Урок окружающего мира по теме: Что нам осень принесла?
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе
УМК Н.Ф.Виноградовой «Начальная школа XXI века»
Тема: Что нам осень принесла
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с понятием культурные растения, уточнения понятий плод, овощи, фрукты, ягоды, их значение для человека; способствовать развитию речи, воображения, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять понятия культурные растения, плоды, овощи, фрукты, ягоды, их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описательный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей.
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь раздаточные карточки; загадки детей; таблички с изображением овощей, фруктов и т. д.; два блюда и муляжи овощей, фруктов, ягод; кружки разного цвета и нарисованные корзиночки для командной игры, презентация.
Ход урока
Повторение изученного материала.
- О чем будем говорить на уроке, Вы узнаете из стихотворения.
Золотые, тихие рощи и сады, Нивы урожайные, спелые плоды.И не видно радуги, и не слышен гром.Спать ложится солнышко раньше с каждым днем.
- Какое это время года? (Осень)
Выставка рисунков «Сентябрь уж наступил».
– Рассмотрите внимательно рисунки, которые вы подготовили к уроку. Какие рисунки, по-вашему, наиболее удачны? Почему?
Учащиеся обмениваются впечатлениями, отмечают отличительные особенности наиболее интересных работ.
– Какие признаки осени вы отразили в своих работах?
- Давайте посмотрим, какую осень я приготовила для вас. ( Слайд №2 )
- Как мы узнаем, что это осень? Назовите признаки осени. (Слайд №3)
солнце светит мало и мало греет, небо затянуто тучами,
идет холодный дождь, ветер резкий холодный,
земля остывает, вода замерзает.
- Назовите осенние месяцы.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
II. Изучение нового материала.
Работа с пословицами и поговорками. Уточнение понятия «плод».
– Прочитайте пословицы и поговорки. (Слайд № 4)
· Осенью всякий плод краснеет.
· Сентябрь холоден, да сыт.
· Красно лето цветами, а осень – плодами.
- Молодцы, сложили пословицы верно.
- А сейчас я их прочитаю еще раз, а вы попробуйте их объяснить.
– Как вы их понимаете? Что такое плод? (Плод – это часть растения, в которой находятся семена.) Какие плоды вы знаете? Перечислите их.
- А сейчас закройте глазки, опустите голову на парту, расслабьтесь и отдохните.
- Куда мы попали? Вспомним, что растет в огороде. (Один ученик показывает на рисунке, а дети называют.) А что еще не нарисовал художник?
(Слайд № 5)
- Вы приготовили к уроку свои загадки. (Загадать три, рисунки на доску. Дети дома с родителями подбирали загадку. Её печатали на одной стороне листа, отгадка-рисунок на другой). Вот, что нам осень принесла!
Посмотрим дальше?
(Слайд № 6)
- Вот какой замечательный сад! Называют ученики то, что я показываю.
(Слайд № 7)
- Вы уже многое знаете, что нам осень принесла. Сейчас проведем эстафету. Надо называть по цепочке одной команде овощи, второй команде фрукты. Названия не должны повторяться. Какой ряд назовет больше? Считаем.
2. Эстафета.
(Дети называют по цепочке овощи, при заминке ведут счет до 3, после этого ответ переходит другой команде)
Физкультминутка.
Мы шли, шли, шлиИ грибок нашли.Раз – грибок, два – грибок,Вот и полный кузовок!
(Слайд № 8)
- Вот какой лес! В какое время года он изображен?
(Слайд № 9)
Продолжите записи.
(Слайд № 10)
3. “Соображалки” (Слайд № 11)
- Откройте учебник на странице 16. Найдите раздел “Соображалки”. Давайте думать, что из записанного лишнее. (Чтение детьми строчек задания и отбор лишних предметов)
Посмотрите, какая красавица осень. Вот что она нам подарила.
4. Работа в парах. (Слайд № 12)
А сейчас ( (помогите зайчонку разобраться: что растет в огороде, отметьте зеленым карандашом, что в саду – красным.
- Давайте проверим. Один ученик из пары называет, их варианты ответа, если Вы с ними согласны, сядьте правильно, сложив руки на парте, если нет, поднимите руку.
- Молодцы. Отложите в сторону листочки.
- Вы хорошо поработали на уроке. Дома мамам расскажете, что нам осень подарила.
5. Рассказ учителя.
– В стародавние времена первые люди на Земле питались семенами диких растений. Эти семена иногда попадали в почву и вырастали рядом с жилищем первобытного человека. Заметив это, люди стали специально высаживать растения и ухаживать за ними. Так появились культурные растения.
– Подумайте, о каких растениях идёт речь?
Учащиеся высказывают свои предположения.
– Одни из них сажают в поле, их называют полевыми культурами. (Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха.)
– Другие растут в саду – это садовые деревья и кустарники. (Яблоня, груша, слива, черешня, вишня.)
– Третьи на огороде – это овощи. (Капуста, морковь, свёкла, картофель.)
6. Постановка учебной задачи.
– Перед вами два блюда. Разложите в них данные объекты (муляжи фруктов, овощей, ягод). (У ребят не должно возникнуть проблем, кроме некоторой заминки, куда поместить ягоды.) Какие группы у вас получились? (Овощи, фрукты, ягоды.)
7. Работа с понятиями.
– Перечислите, что вы отнесли к каждой группе.
Овощи – морковь, редис, свёкла, баклажан.
Фрукты – яблоко, груша.
Ягоды – клубника, смородина.
– В какое блюдо вы положили ягоды? Почему сомневались? (Ягоды отличаются от остальных плодов.) Вы правы, ягоды действительно отличаются от овощей и фруктов. Что такое ягода? (Ягода – плод с сочной мякотью, у которого много семян.) Знаете ли вы, что арбуз – это тоже ягода? Самой же крупной ягодой является тыква.
Физкультминутка
По сырой дорожке
Зашагали ножки
По сырой дорожке.
Шагают на месте.
Если лужа велика,
Нам видна издалека,
Рисуют в воздухе руками большой круг – воображаемую лужу.
Выберем, где суше,
Обойдём мы лужу.
Руку прикладывают ко лбу – «делают козырёк» – вглядываются вдаль.
Маленькую лужу
Обходить не нужно.
Становитесь, дети, в ряд,
Перепрыгнем всё подряд – прыг!
Перепрыгивают на «сухое место».
III. Закрепление пройденного.
1. Игра «Собираем урожай» (работа с учебником, с. 18).
– Давайте поиграем в командах: одна собирает растения огорода, а другая – растения сада. (За каждый правильный ответ команда получает кружок соответствующего цвета, который прикрепляется к импровизированной корзиночке.)
2. Работа с текстом учебника (Э. Шим «Кто как одет», с. 18–19).
– Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он? (Предположения учащихся.)
– Послушайте рассказ. (Читает учитель.)
– Согласны ли вы с тем, как автор описал овощи? Хотите что-нибудь добавить?
3. Работа по календарю сбора ягод (учебник, с. 20).
– Рассмотрите календарь сбора ягод. Какие ягоды здесь представлены? Назовите знакомые вам. Где вы их встречали? Когда же собирают каждую ягоду?
4. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 11, по выбору).
IV. Итог урока.
– О чём мы говорили на уроке? Что самое важное из материалов урока, по-вашему, нужно запомнить? Что вас заинтересовало больше всего? О чём хотели бы рассказать дома?
- Но осень у нас щедрая (достаю корзину с яблоками) и за вашу работу вам отметки. Ешьте и будьте здоровы!