РАБОЧАЯ программа объединения дополнительного образования «Пластика бумаги»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«Пластика бумаги»

Пояснительная записка.
Бумага. Такой привычный и необходимый для нас материал является одним извеличайших изобретений человечества наряду с колесом, компасом и компьютером.Выразительность; наглядность, прочность и дешевизна - эти качества определили долгуюжизнь бумаге как исходному материалу для творчества и взрослых, и детей.
Программа модифицированная. Составлена на основе программы «Пластика бумаги»МельничукТ.В., педагога дополнительного образования МОУ «Центр детскоготворчества» г.Салехарда. Программа предназначена для детей школьного возраста (8-10лет) и рассчитана на 3 года. Объём программы -102 часа. Количество занятий -1 час внеделю, 34часа. Программа имеет художественную направленность.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
1) Целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитииличности ребёнка. Важное направление в развитии личности- нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
2) Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа«Пластика бумаги». В процессе обучения по данной программе ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превратить его в предметы живой и неживой природы предмета быта; постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.
3) Возрастными психологическими особенностями младшего школьника. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности- учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия в объединении помогают развивать мелкие мышцы кистей рук. А также оказывают и психотерапевтическое воздействие: способствуют сокращению перегрузки детей.
Основные отличия программы «Пластика бумаги» от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ:
-комплексный подход к содержанию, объединение нескольких видов декоративно-прикладного искусства (аппликация, оригами, папье-маше...) по главному признаку- «бумага»;
-опережающее знакомство с первоначальными знаниями по черчению, геометрии, математике.
- наличие оценочно-результативного блока, позволяющего оценить эффективность
программы, уровень личностного развития ребёнка.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие личностного и творческого потенциала ребёнка посредством декоративно-
прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий
обработки бумаги.
Задачи: 1) формирование эстетического вкуса, художественных умений и навыков работы
с бумагой;
2) создание условий, способствующих успешности каждого ребёнка в соответствии сего
возможностями;
3) выявление и содействие развитию творческих способностей каждого ребёнка,
4) формирование духовного мира ребёнка, его личностных ценностей;
Основные методы.
1) Объяснительно- иллюстративный (демонстрация поделок, иллюстрации, работа по
таблицам);
2) Репродуктивные (работа по образцам);
3) Частично- поисковые (выполнение вариативных заданий);
4) Творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
Краткие сведения о коллективе.
- группа учащихся 2-4 классов;
- состав группы постоянный;
-набор по желанию;
- количество 15-20 человек;
- возраст- 8-10 лет;
-количество занятий в неделю -1 час, за год 34.
Основные направления деятельности.
- теоретические занятия;
- практические занятия;
Структура программы.
Представлена тремя этапами, соответствующими логике освоения художественно- творческой деятельности и совпадающими с годами обучения. Каждый этап предусматривает занятия по основным видам декоративно-прикладного искусства, связанным с использованием бумаги: аппликация, оригами, конструирование и моделирование из бумаги и картона, папье-маше.
1 этап (1 год обучения)- знакомство с материалом, правилами работы; организация рабочего места; освоение отдельных простейших трудовых процессов (сгибание листа, разметка контура по шаблону, по линейке, работа с ножницами), знакомство с простейшими технологическими картами.
2 этап (2 год обучения) - повторение и закрепление полученных ранее знаний, введениеэлементов самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того
или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации,контроля трудовой деятельности, то есть на занятии создаются условия, позволяющие детям (под
руководством учителя) самостоятельно творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи; усложнение при работе со схемами, технологическими картами.
3 этап (3 год обучения) - повышение требований к самостоятельному применению знаний,
полученных ранее; доведение до уровня привычки правила никогда не приступать к
резанию, сгибанию, прокалыванию и другим операциям, без предварительного выполнения
разметки материала; самостоятельное создание и выполнение творческих заданий, проектов.
Оценка и контроль результатов.
Сроки Виды деятельности Формы контроля и оценки
результатов
Первое
полугодие Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление фигурок в технике оригами, основой которых являются «простейшие» базовые формы. Выполнение самостоятельной
работы по заданным образцам. Фронтальный опрос и использование индивидуальных карточек.
Второе
полугодие Получение знаний и приобретение навыков в технике «папье-маше». Изготовление сувенирных изделий и их декоративное оформление. Беседа, в ходе которой происходит коллективное обсуждение, анализ работ, принимающих участие в итоговой выставке. Участие в итоговой выставке за год.
2 год обучения Первое
полугодие Продолжение знакомства с техникой оригами.
Изготовление изделий, основой которых не являются базовые формы, освоение приёмов выполнения объёмных изделий (конструирование и моделирование из бумаги и картона) и подвижных конструкций. Выполнение изделий для выставочного и методического
фонда. Демонстрация лучших
работ на родительском собрании. Участие в итоговой выставке за первое полугодие.
Второе
полугодие Закрепление знаний, умений, навыков в технике «папье-маше». Выполнение самостоятельной
работы по эскизам.
Участие в итоговой выставке за учебный год.
3 год обучения Первое
полугодие Отшлифовка полученных знаний, умений и навыков, полученных ранее. Освоение новых приёмов изготовления изделий в технике папье-маше из марли, из ниток. Самооценка и контроль.
Изготовление изделий по замыслам и эскизам самих учащихся.
Второе
полугодие Приобретение знаний, умений, навыков в технике оригами. Изготовление изделий, основой которых являются « сложные» базовые формы. Закрепление ЗУН чтения и выполнения чертежей. Зачёт теоретических знаний по темам: оригами; чертёж.
Участие в итоговой выставке за учебный год.
Условия реализации программы.
Использование классного кабинета, в котором есть необходимые материалы для проведения теоретических и практических занятий: наглядные пособия, образцы изделий, инструкции по технике безопасности, схемы изготовления изделий, технологические карты.
ОЖИДАЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу первого года обучения дети должны Знать (теория) Уметь (практика)
Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами, с клеем. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Название и назначение различных материалов (различные виды бумаги и картона) Экономно размечать материал с помощью шаблонов.
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, линейка, кисточка для клея и т.д.) Резать бумагу ножницами и выполнять надрезы.
Названия и технику складывания простейших базовых форм оригами. Уметь выполнять следующие операции: разметка контура по шаблону; разметка по линейке; умение сравнивать с образцом; уметь складывать б/ф ит.д.
Знать простейшие условные обозначения, используемые в схемах и таблицах. Уметь пользоваться таблицами поэтапного изготовления изделий.
Знать виды папье-маше (способ «бумажной массы», «маширование»), технологию изготовления изделия. Уметь изготавливать изделия в технике папье-маше (способ «бумажной массы», «маширование»).
К концу второго года обучения дети должны: Знать (теория) Уметь (практика)
Название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой. Правильно пользоваться ручными инструментами.
Правила безопасности труда при работе с ручным инструментами. Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
Правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику. Организовывать рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы.
Способы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренных программой. Бережно относиться к инструментам и материалам.
Экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки и угольника,
Самостоятельно изготавливать по образцу простейшие виды изделий (аналогичные изделиям, предусмотренным программой), по эскизу.
К концу третьего года обучения дети должны: Знать (теория) Уметь (практика)
Названия изученных инструментов, их назначение. Правильно использовать их в работе.
Правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда. Строго их соблюдать.
Способы и приёмы обработки различных видов бумаги и картона, предусмотренные программой. Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.
Самостоятельно изготавливать изделие (по рисунку, эскизу, замыслу).
Экономно использовать материалы.
Диагностика
1 год обучения
Критерии.
1. Овладение основными знаниями и умениями, навыками работы с бумагой и картоном.
Высокий уровень:
1.Ребёнок знает, как выполнять и выполняет следующие операции верно:
·Разметка контура по шаблону;
·Разметка по линейке;
-Умение сравнивать с образцом;
·Складывание простейших базовых форм в технике «оригами»;
·Точное выполнение линий сгиба;
·Точное и аккуратное выполнение надрезов и разрезов.
2. Экономно использует материалы.
Без особых затруднений ребёнок способен изготовить «бумажную массу» и вылепить изделие по шаблону. Точно соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены.
Средний уровень:
І. Ребёнок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении совершает незначительные ошибки.
2. Недостаточно экономно размечает материал с помощью шаблонов и трафаретов.
3. Испытывает некоторые затруднения при вырезании деталей округлой и овальной формы и оклеивании их «бумажной массой».
Низкий уровень:
1. Ребёнок знает, как выполнять операции, предусмотренные программой, но при их непосредственном выполнении испытывает трудности и нуждается в помощи учителя.
2. Неэкономно расходует рабочий материал.
З. Не может без помощи и руководства учителя вырезать детали округлой формы.
4. Испытывает затруднения при изготовлении «бумажной массы».
2. Самостоятельность, внимание.
Высокий уровень:
І. Ребёнок в состоянии правильно самостоятельно воспроизвести операцию, предлагаемую учителем.
2.С помощью наводящих вопросов учителя может провести анализ своих ошибок, найти пути их устранения.
З. Ребёнок способен сконцентрировать свое внимание настолько, чтобы понимать излагаемую учителем информацию и выполнять то, что от него требуют, преобладает произвольное внимание.
Средний уровень:
І. Операция выполняется самостоятельно, но допускаются незначительные ошибки.
2. С помощью учителя находит ошибки, может предложить пути их устранения.
З. Преобладает произвольное внимание, усидчивость, но иногда отвлекается.
Низкий уровень:
І. Операция выполняется только под постоянным руководством учителя.
2. 3атрудняется в выявлении и исправлении своих ошибок.
З. Отвлекается, неусидчивый, невнимательный.
3. Развитие сенсорики (цвет, форма, размер).
Высокий уровень:
І. Ребёнок правильно понимает пропорции, пространственное положение, форму, цвет.
2. Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений.
Средний уровень:
І. Ребёнок испытывает небольшие затруднения при соблюдении пропорций, формы, пространственного положения.
2. Недостаточно чётко понимает и передаёт зрительное равновесие форм и цвета.
Низкий уровень:
І. Ребёнок не может правильно (без помощи учителя) самостоятельно воспроизвести форму, точно соблюсти пропорции.
2. Испытывает большие затруднения при выборе цвета.
2 год обучения
Критерии.
І. Овладение основными знаниями, умениями, навыками работы с бумагой и картоном.
Высокий уровень:
1. Ребёнок знает и выполняет все операции и технологические процессы, предусмотренные программой 1-го года обучения.
2. Экономно размечает материал с помощью линейки.
3. Без особых затруднений выполняет складывания базовых форм «средней «сложности», предусмотренных программой 2-го года обучения, знает что такое «схема изделия» фигурки.
4. Владеет навыком изготовления бумажной массы, умеет выполнять матирование.
Средний уровень:
І. Испытывает некоторые затруднения при разметке материала линейкой.
2. Иногда требуется помощь учителя при выполнении «базовых форм» и чтении схем.
З. Требуется незначительная помощь при выполнении матирования.
Низкий уровень:
І. Испытывает серьёзные затруднения при разметке материала линейкой.
2.Тре6уется регулярная помощь в выполнении «базовых форм» и чтении схем.
3. Нуждается в помощи учителя или товарищей при изготовлении изделий в технике «папье-маше».
2. Самоконтроль.
Высокий уровень:
1. Ребёнок самостоятельно планирует организацию своего рабочего места, правильно выполняет технологические операции, в состоянии выполнить работу (изделие) по эскизу, таблице, схеме.
2. Может самостоятельно выявлять ошибки.
Средний уровень:
1. Ребёнок испытывает небольшие затруднения при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.
2. Может самостоятельно выявлять ошибки, но испытывает затруднение при определении причин их возникновения.
Низкий уровень:
1. Совершает ошибки при организации своего рабочего места и при выполнении технологических операций.
2. Затрудняется самостоятельно выявлять свои ошибки и проводить их анализ.
3.Развитиесенсорики (цвет, форма, размер).
Высокий уровень:
І. Ребёнок правильно понимает конструктивное строение, объём, положение, форму, цвет.
2.Правильно понимает гармоничность цветовых решений.
Средний уровень;
1. Испытывает некоторые затруднения при соблюдении пропорций.
Низкий уровень:
1. Ребёнок не может правильно (без помощи учителя или других учащихся) воспроизвести форму и соблюсти при этом пропорции.
2. Испытывает особые затруднения при передаче равновесия форм и цвета.
3 год обучения.
Критерии.
І. Овладение основными знаниями, умениями, навыками обработки картона и бумаги.
Высокий уровень:
1.Используя полученные знания, умения, навыки, учащийся выполняет по эскизам и схемам руководителя, а также по своим собственным.
Средний уровень:
І. Не испытывает никаких затруднений при выполнении технологических операций, предусмотренных программой.
2. Нуждается в незначительной помощи при выполнении изделий по эскизам и схемам.
Низкий уровень:
І. Совершает незначительные ошибки при выполнении технологических операций.
2. Нуждается в помощи руководителя или других учащихся в изготовлении работ (изделий).
2. Самоконтроль.
Высокий уровень:
1. Ребёнок самостоятельно планирует и организует свой труд, самостоятельно выполняет операции.
2. Контролирует свою работу, как на этапе выполнения, так и после её окончания.
З. Самоконтроль ребёнка не ограничивается лишь констатацией факта наличия допущенных ошибок, но ребёнок находит причины их возникновения и во время определяет способы их устранения.
Средний уровень:
І. Не всегда самостоятельно планирует свой труд, нуждается в помощи учителя или товарищей в выборе технологических операций.
2. Недостаточно чётко осуществляет контроль, испытывает некоторые затруднения на этапах планирования и выполнения или после окончания работы.
З. В состоянии обнаружить ошибку, но испытывает затруднение при своевременной её ликвидации.
Низкий уровень:
1. Регулярно совершает незначительные ошибки, планируя свой труд.
2. Вызывают затруднения этапы планирования и выполнения.
3. Затрудняется при выборе способа ликвидации обнаруженной ошибки и причине её появления (возникновения).
3.Развитие сенсорики:
Высокий уровень:
1. Ребёнок правильно понимает и грамотно передаёт пропорции, конструктивное строение, объём, форму, цвет и т.д.
2. Правильно понимает ритм, гармоничность цветовых решений (отношений).
Средний уровень:
І. Совершает незначительные ошибки при передаче цвета, цветовых отношений.
Низкий уровень:
І. Наблюдаются грубые ошибки при передаче пропорций, формы.
2. Нечётко понимает гармоничность цветовых отношений.
Учебно-тематическое планирование.
N Разделы 1-год
обучения 2-годобучения 3-годобучения
часы часы Часы
Теор. Прак. Всего Теор. Прак Всего Теор. Прак. Всего
1 Вводное занятие. Инструктаж
по технике безопасности. 1 - 1 1 - 1 1 - 1
2 Оригами 1 9 10 1 9 10 1 9 10
3 Конструирование и моделирование из бумаги и картона. 1 8 9 1 8 9 1 8 9
4 Папье-маше. 1 4 5 1 4 5 1 4 5
5 Аппликация (в течении года). 1 8 9 1 8 9 1 8 9
Итого: 5 29 34 5 29 34 5 29 34
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ
1 ГОДОБУЧЕНИЯ
ТЕМА№1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ (1 ЧАС)
ТЕОРИЯ (І час)
Краткие сведения из истории возникновения и развития бумажного производства, знакомство с видами бума и направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий, выполненных из бумаги и картона. Безопасность труда и правила личной гигиены.
ТЕМА№2. ОРИГАМИ (10 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (І час)
«Оригами» (с японского – сложенная бумага). Древняя японская техника (искусство) складывания бумаги, характерные особенности оригами. История возникновения и развития оригами. Демонстрация изделий, выполненных в технике оригами.
ПРАКТИКА (9 часов)
Знакомство с такими понятиями и операциями как: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «согнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Демонстрация базовых форм (б/ф) и знакомство с техникой их выполнения и техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах. Выполнение фигурок, основанных на этих базовых формах.
Примерный перечень изделий.
· Складывание оригами. Парус и рыбка.
·«Бабочка». Складывание оригами.
·Складывания оригами и украшение«Тюльпан».
·«Лиса». Складывание из двух квадратов.
·«Лягушка».
·«Стакан».
·«Верблюд».
·«Рыбка». Коллективное панно.
«Медведь».
ТЕМА№3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА (9 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (1 час)
Знакомство с разделом бумажной пластики и его понятиями: длина, высота, ширина, объём, плоскость. Демонстрация изделий и знакомство с техникой (способом их выполнения). Выбор сюжета, составление эскиза, фон.
ПРАКТИКА (8 часов)
Знакомство с новыми операциями: разметка по линейке, умение сравнивать с образцом (анализ, синтез). Знакомство с техникой выполнения изделий, основой которых являются геометрические фигуры и тела (цилиндр, параллелепипед). Выполнение правил безопасности труда и личной гигиены.
Примерный перечень изделий:
·Бумажный комочек. Размещение мелких и крупных комочков по вырезному силуэту.
·Витая спираль. Петли «Берёза».
·Ромашка. Астра, хризантема.
♦ Виды ёлок (плоская, настольная), еловые ветки.
·Оперение птицы; «Лебедь», «Петух», (по выбору).
·Пушистый шарик. Работа с папиросной бумагой : «Заяц», «Ёжик», «Дерево», (по выбору).
·Фонарик.
·Поделки из кулечка: «Нарцисс», «Шар», (по выбору).
ТЕМА№4. «ПАПЬЕ-МАШЕ» (5 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (1 час)
История техники «папье-маше», её особенности.
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше». Безопасность труда. Материалы и инструменты; пластилин, клейстер, газета. Подготовка рабочего места.
ПРАКТИКА (4 часа)
Изготовление изделий в технике папье-маше способом «бумажной массы».
Изготовление изделий в технике папье-маше способом «маширование».
Роспись готовых изделий.
Примерный перечень изделий:
·Лепим тарелку из пластилина.
·Оклеивание тарелки газетой, сушка.
·Сухое изделие покрываем водоэмульсионной краской. Сушка.
·Расписываем готовое изделие гуашью. Выставка работ.
ТЕМА№ 5. АППЛИКАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ (9 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (І час)
Знакомство с приёмами оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Знакомство со словом аппликация, виды аппликации. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
ПРАКТИКА (8 ЧАСОВ)
Использование приёмов аппликации по всем разделам.
Примерный перечень изделий;
· Лепестковые цветы: « Роза».
· «Кувшинка».
· Гофрировка: « Бабочки», « Клоун».
· Ветка дерева.
· Аппликация « На болоте».
- Аппликация « Корзина с цветами».
· Аппликация из снежинок.
· Коллективное панно «Лес».
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА № 1.ВВ0ДН0Е ЗАНЯТИЕ (1 ЧАС)
ТЕОРИЯ (1 час)
Продолжение знакомства с историей возникновения и развития бумажного производства с видами бумаги, направлениями бумажной пластики. Демонстрация изделий из бумаги и картона, с техникой выполнения которых дети будут знакомиться в течение года. Ознакомление кружковцев с режимом работы кружка. Организационные моменты. Правила техники безопасности. Международные условные знаки.
ТЕМА № 2. ОРИГАМИ (10 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (1 час)
Продолжение знакомства с историей возникновения и развития древней и японской техники складывания из бумаги- «оригами», с её характерными особенностями. Знакомство с такими понятиями как: «складка-молния», «тянуть-тащить», «невидимая или воображаемая линия», «равные углы», «вогнутый угол».
ПРАКТИКА (9 часов)
Формирование умений и навыков: деление квадратного и прямоугольного места на равные части (чётное и нечётное кол-во частей) двумя способами. Складывание новых базовых форм (усложн). Складывание фигурок, основанных на данных базовых формах. Повторение пройденного материала.
Примерный перечень изделий:
· Фигурка « Пеликан»
· Фигурка «Грустный щенок»
· «Парус и рыбка»
· «Бабочка»
· «Бумажная страна»
· «Серфинг для смелых (пароход с двумя трубами, плоскодонная лодка)»
· «Хлопушка»
· «Петушок и курочка»
· Свитер, брюки, комбинезон.
ТЕМА № З.КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА (9 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (1 час)
Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями. Планирование и организация рабочего места.
ПРАКТИКА (8 часов)
Основные технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание). Соединение деталей или сборка различных изделий с помощью клея, ниток, проволоки, винтов, гаек и т.д.
Примерный перечень изделий;
·Фигурка «Собачка»
·«Попрыгушки» - коллективная работа
·«Плясуньи»
·«Садовники»
·«Журавли»
·«Грачи»
·«Лошадка»
·«Бурёнка с телёнком»
ТЕМА№ 4. «ПАПЬЕ-МАШЕ» (5 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (І час)
Знакомство с различными технологиями папье-маше. Знакомство со способами внутреннего маширования и внешнего маширования. Безопасность труда.
ПРАКТИКА (4 часа)
Изготовление изделий способами внутреннего и внешнего маширования. Изготовление изделий способом «бумажной массы» (более сложные конструкции). Роспись готовых изделий.
Примерный перечень изделий:
·«Сова»
·«Мышка»
·«Хрюшка с поросятами»
·«Чудаки во фраках»
ТЕМА№ 5. АППЛИКАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ (9 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (1 час)
Знакомство с приёмами выполнения одинаковых и симметричных деталей.
ПРАКТИКА (8 часов)
Использование приёмов аппликации по всем разделам.
Примерный перечень изделий;
-«Стеклянный дворец»
·«Эскадрилья»
·«Путешествие квадрата» - урок сказка.
·«Плетёнка»
·«Лисица-мастерица»
·«Рождение многоножки»
·«Смешной цветок»
·«Парад-алле!»
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА№1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (ІЧАС)
ТЕОРИЯ (І час)
Знакомство с новыми фактами истории возникновения и развития искусств, связанных с использованием бумаги. Примерный перечень изделий и тем, с которыми ребята познакомятся в течение года. Безопасность труда и правила личной гигиены.
ТЕМА№2. ОРИГАМИ (10 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (1 час)
Знакомство с новыми фактами из истории возникновения и развития Оригами. Знакомство с такими понятиями как; «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка», «рыбья складка», «лягушачья складка», с техникой их выполнения.
ПРАКТИКА (9 часов)
Знакомство с техникой выполнения фигурок, основанных на этих базовых формах и изделий, основой которых не являются базовые формы.
Повторение раннее пройденного материала. Создание собственных моделей с использованием знакомых базовых форм и самостоятельное их украшение.
Примерный перечень изделий:
·Изготовление фигурок; «Рыбка»
·«Гусеница»
·«Листья». Изготовление коллективного панно,
·«Яблоко», «Груша»
·«Грибы»
·«Письмо Карлсону»
·Закладка из конфеток»
·Цветы из «конфеток»
·«Снежинка»
ТЕМА№3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА (9 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (І час)
Повторение и закрепление знаний детей о «чертеже» и его особенностях. Знакомство с приёмами творческой деятельности, технология создания эскиза.
ПРАКТИКА (84 ЧАСОВ}
Планирование, разметка, резание бумаги ножницами, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Коллективное планирование предстоящей работы. Самоконтроль.
Планирование и организация рабочего места. Обозначение линий сгиба на развёртках, контроль деталей (изделий) с помощью линейки. Самостоятельное создание эскизов, выполнение творческих работ.
Примерный перечень изделий:
·«Звёздочка», «Звёздочка-вертушка»
·«Еловая ветка»
·«Снегурочка», «Дед Мороз»
·«Избушка на курьей ножке»
·«Сова»
·«Коробочка»
·«Птичка»
·«Репка»
ТЕМА№ 4. «ПАПЬЕ-МАШЕ» (5 ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (І час)
История возникновения техники «папье-маше» (повторение ранее пройденного материала).
«Папье-маше» - в переводе с французского «жёваная бумага». Знакомство с техникой переноса бумажной массы на плоскости. Изготовление клейстера.
ПРАКТИКА (4часа)
Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше» из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов. Безопасность труда. Роспись готовых изделий.
Примерный перечень изделий:
·«Собачка»
·«Котик»
·«Весёлый квадрат»
·«Водяная лилия
ТЕМА№5. АППЛИКАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ (9ЧАСОВ)
ТЕОРИЯ (І час)
Понятие «Композиция», требования к её построению.
Композиционное равновесие.
ПРАКТИКА (8 часов)
Использование приёмов аппликации по всем разделам.
Примерный перечень изделий:
·«Неваляшка»
·«Подснежник» (к сказке 12 месяцев)
·«Нарцисс»
·«Цыплёнок»
·«Бабочка»
·«Веточка вербы и берёзы в вазе»
·«Букет сирени» (коллективная работа)
·«Ёжик и Старичок – лесовичок на лесной полянке».
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ Раздел, тема. Форма
занятий. Приёмы и методы организации Методический и дидактический материал. Техническое оснащение Форма подведения итогов.
1. Вводное занятие. Урок. Метод обучения – репродуктивный Демонстрационные таблицы. - Беседа с обучающимися.
2. Оригами. Урок-сказка, открытый урок, соревнования, викторина. Использование объяснительно-иллюстративных, исследовательских и репродуктивных методов и приёмов обучения Образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий, материалов, схемы, изготовление изделий. Магнитофон Выставка внутри объединения. Награждение. Участие в городских конкурсах.
3. Конструирование и моделирование из бумаги и картона Урок-сказка, открытый урок, соревнование, викторина. Объяснительно- иллюстративный, исследовательский метод, метод наблюдения. Образцы изделий, наглядные пособия, иллюстрации изделий, материалов, схемы, изготовление изделий. Магнитофон. Выставка внутри объединения. Награждение победителей.
4. Папье-маше. Урок-сказка, открытый урок, соревнование Исследовательский метод, метод наблюдения Образцы изделий, схемы, изготовление изделий Магнитофон Выставка внутри объединения. Награждение победителей.
5. Аппликация (в течение года) Ролевая игра, урок-сказка, соревнование. Использование творческих и исследовательских методов и приёмов обучения. Технические карты, индивидуальные карты, образцы изделий, наглядные пособия. Магнитофон Выставка внутри объединения, участие в выставках ЭкБЦ, станции «Юный техник»
Список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Игрушки из бумаги», Издательский дом «Литера», Санкт- Петербург, 1999 г.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами, Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2005г.
З. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.- «Аким», 1997.
4. Гибсон Р.; Гайлер Д. «Весёлые игры», М.: Росмэн, 1999 г.
5. Долженко Г.И. «100 оригами», Ярославль. «Академия развития», «Академия К», «Академия Холдинг», 2001г.
6. Долженко ГИ. «100 поделок из бумаги», Ярославль. «Академия Развития», «Академия К», 1999 г.
7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре», Москва «Просвещение», 1992 г.
8. Кобитина И.И. «Работа с бумагой: поделки и игры», творческий центр сфера, М., 2000г.
9. Оригами. Искусство складывания из бумаги. - Москва, Японская Ассоциация оригами, Московский Центр оригами, 1995 г.
10. Петров И.М. Объёмная аппликация. - Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2007 г.
11. Поделки папье-маше: Бумажные цветы. / Пер. с англ. Л.Я. Гальперштейна. - М.: Росмэн, 1996г.
12. Русские народные сказки: Приложение к журналу «Оригами». - М.,1997,1998г.г.
13. Салагаева Л.М. Объёмные картинки «Детство - Пресс», 2008 г.
14. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Санкт-Петербург «Детство - Пресс», 2008 г.
15. Сухорукова Е.П., Чечулинская Л.Г. «Искусство делать цветы». Культура и традиции. - Москва,1994г
Календарно-Тематическое планирование по программе «Пластика бумаги»
№ Название темы Количество часов Дата
Всего Теория Практика 1. Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности 1 1 2. Оригами: 10 1 9 Продолжение знакомства с историей возникновения и развития древней и японской техники складывания из бумаги- «оригами», с её характерными особенностями. Знакомство с такими понятиями как: «складка-молния», «тянуть-тащить», «невидимая или воображаемая линия», «равные углы», «вогнутый угол». · Фигурка « Пеликан» · Фигурка «Грустный щенок» · «Парус и рыбка» · «Бабочка» · «Бумажная страна» · «Серфинг для смелых (пароход с двумя трубами, плоскодонная лодка)» · «Хлопушка» · «Петушок и курочка» · Свитер, брюки, комбинезон.
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА : 9 1 8 Знакомство с основами чертежа (линии, размеры), с его элементами и особенностями. Планирование и организация рабочего места. ·Фигурка «Собачка» ·«Попрыгушки» - коллективная работа ·«Плясуньи» ·«Садовники» ·«Журавли» ·«Грачи» ·«Лошадка» ·«Бурёнка с телёнком»
4. . «ПАПЬЕ-МАШЕ» (5 ЧАСОВ)
5 1 4 Знакомство с двумя способами изготовления изделий в технике «папье-маше» из ниток, из марли. Создание картин с помощью техники переноса бумажной массы на плоскость с использованием собственных эскизов. Безопасность труда. Роспись готовых изделий. ·«Собачка» ·«Котик» ·«Весёлый квадрат» ·«Водяная лилия
5. АППЛИКАЦИЯ
9 1 8 Понятие «Композиция», требования к её построению.
Композиционное равновесие.
Использование приёмов аппликации по всем разделам: ·«Неваляшка» ·«Подснежник» (к сказке 12 месяцев) ·«Нарцисс» ·«Цыплёнок» ·«Бабочка» ·«Веточка вербы и берёзы в вазе» ·«Букет сирени» (коллективная работа) ·«Ёжик и Старичок – лесовичок на лесной полянке». ИТОГО: 34 5 29