Методическая рекомендация «Нетрадиционные техники рисования. «Кляксография»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детско-юношеского творчества»
«Утверждаю»
Директор
МБУ ДО «ЦДЮТ»
С.Е. Шайхатарова
Методическая рекомендация
«Нетрадиционные техники рисования «Кляксография»».
Автор-составитель:
Зиганшина Диляра Марсовна
Альметьевск
2015год
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей и другим участникам образовательного процесса.
Данные методические рекомендации разработаны на опыте работы Школы творческого развития «Пластилин» по предмету «Изобразительное искусство». Работа ведется по образовательной программе «Веселые художники» с детьми дошкольного возраста от 4 до 6 лет. Рекомендации составлены с целью расширения знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития интереса дошкольников к изобразительному творчеству.
Сведения об авторе-составителе: Зиганшина Диляра Марсовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детско-юношеского твочества» I квалификационной категории Школы творческого развития «Пластилин» по предмету «Изобразительное искусство».
Контакты: 8-960-085-22-77, электронный адрес: dedmoroz.73@mail.ru
«Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками,
а пишут чувствами».
Ж.-Б.С.Шарден
Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. В Школе творческого развития «Пластилин», мной ведутся занятия по изобразительному искусству, где дети знакомятся с нетрадиционной техникой рисования. Для данного возраста составлена программа, подготовлен материал для таких видов, как кляксография, обрывная аппликация, рисование ладошкой, пальцами, вилкой и т.д.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, видеть как тот или иной образ получается выразительным, ярким.
Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Кстати, существует даже такая техника рисования — кляксография.
В последние годы кляксография набирает небывалую популярность. И связан этот момент вовсе не с последними веяниями моды. Оказывается благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение.
Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.
«Кляксография» — модная тенденция!
Эта техника получится даже у новичка. Всё что потребуется, это чуть-чуть фантазии. Бытует мнение, что красивые рисунки подвластны только гениям. Это к счастью миф. Для того чтобы создать шедевр, не обязательно быть одарённым.
Рисунок создаётся путём нанесения клякс на холст или лист. Для нанесения клякс используются любые подручные средства или стандартные кисти. Кляксы наносить просто и, учить этому ни кого не нужно. Зато на картине появится замысловатый сюжет, где каждый увидит своё. Этот способ интересен детям и взрослым. Займитесь вдвоём с ребёнком "кляксографией", а потом рассмотрите ваше творение.
Что получилось? Салют, или облака, плывущие по небу, безграничная вселенная или букет. А как развивается фантазия! Да и «абстракция» займет достойное место в коллекции ваших рисунков. Плюс такой живописи это отсутствие напряжения, и особое удовольствие от «смешивания» цветов.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях в ШТР «Пластилин», обсуждение с коллегами привели к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучение методической литературы, интернет-ресурсов привели к очередному выводу, что рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Необходимый инструмент
Для создания уникального рисунка необходимо подготовить следующий материал:
•Художественную кисть. Желательно использовать жесткие кисточки. Порой дети, чтобы изобразить кляксу большого размера прибегают к помощи зубной щетки.
•Краски. В этом виде искусства применяют только жидкую акварель. Если под рукой нет подходящих красок, то можно просто развести имеющуюся акварель водой. Кстати, необходимой для рисунка консистенцией обладает разноцветная тушь. Ее также можно использовать при рисовании.
•Картон или лист белой бумаги.
•Емкость для воды.
•Ватные палочки.
•Влажная тряпочка. Используется для удаления загрязнения с рук.
Этапы творческого процесса
Итак, кляксография техника рисования. С чего начать? Если вы новичок в этой области, то первоначально следует определиться с темой будущего рисунка. Здесь крайне важно направить мыслительную деятельность в нужное русло, говоря другими словами, задать направление. Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
Наиболее распространенный — капельный метод.
Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.
Во втором способе кляксографии используют метод растекания.
Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку, что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?
Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.
Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставлены следующие задачи:
- вызвать интерес к «оживлению» необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;
- развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности; воспитывать аккуратность в рисовании красками.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).
Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.).
Кляксографию можно совмещать с разными техниками изобразительного искусства, такими как монотипия, аппликация и другими. Некоторые из них и представлены в данном мастер – классе.
Этот способ рисования «кляксами» можно использовать в работе с детьми 3-4 лет и старше.
Подведение итогов занятия проходят в виде мини-выставки, где дети демонстрируют свои работы, дают оценку своей и другим работам. Применяемый метод поощрения создает ситуацию успеха у дошкольников и развивает способность к анализу, а также воспитывает доброжелательное отношение к товарищам.
Таким образом, можно сказать, что кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Она отлично развивает творчество, фантазию, воображение, воспитывает эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства, а также воспитывает сопереживание.
Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках
1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
3. Н.М. Сокольникова. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5-8 классов, М.,1999.
4. Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000. – 160с.
5.Т.В Калинина. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г.7. Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
6. Образовательная программа «Веселые художники» по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Составитель: Д.М. Зиганшина