Прогулка по осеннему лесу (3 класс)
Прогулка по осеннему лесу
"Загадки старичка-лесовичка"
Цель:
-Помочь детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья.
Задачи:
-Учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов;
-Закреплять знания детей о дарах леса, грибах и ягодах произрастающих в нашем лесу, о родном городе и его окрестностях;
-Продолжить знакомить с природой родного края;
-Развивать воображение, логическое мышление;
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Релаксационная игра “Дерево”
Цель: Данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и собственных силах.
Материал: набор картинок: грибы, ягоды, деревья; д/и “Лиственные, хвойные”, загадки о деревьях, конверты с заданиями, письма.Предварительная работа: рассматривание иллюстраций деревьев, д/и “Узнай по описанию”, д/и “С чьей ветки детки”.
I Ход урока:
-Ребята, у каждого из вас на столе лежат веточки от деревьев.
Слайд
- Сядут те, кто назовёт с какого дерева ветка? (на парте у детей ветки): (Ель, сосна, береза, ива)
А вот так выглядит красавица ель.
А это стройные сосны.
Стройные белоствольные березки в пору золотой осени.
Прекрасная ива, склонившая над землей.
Слайд
II-Сообщение темы, цели занятия.1.Продолжим знакомиться с природой родного края
2.Будем выполнять задания Старичка-Лесовичка.
-Ребята ,а кто мне скажет в каком городе мы с вами живем? (Отрадный).
- Правильно, а какие деревья растут в нашем городе? (Дети называют деревья: тополь, берёза, ива, яблоня, ель, сосна, рябина ).
Обращение к гостям:
-Гости дорогие, хотите послушать сказку про деревья?(да)
-Ну тогда слушайте внимательно их для вас приготовили ребята 3класса.
(Дети одевают корону с листьями).
-“Жили – были деревья – подружки:
-Елка – Зеленушка (Яковлев)
-Береза – Веселушка (Токарева)
-Рябина – Краснощечка (Демкин)
-Сосна – Стройнушка (Иванов)
-Они жили дружно, радовались лету. Но однажды они заболели хвастовством.
- Давайте послушаем их хвастливые речи:
Слайд
Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня стоят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.
Слайд
Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.
Слайд
Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!
Слайд
Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то, что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать ,чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи. Так что я королева!”
Учитель:
-Ладно ,деревья не хвастайтесь, ведь каждое из вас по своему красиво, нарядно и полезно! Не так ли гости дорогие?(да)
-А хвастаться так, некрасиво!
Ребята ,а чем закончилась сказка вы узнаете в конце занятия. (Деревья садятся).
Слайд
-Ребята, а кто мне скажет, какие из этих деревьев лиственные?(Рябина, береза-лиственные).
-Почему?(Листья опадают осенью, а весной снова появляются)
-а какие хвойные?
Слайд
(Ель, сосна-хвойные).
Почему?(они зеленые всегда, а листья у них иголки, причем у сосны иголки длиннее ,чем у елки).
Слайд
(пение птиц 1мин)
-Дети, а сейчас все глазки закрыли и представили,
что мы с вами пошли в лес:
А там полным- полно чудес.
В нем живут дары природы . Для людей и лесного народа.
-Откройте глазки.
-Ну что, ребята, не боитесь отправиться в лес?
-Но вот беда, в наш лес можно попасть только в заколдованном виде. Придумала. Сейчас у нас какое время года?(последний месяц осени).
-А кто назовет этот месяц?(ноябрь).
- И на некоторых деревьях остались пока еще листочки.
-Кто самый внимательный и назовет деревья на которых висят еще листочки?( Береза, тополь , ива)
(Показ веточек в вазах)
-Давайте превратимся в листочки, нас никто не заметит, и мы тихонько поживём в лесу, все увидим и все узнаем.
Слайд
(звук колокольчика)
-“Раз, два, три, повернись и в листочки превратись” (Одевают корону)
Слайд
-Вот и стали мы осенними листочками.
-Ребята , пока мы превращались в осенние листочки кто-то прислал письмо (читаю).
Письмо:
“Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения без разрешения. И чтобы опять превратиться в детей и попасть домой, вам придется отгадать мои загадки. Все они спрятаны в чудо-коробе. Отгадаете и дорога домой вам открыта”.
Слайд
( с рисунком старичка-лесовичка)
-А вот и сам старичок –лесовичок!
-Ребята, а кто знает характер лесовичка? Посмотрите на него внимательно и скажите, какой он? (добрый, но хитрый и немного коварный).
-Ну что ,ребята, будем искать чудо-короб, домой ведь хочется. (Дети ходят, ищут короб).
-Ура! Нашли! Что же в этом чудо-коробе лежит? (3конверта)
-Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1)
-Здесь что-то написано иди, Артем прочитай:
( “Хороводом в ряд в шляпках молодцы стоят)”
-Ох, ребята, думайте, что же это такое? (грибы).
Из конверта достают набор картинок грибов.
(Раздаю карточки)
-Ребята ,у кого рисунки с ядовитыми грибами-поднимите руки? Почему их нельзя употреблять в пищу?
Слайд
(ядовитые грибы)
Игра: Угадай название гриба.
-Ребята ,у кого рисунки со съедобными грибами-поднимите руки?
Слайд
(съедобные грибы)
Игра: Угадай название гриба.
-Ребята, а что можно приготовить из съедобных грибов? (Суп, икру, пожарить, посолить).
-Ребята, скажите если суп из грибов, то он какой? (грибной)
-А икра из грибов? (грибная).
-Если пожарить, то грибы какие? (жареные).
- Молодцы все знаете про грибы. Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок?
Слайд
(звук колокольчика)
-Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать второй конверт.( В конверте лежат картинки с ягодами, дети отгадывают загадку):
-Ксюша, иди прочти ,что написал старичок-лесовичок.:
«Мы бываем разные
Голубые, красные
Мы на кустиках растем
Ешьте нас с утра и днем». (Ягоды)
-Да, дети, это ягоды, а какие ягоды растут в нашем лесу? (земляника, ежевика, малина.-А что можно приготовить из ягод? ( варенье, компот) .Из земляники варенье какое? (земляничное)
-Компот из малины? (малиновый)
-Из ежевики варенье какое? (ежевичное)
Слайд
звук колокольчика)
-Ой, листочки, слышите музыку, мы с вами и на вторую загадку дали правильный ответ.
-Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.
Слайд
Релаксационная игра «Дерево»)Физ. мин (под музыку «Шербургские зонтики»- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опусти вдоль тела, глаза закройте.
-Представьте, что вы дерево.
-Представьте себя сильным могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
-Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
-Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
-Ветви-руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга.-Крона-голова – чиста и свежа.
-Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
-Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получается.
физ-ка
Ветер дерево качает
Влево, вправо наклоняет
Раз наклон, два наклон
Разлетелись листья вон.
-Отдохнули, молодцы!
-Ну, что у нас остался 3 конверт. Интересно, что спрятано в этом конверте?
-Читаю загадку на конверте:
Летом шубу надевает,
А зимой ее снимает.
(дерево)
-Правильно, мои осенние листочки, в этом конверте спрятаны загадки о деревьях. Давайте их отгадывать.
1.Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая как еж,
Зимою в платье летнем (ель).
2) Весною зеленела,
Летом загорела
Осенью красные бусы одела (рябина).
-Ребята, это загадки лесовичка, а вы какие загадки приготовили для гостей?(Дети выходят и читают загадки).
3) Клейкие листочки
Зеленые листочки
С белою короюСтоит под горою (береза) .4) У меня длинней иголки
Чем у елки
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке
Ветви только на макушке (сосна).
Слайд
(звук колокольчика)
-Ребята, лесовичок очень доволен вами, но пока нас еще не отпускает из леса домой.
Он желает ,чтобы мы с вами немного рассказали, все то ,что мы знаем о деревьях.
-Я начну, а вы продолжите.
Рассказываю
- Жёлтый цвет - символ осени.
- Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)
Так живет дерево
-Дерево удивительно устроено, каждая часть активно трудится, выполняя свою функцию от маленького корешка под землей до ветки на самом верху кроны. Дерево постоянно дышит, причем дышит как корнями, так и листвой, употребляет влагу, испытывает температурные перепады, требует света, борется с ветром. Дереву, как и человеку, требуется забота и внимание.
Слайд
-Как определить возраст дерева? Нам расскажет …
-На свежеспиленном стволе дерева видны годовые кольца. Одному году жизни дерева соответствуют два кольца - одно светлое, другое тёмное.
Слайд
Может ли дерево сообщить, что ему нужно? Расскажет …
-Учёные обнаружили, что дерево "кричит", когда начинает усыхать. Это "мольба о воде" не слышна уху человека, но для жуков короедов служит сигналом: добить умирающее дерево.
Слайд
Сколько лет живёт дерево?
Среди деревьев наших лесов дуб живёт до 800 лет.
Ель, сосна до 600 лет.
500 лет - клен обыкновенный, ясень.
400 лет - грецкий орех.
200 лет - яблоня.
80 лет - рябина.
Слайд
музыка-игра
-А сейчас лесовичок приготовил нам игру, которая называется «Кто быстрее».
На полу по кругу разложены грибочки (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, дети бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить гриб. Кто не успевает, выбывает из игры.Рассказываю
-Человек не может жить без природы. Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!
- А как мы можем им помочь?(Не ломать ветки, поливать, окапывать землю вокруг дерева, посадить дерево. Не вырубать деревья ).
-Деревьям приходится нелегко. Автомобили и заводы загрязняют воздух. Люди вытаптывают землю и ломают ветви. Тем не менее, деревья живут и выполняют важную работу. Они очищают воздух от пыли, поглощают вредные газы и выделяют кислород. Они создают прохладу в летний зной, дают приют птицам и многим животным.
-Каждое дерево - как человек. Оно бывает маленьким, потом вырастает и становится старым. Деревья болеют и страдают от жажды. Они испытывают боль, когда их ранят, и радуются птицам, собирающим вредных насекомых в кронах.
-Посмотри вокруг. Выберите дерево, которое вам больше всего нравится. Подойдите к нему, потрогайте его рукой, почувствуйте его запах. Аккуратно, кончиками пальцев коснитесь его листочков. Они так же, как и мы, нуждаются в друзьях.
-Если каждый из нас будет относиться к своему дереву как к другу и сможет сохранить его - все вместе мы сохраним наш город зеленым и красивым!
-Ну, вот мы и отгадали все загадки, рассказали о деревьях. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится:
Слайд
(звук колокольчика)
“Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”
(Дети под музыку поворачиваются, снимают корону, садятся)
На столе появляется письмо (читаю)
Письмо
“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдете его под чудо- коробом.
Ваш старичок-лесовичок.”
Дети находят корзину с яблоками и дарят их гостям.
-Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно. А нам на память об осени подарили вот такой видео-сюжет .Слайд
(Видео-сюжет)
Красива природа на исходе осени.
Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени .Завтра зима. Но зима тоже прекрасное время года.
На этом наше занятие закончено, спасибо всем.
Под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь» ребята и гости праздника раскрашивают буквы.Из разноцветных букв складывается название праздника:Ведущий: Вы хотите поиграть? ... Будем листья собирать.ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЕТ ЛИСТЬЕВ?»На полу разбрасывают по одинаковому количеству осенних листьев разного цвета. Несколько человек получают задание собрать листья. Каждый из них собирает листья определенного цвета. Кто соберет больше?или ИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ «КТО БЫСТРЕЕ?» На полу по кругу раскладывают листья (их количество - на один меньше, чем игроков). Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.Ведущий: Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима.
кружающего мира по теме "Дерево в жизни человека"
Цели урока:
Продолжить знакомство с разнообразием пород деревьев, с их свойствами и отличительными признаками, с видами разных деревьев. Показать важность дерева в жизни человека, познакомить учащихся с тем, что изготавливает человек из дерева для своих нужд.
Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, синтезировать и обобщать. Развивать психические процессы ребёнка: память, мышление, внимание и воображение.
Воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки. Воспитывать человека культуры.
1. Оргмомент.Приветствие.
Выход на тему урока.Работа с загадками.
Самооценка собственного уровня знаний о дереве.
3. Изучение новой темы.Технология групповой работы.
1. Деление на группы.
2. Проверка домашнего задания.
доклады и сообщения;
инсценировка;
3. Работа по карточкам:
знакомство с заданием (1 мин.);
время выполнения заданий (3-5 мин.);
анализ заданий и ответы участников группы (2 мин/группа);
взаимооценка (30 с/группа).
4. Этап обобщения и систематизации знаний.Моделирование. Модель “Значение дерева”.
5. Этап закрепления изученного.Решение алгоритма.
Разгадывание кроссворда “Деревья”
6. Подведение итогов.Рефлексия.
Поощрение.
7. Домашнее задание.Опиши любимое дерево.
Ход урока
1. Оргмомент.
Релаксационная игра “Дерево”
Цель: Данная игра используется для снятия волнения, напряжённости, она придаёт чувство уверенности в себе и собственных силах.
Технология проведения.
Учитель даёт детям инструкцию:
- Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опусти вдоль тела, глаза закройте.
Представьте, что вы дерево.
Представьте себя сильным могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой.
Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Ствол-тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
Ветви-руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья-пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга.Крона-голова – чиста и свежа.
Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны.
Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получается.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель загадывает детям загадку: “Чем больше колец, тем старше жилец”.
- О ком или о чём это я?
Ученики:
- Это дерево.
Учитель:
- Докажите.
Ученики:
- Обычно каждый год дерево даёт одно кольцо прироста.
Учитель:
- А знаете ли вы, что по годичным кольцам деревьев-долгожителей можно судить не только о возрасте деревьев, но и прочесть “книгу погоды” в давние времена и узнать о каких-нибудь знаменательных событиях. Например, по годовым кольцам многолетнего японского кедра узнали, что среднегодовая температура воздуха на японских островах понизилась за время жизни кедра примерно на полтора градуса. По годичным кольцам американской секвойи учёные установили, когда были извержения знаменитых вулканов (после сильного извержения Солнце закрывают тучи пепла, света становится недостаточно для роста и кольцо прироста очень узкое).
- А всё ли вы знаете о деревьях? Перед вами “волшебные линеечки”, отметьте на них, пожалуйста, где вы сейчас находитесь:Начало урокаКонец урока
!!
!-знаю всё!-знаю всё
!!
!-знаю, но не всё!-знаний о дереве стало больше
!!
!!-знаю, но не всё
!!
! -не знаю! -не знаю
3. Изучение новой темы.
Учитель:
- О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Ученики:
- Мы продолжим работать над изучением дерева. Продолжим знакомство с разнообразием пород деревьев, с их свойствами и отличительными признаками, с видами разных деревьев. Попробуем исследовать важность дерева в жизни человека.
Учитель:
- А начнём мы работу с проверки домашнего задания, которое вы выполняли по подгруппам.
Проверка домашнего задания:
1 группа
- Мы хотим рассказать вам о дубе-богатыре. Это дерево прославляется в народных сказаниях и песнях у многих народов. Перуновым деревом его называли славяне в честь языческого бога грома и молнии Перуна. За красоту древние греки посвящали его Апполону, богу красоты, древние римляне – Юпитеру, а жёлуди считались у них божественными плодами. И в нашей стране дуб – это не только одно из самых ценных, но и одно из самых красивых деревьев. В песнях и сказаниях многих народов нашей страны прославляют его могущество. Воины после боёв отдыхали под ним и набирались сил. В память о великом событии народ сажал молоденький дубок, чтобы века хранил он память о нём. Живёт дуб-богатырь 300-400 лет, но некоторые дубы доживают и до 1000 лет. Высотой некоторые великаны достигают до 50 метров (18-этажный дом) и в обхвате до метра. Не боится дуб сухих и солёных почв. Поэтому и сейчас его сажают в степях для защиты полей от ветров. Не только за красоту во все времена ценили дуб. Его кора применяется в кожевенной промышленности и в медицине; дубовые листья – хороший корм для дубового шелкопряда, производителя натурального шёлка; из желудей получается заменитель кофе, и к тому же это хороший корм для скота. Но самое главное – это его древесина. По прочности и твёрдости древесины дуб стоит на одном из первых мест. Делают из его бочки, корпуса речных и морских судов, паркетные полы, долговечную и красивую мебель.
2 группа
- Догадайтесь, о каком дереве сейчас пойдёт речь?
В белоствольном зале
Срезали, связали
И пустили бороду
По пыльному городу (берёзовая метла).
- Нет у русского народа краше и милее дерева, чем белоствольная берёзонька. Вокруг неё в старину водили хороводы, праздновали приход лета.
Дети водят хоровод “Во поле берёза стояла”.
- Много стихотворений и песен сложил про неё русский народ.
Сергей Есенин “Белая берёза”.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
3 группа
Всегда нужны людскому роду
Бревно, доска, тетрадь, весло.
Спасибо, щедрая природа,
За то, что дерево росло!
- Сколько человеку нужно древесины? Подсчёты, сделанные учёными, показали, что в среднем на одного человека за всю его жизнь расходуется около 400 деревьев. Эта древесина идёт на строительство домов, на топливо, на изготовление мебели, на бумагу, спички, лекарства, смолу, дёготь и прочее.
В. Солоухин “Деревья”.У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинули ветви
Большие деревья.
Их деды сажали
Своими руками
Себе на утеху
И внукам на память.
Сажали, растили
В родимом краю.
Характеры дедов
По ним узнаю.
Вот этот путями
Несложными шёл:
Воткнул под окном
Неотёсанный колИ хочешь, не хочешь,
Мила не мила,
Но вот под окном
Зашумела ветла,
С неё ни оглобли
И ни помела.
Другой похитрее,
Он знал наперёд:
От липы и лапти,
От липы и мёд.
И пчёлы летают
И мёд собирают,
И дети добром
Старика поминают.А третий дубов
Насадил по оврагу:
Дубовые бочки
Годятся на славу.
Высокая ёлка –
Для тонкой слеги.
Кленовые гвозди –
Тачать сапоги.
Обрубок берёзы
На ложку к обеду…
Про всё разумели
Премудрые деды.
Могучи деревья
В родимом краю,
Характеры дедов
По ним узнаю.
4 группа
Инсценировка произведения К. Д. Ушинского “Спор деревьев”.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?
Вот дуб говорит:
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё-то румяное яблочко и на царском столе бывает
Слушает сосёнка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться; вот придёт зима, и будите вы обе стоять голёшеньки, а на мне останутся мои зелёные колючки, без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
- Кто из деревьев прав? Докажите.
Ученики обсуждают произведение, делают вывод.
4. Этап обобщения и систематизации знаний.
Моделирование на доске.
Ученики обобщают:
- Что значит дерево для человека? Какое значение оно имеет?
Работа в группах по карточкам
Каждой группе предлагается на обсуждение поговорки о деревьях, а также приметы. Необходимо выбрать поговорку и объяснить значение.
Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт целые века. Если в осень лист с берёзы и дуба не чисто – жди суровой зимы.
Не все сосны в лесу корабельные. Много желудей на дубу – к тёплой зиме и плодородному лету.
Велик дуб, да дуплист, а мал дубок, да здоров. У дуба и осины самый поздний листопад.
Кривого дерева не выправишь. Осенью листопад прошёл скоро – жди суровой зимы.
5. Закрепление изученного (работа в группах).
Следуя алгоритму, поставь номера лесных деревьев: ель, сосна, кедр, лиственница, липа, берёза, дуб, ольха.даХвоя опадает?
НетЛесные деревья
Да Хвоя есть? НетКора белая?
Нетда
нетХвоинки длинные?
Да Семена тяжёлые?
Нетда
даСемена крупные?
Нет Цветки пахучие?
Нетда
Разгадай загадки и собери в кроссворд (кроссворд о деревьях).
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
- Вернёмся к нашим “Волшебным линеечкам”. Отметьте, пожалуйста, где вы находитесь.
Ученики анализируют и оценивают свою работу.
Учитель дарит детям гороскоп Друидов (описание характеристики дерева по дате рождения).
7. Домашнее задание.
Учитель:
- Опишите любимое дерево (страница 46 №4 учебника О. Поглазовой “Окружающий мир”).
к окружающего мира по теме: "Как живут растения?". 1-й класс
Белых Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов
Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
Цель урока:
дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,
учить правильно ухаживать за комнатными растениями,
воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику 1 класса "Мир вокруг нас", на доске изображение солнца, круги, вырезанные из цветной бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
I. Организационное начало урока.
- Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно". <Приложение 1>
- Итак, жизнь продолжается, урок начинается.
II. Сообщение темы урока.
- Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?". <Приложение2>
III. Работа по теме урока.
Наблюдение за жизнью растений весной.
- Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.
- О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)
- Весна - удивительное время года. <Приложение 3>
(Ученик читает стихотворение)
Тает снег, журчит ручей,
Солнце пригревает.
И уже среди берёз
Подснежник расцветает.
- Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первый летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? : (май)
- Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. <Приложение 4> Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.
- Почему так происходит?
Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.
На цветке сидит цветок
Пьёт цветочный сладкий сок.
- Этот цветочный сладкий сок - нектар.
Он оделся в мех нарядный,
Рукавицы не забыл.
Так как день стоял прохладный,
А полёт далёким был.
Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.
Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.
- А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)
Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.
Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.
Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.
Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.
2. Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре -
Полетели, закружились.
3. Наблюдение за жизнью растений летом. <Приложение 5>
Лето красное настало, (Слайд 1)
На полях цветы растут,
Ягоды, грибы ребята
Из лесу домой несут.
В речке плавают весь день,
Не спасает даже тень.
- А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)
Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево. (Слайд 2)
Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!
- Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)
- К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.
- Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:
Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.
(репей) (Слайд 3)
4. Размножение растений.
- Каждое растение размножается по-своему.
- Назовите известные вам способы распространения семян растений.
А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.
Декламирование учащимися хором:
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны.
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
- Почему репейник так любит путешествовать? Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.
Заимствуя у природы.
Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке. (Показ).
Народная примета.
Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.
Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.
Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)
- Хорошо это или плохо?
- О каком растении идёт речь?
Когда идёшь тропинкою.
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо - шарики
На стройных лепестках.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес,
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик). (Слайд 4)
- Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).
5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах. <Приложение 6>
- А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.
(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)
- Итак, мы исследуем семя по плану:
Эта детка с какой ветки?
Внешний вид, на что похоже?
Какой формы?
(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)Словарь - крылатка.
- Подберите родственные слова к слову крылатка.
- Как вы думаете, почему так назвали?
Заимствуя у природы.
Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.
Сообщение ведущего лаборанта.
- Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.
- А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.
6. Работа по учебнику.
С колпачком на голове.
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.
- Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.
После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.
Исследуем это семя:
Внешний вид, цвет, форма.
Скорлупа.
- Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба. <Приложение 7>
(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)
- Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)Чтение вывода в учебнике на стр. 50.
Сообщение ведущего лаборанта.
- Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.
Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.
- Как вы думаете почему?
(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).Дополнительный материал.
- А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.
Под землёй он будет спать
В непогодь и стужу.
А когда-нибудь опять
Выбьется наружу.
Пусть растёт он до небес
С каждым годом выше.
Пусть раскинет свой навес
Многоскатной крыши.
- И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.
Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.
7. Наблюдение за жизнью растений осенью. <Приложение 8>
Раскрашены листья в осенний наряд.
Как золото, ярко на солнце горят.
Рябина горит, полыхает огнём
И ягоды спелые нам отдаёт.
- Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.
- Как вы думаете, что это за название? (золотая).
- Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)
- Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.
Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.
Сообщение лаборанта.
Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Отгадывание кроссворда.
- А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.
<Приложение 9>
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы выбраться на свет. (семя)
Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву. (яблоко)
Рыжий Егорка упал в озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (лист)
Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. (подорожник)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (дерево)
С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшеница)
Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные. (огурцы)
- Молодцы!
8. Наблюдение за жизнью растений зимой. <Приложение 10>
- В каком времени года мы с вами ещё не побывали?
- Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.
- Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)
- Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло и тем самым создавать как бы естественный парник очень важна для растений. Под снегом не вымерзают травы и посевы. Плохо им, когда долго не ложится снежный покров.
Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.
- А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!
9. Работа по учебнику. (с. 51) <Приложение 11>
- Зачем поливают комнатные растения?
- Почему комнатные растения стоят близко к окну?
- Для чего девочка протирает листья растений?
- Почему растение погибло на следующем рисунке?
- Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)
- Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.
10. Работа в тетрадях. (с. 21)
- Выполним задание №2 в тетради.
- Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)
11. Минутка отдыха для глаз. <Приложение 12>
- Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.
- Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)
IV. Рефлексия.
- У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
V. Подведение итогов.
- Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?
- О чём сможете рассказать дома родителям?
- Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)
- Что необходимо растениям для жизни?
VI. Творческое задание.
- В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?
- Спасибо всем за работу! <Приложение 13>
Водоемы в саду редко кого оставляют равнодушным. Но не всегда есть возможность устроить полноценное болотце или фонтан. Находкой для небольшого сада может стать миниводоем. Он позволит оформить пространство с безупречным вкусом и одновременно сохранить гармонию.
Большинство миниатюрных водоемов создается в декоративных контейнерах, садовых вазонах или в емкостях, вкопанных в почву. Подобные водоемы отличаются мобильностью и позволяют обновлять садовую композицию по вашему желанию в считанные минуты и без излишних затрат. Внутри емкости создают гидроизолирующий слой из пленки. При необходимости поверхность можно покрыть водоотталкивающей краской. Снаружи также необходимо заизолировать водостойким герметиком. Чтобы оформить ваш водоем, используйте мелкие речные камни и водные растения, а также небольшие садовые скульптурки (лягушек, ящериц, гномов).
Прекрасный минипруд для сада получается из старой ванны. Можно превратить ее в сказочный водоем среди камней, цветов и кустарников. Корпус ванны обшейте вагонкой и распишите акриловыми красками.
В ванне же можно устроить живописное болотце: насыпьте в ванну земли, налейте воды и все размешайте для получения болотного грунта. Любители такой среды - мята водяная, лютик длиннолистный, рогоз карликовый, другие влаголюбивые растения. В течение лета воду регулярно доливайте, чтобы болотце не пересохло. Эту процедуру придется делать реже, если ванну поставить в тень. Землю каждый год следует заменять на новую.
Можно вкопать ванну в землю посреди альпинария. Для этого наглухо забиваются нижнее сливное и боковое переливное отверстие. Роется яма того же объема, что и ванна. Здесь важно не ошибиться, так как в случае неточности края ямы будет трудно декорировать камнями и растениями. Края ванны маскируются. Укладываются большие плоские камни с таким расчетом, чтобы они нависали над водой, либо применяется речной песок с раствором цемента и вдавленными в сырой раствор мелкими камешками.
Можно даже сделать композицию из нескольких ванн - замаскировать их границы крупными камнями и невысокими насыпями из мелких камней. Установленная ванна до краев заполняется водой, постепенно заселяется разными мелкими обитателями, и водоем начинает жить собственной жизнью. Можно посадить в нем болотные растения, например, ряску. "Берега" засаживают низкорослыми почвопокровными растениями, мхом, не очень высокими растениями типа хосты, фиалки, медуницы сахарной, астильбы, примулы. Воду в таком водоеме не чистят, нужно только не забывать подливать ее в жаркие дни. Удивительно, но вода в такой среде никогда не портится. Вокруг сооружения можно разместить красивые высокие растения вроде папоротника, ириса болотного.
рок окружающего мира «Как живут растения?»
Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
Тема урока «Как живут растения?»
1 класс. Программа «Школа России».
На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученик усваивает быстро и качественно тот материал, который после полученной новой информации передаёт другому. Члены группы помогают друг другу, бывают в роли сотрудника, лидера, подчинённого, учатся понимать других. Ученик раскрывает в себе способности, таланты. Вырабатывается умение слышать и слушать других, а также чётко излагать свои мысли, вступать в диалог, формируются первоначальные ОУУН, такая форма работы помогает не только усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью практической работы. Он насыщен разнообразными методами, которые позволяют достичь высоких результатов обучающихся.
Цели урока:
познакомить с условиями жизни растений;
расширить представления детей о жизни растений;
воспитывать бережное отношение к растениям;
формировать умение выполнять различные роли в группе, находить компромисс.
Оборудование:
Карточки со словами: растения, животные, пища, вода, тепло, воздух, свет.
Комнатные растения.
Баночка с проросшими семенами гороха.
Рисунки: деревья, кустарники, травы; картинки с комнатными растениями.
Конверты с кружками (у каждого ученика): по два желтых, красных, зеленых, коричневых.
Это для конца
-Ну, вот мы и отгадали все загадки. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”
В группу влетает самолетик – письмо.
“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.
Ваш старичок-лесовичок.”
Дети находят конверт с листочками и дарят их гостям.
Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
Это для конца
-Ну, вот мы и отгадали все загадки. Попробуем вернуться домой. Вдруг получится: “Раз, два, три повернись и в детишек превратись!”
В группу влетает самолетик – письмо.
“Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой подарок. А найдите его под чудо коробом.
Ваш старичок-лесовичок.”
Дети находят конверт с листочками и дарят их гостям.
Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружках. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.
Кому Ребятам 3 класса
От кого от Старичка-ЛесовичкаКому Ребятам 3 класса
От кого от Старичка-Лесовичка1 2