. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
5.Спортивные игры (баскетбол) 1.Стойки, перемещения приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом, комбинации из элементов. ППЗЗС С
2.Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. ППЗЗС С
3.Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. ППЗЗС
4.Броски одной и двумя руками в корзину с места и в движении (после ведения, после ловли) с пассивным противодействием (макс.расстояние до корзины 4.80 в прыжке). ППЗЗС
5. Вырывание и выбивание мяча, перехват мяча ПЗЗС
1
2
4
5
7
8
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
26
6.Тактика нападения. У У П5. Тестирование по определению уровня развития физических качеств
+
+
+
+
+
6. Контроль
1.Бег 60м
к
Уроки 3, 6 ,9, 12, 15, 18, 21, 24, 27 посвящены вариативной части комплексной программы физического воспитания национальным подвижным играм, игре в баскетбол
Календарно-тематическое планирование для учащихся 8 класса
(по трехчасовой программе)
Содержание учебного материала ОФП и ГTО
Номер урока
1 2 4 5 7 8 10 11 13 14 16 17 19 20 1.Основы знаний о физической культуре 1.. Влияние занятий на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя. Техника безопасности при проведении занятий. Личная и общественная гигиена. Самоконтроль. + + + + + + + + + + + + + + Двигательные действия и навыки
1. Специальные подводящие упражнения для изучения правильного подтягивания на перекладине и отжимания от пола так же упражнения для брюшного пресса ППППППЗЗЗЗС С 2. првильное положение рук на перекладине и на полу при упражнении отжимания у у ппппз з з з с с 3. правильность исполнения упражнения прыжки на скакалке (1 мин) у у у у пппз з з 4.Способы исполнения упражнений для брюшного пресса у пз з 3. Развитие физических качеств 1.Выносливость
Подтягивание 5 по 3-4 раза. + + + + + + 2.Координация
Упражнения по совершенствованию техники движений рук, ног, туловища, при подтягивании отжимании и виса . Координационные упражнения . + + + + + + + + + + + 3.Быстрота
Повторное исполнение упражнений по 2-6 раз + + + + + + 4. Контроль техники исполнения упражнений к Уроки 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 посвящены вариативной части комплексной программы физического воспитания- ОФП и подготовке сдачи норм ГTО
Календарно-тематическое планирование для учащихся 8 класса
(по трехчасовой программе)
Содержание учебного материала Лыжная подготовка Спортивные игры
Номер урока 1 2 4 5 7 8 10 11 13 14 16 17 19 20 22 23 25 26 28 29 31 32
1.Основы знаний о физической культуре
1. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. + + + + + + + + + + + +
2.Двигательные действия и навыки 1. Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. ппз з с с + + + + + + Одновременный одношажный ход (стартовый разгон). у
у ппппз з с + + + 3. Коньковый ход. у у у у ппппз з с с + 4. Торможение и поворот «плугом» у у у у ппз з + + 5. Прохождение дистанции 4,5 км + + + + 6. Спуски и подъемы. пппп+ + + + 3. Развитие физических качеств 1.Координация + + + + + + + + 2. Выносливость + + + + 3.Скоростно-силовые качества. 4. Подвижные игры и эстафеты на лыжах + + + + + + + + + + + + + + + + + + 5. Спортивные игры 1.Чередование способов перемещения (лицом, боком, спиной вперед). п2.Передача мяча над собой, во встречных колоннах. у у ппСодержание учебного материала Лыжная подготовка Спортивные игры
Номер урока 1 2 4 5 7 8 10 11 13 14 16 17 19 20 22 23 25 26 28 29 31 32
3.Нижняя прямая подача из за лицевой линии, прием подачи. у у пп4.Учебная игра по упрощенным правилам волейбола. + +
6. Контроль 1. Бег на лыжах 3 км к 2.Техника подачи и приема мяча после подачи. к
Уроки 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27 посвящены вариативной части комплексной программы физического воспитания- ходьбе на лыжах по пересеченной местности с преодолением естественных преград; 30, 33
Календарно-тематическое планирование для учащихся 8 класса
(по трехчасовой программе)
Содержание учебного материала Гимнастика Легкая атлетика
Номер урока
1 2 4 5 7 8 10 11 13 14 16 17 19 20 22 23 Гимнастика
1.Основы знаний о физической культуре 1. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и помощь во время занятий. Обеспечение техники безопасности. Упражнения для самостоятельной тренировки. + + + + + Двигательные действия и навыки.
Организующие команды и приемы. 1. Команда «Прямо!» у
пз + 2. Повороты в движении направо, налево. у пз + Общеразвивающие упражнения (упражнения для формирования правильной осанки; комплексы упражнений утренней гимнастики; упражнения с н/м 2-3 кг, гантелями 3-5 кг, тренажерами, эспандерами-М; с обручами,палками, большим мячом,тренажерами-Д) + + + + + Ходьба и бег ( по кругу, в колонне;по разметкам широким и средним шагом на носках, пятках, в полуприседе и приседе; бег в среднем темпе, с выполнением заданий) + + + + + Акробатические упражнения 1. Мальчики- кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках. у у пз + 2. Девочки- мост и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад. у у пз + Упражнения в равновесии 1. Девочки- ходьба по бревну со взмахом ног; шаги польки; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну. у пз Ритмическая гимнастика (для девочек) + + + + + Лазанье Мальчики- по канату на скорость. у пз 3. Развитие физических качеств 1. Гибкость + + + + 2. Координация + + + + + 3. Силовые способности + + + + 4. Скоростно-силовые + + + + + Номер урока
1 2 4 5 7 8 10 11 13 14 16 17 19 20 22 23 5. Контрольные нормативы 1. Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики); подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (девочки). к 2.Акробатическая комбинация к Легкая атлетика
1. Двигательные действия и навыки
Бег Бег с низкого старта
до 30 м
от 70 до 80 м
до 100 м + + + 2. Бег на 2000 м (мальчики) и на 1500 м (девочки) + + + Прыжки Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега. ппз с с Метание Метание т/м на дальность отскока от стены с места, с шага, с 2-3 шагов в горизонтальную и вертикальную цель (1х1) с расстояния 12-14 м (девушки), до 16 м (юноши) + + + Метание м/м (150г) с места и на дальность с 4-5 бросковых шагов в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние. пз с Бросок н/м (2 кг) двумя руками из различных и.п. с места, с шага, с двух шагов, 3-4 шагов вперед-вверх. + + 2. Развитие физических качеств 1. Быстрота + + + 2. Выносливость + + + 3. Сила + + + 4.Скоростно-силовые + + + + + 5.Координация + + + 3. Подвижные игры с элементами легкой атлетики и эстафеты + + + + + + Номер урока
1 2 4 5 7 8 10 11 13 14 16 17 19 20 22 23 4. Тестирование по определению уровня развития физических качеств + + + + + 5. Контрольные нормативы 1. Прыжок в высоту к 2. Прыжок в длину к 3. Метание м/м к 4.Бег 2000 м к Уроки 3,6, 9, 12, 15 (раздела «Гимнастика») посвящены вариативной части комплексной программы физического воспитания- атлетической гимнастики.
Уроки 18,21, 24 (раздела «Легкая атлетика») посвящены вариативной части комплексной программы физического воспитания- национальным подвижным играм.