Анализ работы районного методического объединения учителей 2 классов
Анализ работы РМО учителей 2 классов
за 2015-2016 учебный год
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Все более широкое распространение получает развивающий характер обучения, претерпевают изменения отношения между участниками образовательного процесса.
Работа школ и методического объединения учителей 2 классов в 2015-2016 уч. году была направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности. Повышение профессионального уровня и педагогического мастерства учителей начальных классов в соответствии с реальными потребностями современной системы образования – необходимый показатель качества работы.
Поэтому РМО учителей 2 классов работало над методической темой
«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая объективный уровень состояния учебного процесса, уровень воспитанности и развития обучающихся, квалификацию педагогов и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: создание методической базы способствующей повышению педагогического мастерства для качественной реализации ФГОС учителями начальной школы в образовательных учреждениях района.
Задачи на 2015-2016 учебный год:
Оказание информационной, теоретической и методической поддержки учителям.
Пмощь в распространении передового педагогического опыта и инновационных технологий.
Активное вовлечение учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность.
Расширение возможностей разноплановой практической деятельности младших школьников.
Формирование у младших школьников положительной мотивации к учёбе. Выявление и развитие способностей и талантов детей.
Одной из форм работы по повышению педагогического мастерства учителя является методическая работа. В соответствии с целями и задачами она осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
Районные методические объединения.
Семинары.
Работа по темам самообразования;
Работа по выявлению и обобщению педагогического опыта.
Открытые уроки, их анализ.
Предметные недели.
Информационно-методическое обслуживание учителей.
Диагностика педагогического профессионализма и качества образования.
Организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Повышение квалификации, педагогического мастерства.
Аттестация педагогических работников.
Участие в конкурсах и конференциях.
Главной структурой, организующей методическую работу учителей, являются методические объединения. Основной задачей районного методического объединений учителей 2 классов являлось оказание помощи учителям в совершенствовании их педагогического мастерства.
Основные направления методической поддержки педагогов
- Организация непрерывного образования педагогических кадров;
- Организация работы методических объединений педагогов;
- Изучение и распространение педагогической практики и инноваций в деятельности педагогов.
- Сбор, обработка и анализ информации о состоянии качества образования;
- Информирование работников об изменениях в нормативно-правовых документах и программно-методическом обеспечении.
- Развитие профессионального уровня педагогов через аттестацию, участие в конкурсах.
- Оказание методической помощи педагогам в реализации инновационной деятельности;
- Оказание помощи в разработке и реализации программ.
На заседаниях РМО 2 классов рассматривали вопросы, связанные с изучением и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам подготовки учителя к инновационной деятельности по реализации ФГОС, сохранения здоровья учащихся, изучали тексты и задания контрольных работ и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, намечались ориентиры по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы методических объединений проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.
Работа районного методического объединения проводилась по плану, в котором сформулированы не только задачи на текущий учебный год, но и определены основные организационно-методические мероприятия, тематика и время проведения методических семинаров, открытых уроков и внеклассных мероприятий, конкурсов.
Проблема использования наиболее продуктивных форм и способов развития ребёнка и профессионального роста педагога всегда остаётся актуальной. Изменение содержания образования, создание новых педагогических технологий, новых методик требует особого внимания к организации аттестации учителей начальных классов, которая обеспечивает их личностный и профессиональный рост.
Аттестация педагогических кадров является хорошим показателем творческой деятельности педагогов, механизмом совершенствования управления качеством образования. В 2015-2016 учебном году прошли аттестацию:
Высшая квалификационная категория - ______человек
Первая квалификационная категория -________человек
Методическая работа РМО учителей начальных классов нашла отражение в следующих формах:
Первое заседание в форме инструктивно - методического совещания по теме «Проблемы и пути решения эффективной реализации ФГОС начального общего образования в образовательных учреждениях района».
На заседании рассмотрели вопросы:
1. Итоги и проблемы введения ФГОС начального общего образования в Джанкойском районе в 2014 – 2015 году. . 2.Задачи РМО и план работы на новый учебный год. . 3.Знакомство с методическими рекомендациями КРИППО на 2015- 2016 учебный год.
Практический семинар «Дидактическая система деятельностного метода обучения как механизм реализации ФГОС» проведен в МОУ «Масловская школа». На семинаре рассмотрели вопросы:
1. «Технология системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников».
2.Участие педагогов и обучающихся во Всероссийских, Российских, республиканских, районных дистанционных интеллектуальных марафонах, конкурсах, олимпиадах. Просмотрены и проанализированы открытые уроки аттестуемых учителей.
Практический семинар в МОУ «Мартыновская школа» по теме:
«Воспитательная концепция учителя начальных классов», на котором рассмотрели вопросы:
1. «Организация внеурочной деятельности в совокупности требований ФГОС к развитию личности младшего школьника, воспитанию гражданина России».
2. «Воспитательный потенциал внеурочной деятельности в начальной школе»
3.Работа с одарёнными детьми.
В мае проведено методическое совещание «Обеспечение совершенствования урока в условиях реализации ФГОС НОО» по вопросам:
1.Анализ работы РМО учителей вторых классов.
2.Определение основных направлений работы в 2016-2017 учебном году.
3.Диагностика затруднений и потребностей учителей начальных классов при работе по ФГОС.
Работа РМО 2 классов строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед РМО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено 4 заседания методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.
На протяжении учебного года педагоги делились полученными знаниями и приобретаемым опытом по реализации ФГОС. По итогам учебного года педагоги представляли отчеты об организации внеурочной деятельности учащихся. В своих отчетах педагоги анализировали проделанную работу, вносили свои предложения и рекомендации по организации внеурочной деятельности среди учащихся начальной школы.
Каждый учитель работает над своей темой самообразования, с обобщенными результатами которой он знакомит своих коллег на заседаниях методических объединений. Работа по теме самообразования предполагала реализацию методических наработок помимо выступления на заседании РМО через проведение открытых уроков. В этом году организовано проведение декад начальной школы, были проведены практикумы на заседаниях РМО с использованием личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий, открытые уроки опытными учителями. Все проведенные открытые уроки были тщательно подготовлены и проведены на высоком профессиональном и методическом уровне, показали хорошую подготовку детей. Уроки проанализированы, отмечены все положительные стороны, по - необходимости даны рекомендации. В дальнейшем необходимо спланировать посещение уроков педагогами и распространение педагогического опыта.
Учителя начальных классов работают по УМК «Школа России». Рабочие программы, календарно-тематическое планирование составлены в соответствии с рекомендациями и нормативным базисным планом общеобразовательной школы, введенным в действие Министерством образования РФ. Рабочие программы по предметам были рассмотрены и утверждены на заседаниях МО. Учителями начальных классов выявляются причины не усвоения учебного материала. Учитывая данные причины, индивидуально подбирается работа на уроках и работа во внеурочное время. Учителями проводятся консультации по основным предметам. Учащиеся учатся работать с памятками, им предлагаются задания, упражнения для запоминания учебного материала, развивают умения его применять на практике. Какие результаты дает данная работа: если учителем вовремя и правильно выявлена причина не усвоения учебного материала и правильно подобраны формы и методы работы с данным учеником, то к 4 классу все обучающиеся усваивают учебный материал.
Работа учителей начальных классов в РМО позволила добиться повышения интереса, активности учащихся, вести в системе индивидуальную работу с детьми, опираясь на образовательные стандарты. А так же для эффективности обучения и комфортности детей мы обращаем внимание на технологию самооценивания учащихся, оформление кабинетов, обновление и совершенствование образовательного процесса.
Особое внимание уделялось внедрению в учебный процесс информационных технологий. Интерес к этой теме объясняется тем, что именно с использованием средств ИКТ происходит формирование информационной культуры в школе. В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в информационном обществе. Сегодня образовательный процесс трудно себе представить без современной техники. В начальной школе учителя стараются уделять
этому вопросу большое внимание. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийного проектора позволяет сделать учебный процесс более насыщенным, наглядным и эстетически оформленным. Учителя используют все возможности для повышения компьютерной грамотности. На сегодня всеучителя начальных классов владеют ИКТ технологиями, прошли курсовую подготовку. Были проведены семинары, на котором присутствующие могли увидеть преимущество работы на уроке с применением ИКТ.
Многими учителями созданы мини-сайты и размещены материалы по адресу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Дневник.ру, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учителя начальных классов регулярно организуют участие детей в дистанционных Всероссийских творческих и интеллектуальных олимпиадах и конкурсах, где работы детей выглядят достойно. В этом учебном году обучающиеся 2 классов участвовали в конкурсах «Колосок», «Кенгуру», «Олимпис» и других . На 2016-2017 учебный год следует спланировать работу по подготовке обучающихся для участия в конкурсах и олимпиадах (индивидуально по способностям учащихся, целенаправленно по предметам).
На протяжении всего учебного года была организована работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
Талантливые дети - это когда рядом талантливые педагоги - мастера.
Создание целостной системы в работе по поддержке одаренных детей невозможно без профессионального мастерства, постоянной наставнической и психологической поддержки педагогов, активно участвующих в судьбах одаренных и талантливых школьников.
Используя материал из журналов и газет, учителя обогащают свой кругозор, изучают новую методическую информацию. Также учителя применяют в своей работе интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный портал «Российское образование"
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный институт педагогических измерений
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Введение ФГОС
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единая коллекция ЦОР
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Сайт "Открытый класс"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Фестиваль "Открытый урок"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Всероссийский Интернет-педсовет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Педагогическое сообщество PEDSOVET.SU
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Учительский портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Республиканский мультимедиа центр – об ЭОР нового поколения
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - “Интерактивная доска. Использование интерактивной доски учителем в школе
Комфортная образовательная среда предполагает хорошо развитую кабинетную систему, отвечающую современным требованиям. В этом учебном году кабинеты пополнились новым дидактическим материалом, литературой, методическими пособиями, наглядными пособиями, творческими работами учащихся, оборудованием и техническими средствами. В начальной школе продолжает формироваться банк данных CD, DVD, аудио- и видеокассет по всем предметам начальной школы.
Учителя осуществляли воспитательные задачи. Они состояли в целенаправленном формировании высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием через воспитывающие ситуации и разнообразную творческую деятельность. По приоритетным направлением за год были проведены конкурсы, утренники, праздники, концерты, экскурсии, веселые старты, и т.д.
Анализ методической работы РМО учителей 2 классов показал, что в работе учителей начальных классов отмечается следующая положительная тенденция:
положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий
ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды
осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами, учителя неоднократно посещали семинары, которые проводились на базах школ района.
Учителя начальных классов активно приняли участие в конкурсах, проектах, представляли свой опыт работы на уровне района.
Итоговые работы за второй класс, проводимые в ОУ, выполнили все обучающиеся. (Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам мониторингов) и итоговое оценивание показали, что у обучающихся 2-х классов сформированы основные ключевые умения,позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Но наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые необходимо отметить:
недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей начальных классов к реализации ООП;
трудности реализации требований к результатам освоения ООП начального общего образования.
недостаточное методическое обеспечение учителя начальных классов;
неполное соответствие материально-технической базы кабинетов многих школ требованиям ФГОС;
Исходя из анализа, необходимо наметить пути выхода из данных проблем.
Для этого необходимо всем педагогам активно включится в процесс реализации стандартов второго поколения, для этого назрела необходимость создать рабочие группы по разработке основных разделов ООП, вникать в структуру рабочих программ т.к. ее необходимо прописывать не только учителям начальных классов, но и учителям предметникам, работающим в классах реализующих стандарты ( музыки, физической культуры, иностранного языка).
Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что направления в работе выбраны правильно, и поставить следующую цель:
«Формирование творческого потенциала учителя в процессе обеспечения личностно-ориентированного обучения и воспитания младшего школьникав рамках реализации ФГОС».
Задачи на 2016-2017 учебный год.
1. Работать над повышением эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС.
2. Продолжать работу по диагностике, позволяющей: отслеживать динамику развития школьников, фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.
3.Усилить работу с учащимися, проявляющими интерес к познавательной и творческой деятельности.
4.Продолжить работу над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников.
5. Продолжить работу по обеспечению качества обучения, выявлять и развивать способности каждого ученика, формировать духовно богатую, свободную, физически здоровую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями.
6. Уделить внимание изучению и внедрению форм и методов работы по повышению качества знаний по предметам.
7.Овладевать учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
Руководитель РМО учителей начальных классов: ____________ В.П.Трубко