Исследовательская работа Образование в Пермской губернии в конце 19-начале 20 вв.
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №12»
среднего (общего) образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Тема работы:
«Роль земства в развитии образования в Пермской губернии»
Секция: «Образование в Пермской губернии (19-начало 20 века)»
Работу выполнила ученица 6 класса
школы-интерната №12 ОАО «РЖД»
Посохина Ксения
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Фахутрдинова Светлана Вячеславовна
Пермь 2016
Содержание
Введение……………………………………………………………………3стр.
Цели и задачи земств Пермской губернии в области образования………4 стр.
Преобразования в области образования Пермской губернии:
А) увеличение количества школ
Б) расходы на образование
В) учреждение инспекций
Г) повышение уровня преподавания
Д) снабжение учебниками………………………………………………5-6 стр.
4. Выводы………………………………………………………………………7 стр.
5. Список литературы…………………………………………………………. 8 стр.
Введение.
Михаил Васильевич Ломоносов писал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
И действительно, только через историю можно понять культуру нашего города, наших предков. Ведь именно они заложили фундамент нашего настоящего и будущего.
В своей работе мы обратились лишь к одной странице нашего прошлого – образованию Пермской губернии.
Цели и задачи земств Пермской губернии в области образования
Пермская губерния - и по территории, и по численности населения - была самой большой на Урале и одной из самых крупных в государстве. В Российской империи Пермская губерния занимала пятое место по численности населения.
Пермь, как губернский город России имело определённые права на самоуправление. Одним из таких органов были земства.
Деятельность Пермского губернского земства была направлена прежде всего на развитие медицинского дела, народного образования, кустарной промышленности.
В своей работе мы расскажем только об одном направлении работы земств: о попечении народного образования.
В докладах уездных управ земским собраниям сообщалось: «Необходимо было организовать дело так, чтобы школы приносили пользу и население осознало их необходимость…Школ мало, обставлены они бедно, учителя не подготовлены. Учебных пособий недостаточно. Успехи неудовлетворительны».
Поставив перед собой цель:
«поднять уровень элементарного обучения в скорейшем времени»,
земством было намечено решить следующие задачи:
-"наставниками училищ должны быть лица, обладающие знаниями и достаточной педагогической подготовкой;
-необходимо, чтобы школы имели приличные и удобные помещения, учебные пособия;
-устраивать во время летних каникул педагогические съезды учителей при управе; при училищах необходимо,
-устроить читальни, которые в то же время снабжали бы книжками селян; при управе - библиотеку для самих наставников, чтобы они могли продолжить свое развитие, следить за ходом просвещения и новыми методами преподавания.
Преобразования в области образования Пермской губернии
Школьное наследство, полученное земствами Пермской губернии от дореформенного периода, было не велико. В губернии к 1870 году действовало всего 210 начальных школ, в которых обучалось 9238 учеников. Только 52 школы были более или менее достаточно обеспечены, а 31 церковная школа не имела никаким средств. К 1 сентября 1873 года школ было уже 399.
Земской школе принадлежало ведущее место в распространении грамотности. Если в 1871 году земство израсходовало на образование 6,9% от своего бюджета, то в 1900 — 23%, в сравнении с общероссийским соответственно - 7,6% и 14.5%.Уже в 1900 году расходы земства на Образование по губернии составили 1145799, 5 рублей, в том числе на: жалованье учителям, содержание школьных помещений, покупка пособий, расходы по подготовке учительского персонала, награды и пособия учителям и учащимся, стипендии в высших, средних и начальных народных учебных заведениях, содержание библиотек и т. д. Органами земств в заведывании хозяйственной стороной училищ, частью и учебно-воспитательной, служили попечители и попечительницы училищ (священники, заводоуправители, купцы, врачи и др.). Важное значение попечители имели как посредники между школой и обществом, а также они оказывали специальные услуги земским училищам (составление смет, санитарный надзор и т.д.).В 1877 году учреждаются особые инспекции за счет земств. Назначение инспекторов за счет земств имеет большое значение в деле народного Первые шаги деятельности земства по улучшению и развитию образования — увольнение из училищ лиц, оказавшихся непригодными педагогами. На их место планировалось назначить людей со специальной педагогической подготовкой. Земство стало усиленно приглашать на службу в училища воспитанников учительских семинарий не только ближних, как Казанской и Благовещенской, а даже из Санкт-Петербурга. К 1896 году приглашенных преподавателей было 164 из общего количества 568 учителей. Из средств земства к учительским окладам устанавливались надбавки, вознаграждения и т.д.Для самообразования учителей земство выписывало периодические специальные педагогические издания, сочинения Ушинского и т.д., а на педагогических съездах, организуемых также земствами, вырабатывались программы обучения, устранялось также нежелательное явление, как разнообразие в учебниках и приемах преподавания.Земская школа была лучше обеспечена материально. По данным статистики 1880 года на одно земское училище в пермской губернии было затрачено в год 587 рублей (9 рублей 30 копеек на одного учащегося). Для сравнения: к Оренбургской губернии, где земств не было, эти расходы составили 133 рубля на одно училище и 3 рубля на одного учащегося. На земские средства существовали также сельскохозяйственные и ремесленные классы.То обстоятельство, что в земских училищах обучалась сравнительно небольшая часть детей школьного возраста, а многие совсем оставались без обучения, побуждало земских деятелей принимать меры к привлечению детей в училища (например: денежные субсидии родителям; если в семье 2 и более мальчиков, то одного непременно направляли в школу и т.д.).
В первые годы земской деятельности снабжение училищ учебниками шло медленно и далеко не соответствовало выяснившимся нуждам училищ. Со второй половины 70-х годов заведование выпиской учебных пособий для училищ во всех уездах приняли на себя земские управы. В выборе учебников и руководств управы следовали указаниям инспекторов и училищных советов, количество учебных пособий определяли по заявлениям учительского персонала, сообразуясь с отпущенным кредитом. Оханское земство в 1874 году, Ирбитское и Камышловское в 1882-1883 годах привлекали учителей на учительских съездах, курсах к участию в составлении каталогов учебных пособий для училищ. Соображения и указания учителей учитывались, при выпуске каталогов.В 1895 году директором народных училищ был поднят вопрос о всеобщем обучении. Несмотря на все старания, земство не могло за несколько десятилетий осуществить всеобщее образование, даже в объеме 3-х летней школы.
Выводы
Вообще за 30-летний период до начала 20 века Пермское земство много сделало для развития народного образования. Под этим подразумевается не только школьное образование, но и совокупность всей просветительных средств: народные библиотеки, воскресные школы, вечерние классы, народные чтения. Как наглядный итог деятельности Пермского земства в конце 19 века - начале 20 века можно привести следующие данные: всех начальных училищ к началу 1901 года в губернии стало 1011, к 1 января 1914 года - 2221, к 1 января 1915 года - 2387.Главной заслугой земства является то, что оно значительно расширило сеть народных начальных училищ, упорядочило и сделало для всех доступной школу, бывшей до этого времени больше на бумаге, а также ввело в школу азбуку. Предметные уроки, звуковой метод обучения грамоте (метод Корфа, Ушинского, Золотова), запретило в школе телесные наказания. 3емство путем широкого распространения народного образования успело сблизить народ со школой, уничтожить в корне отчуждение и боязнь школы, которые существовали в народе".
К 1995 году число начальных народных училищ в губернии по сравнению с 1370 годом возросло более чем на 500; количество учащихся с 8597 достигло 58579, школьный бюджет увеличился в 10,5 раз.
Список литературы
История Урала в период капитализма. М., 1990
Ерошкин Н.П. Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России. М., 1960
Википедия. Пермская губерния.
Шепелева С. В. Опыт Пермской губернии конца Х1Х – начала ХХ веков / С. В. Шепелева // Павленковская библиотека: Российские библиотечные Павленковские чтения. - Пермь, 2001. С. 15-21.