«Встреча с дядюшкой АУ»
МБОУ ДОД «Дом детского творчества №4» г.Новокузнецк
Конспект занятия
по программе «Азбука здоровья»
Тема занятия: «Встреча с дядюшкой АУ»
Педагог дополнительного образования:
Маркушина Светлана Дмитриевна
Цель: Расширение опыта сохранения и укрепления здоровья в процессе формирования нравственной культуры обучающихся.
Задачи: 1. Формировать элементарные представления об осанке;
2.Учить профилактическим мероприятиям сохранения осанки;
3.Развивать потребность в правильной осанке, воспитывать уважительное отношение к своему здоровью и здоровью других, терпимость к себе и другим;
4.Развивать потребность в общении, чувство сопереживания, эмпатии.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
П.- Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас видеть. Здоровье - это бесценный дар, который получает человек от природы. И чтобы вырасти здоровым, необходимо выполнять правила. Какие это правила? (правила гигиены). Мы знаем, как правильно нужно заботиться о глазах, ушах, коже. А на прошлом занятии научились ухаживать за руками и ногами и тренировать их.
Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Здоровья и узнаем, что же еще нам необходимо выполнять, чтобы оставаться красивыми и здоровыми. Давайте произнесем волшебные слова:- В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся!
2.Основная часть. (Кто-то повторяет слова)
Педагог (П.)- Кто все время повторяет за мной? (Входит дядюшка АУ).
Дядюшка АУ (Д.АУ) - Здравствуйте, ребята! Это я. Я живу в горах, в лесу, а зовут меня АУ, т.е. дядюшка АУ.
- Здравствуй дядюшка АУ. Ты эхо!
Д.АУ - Эхо, эхо вот потеха.
Я сейчас умру от смеха!
Повторяю я за вами все, что скажите вы сами!
- Хотите, я и вас научу отвечать как эхо? (ответы детей) Я буду говорить, а вы как эхо отвечайте- повторяйте последние слоги.
Коммуникативная игра "Эхо" (Н.Пикулева)
Д. АУ Дети
Собирайся детвора! Ра, ра, раНачинается игра! ра, ра, раДа ладоши не жалей Лей, лей, лей
Бей в ладоши веселей! Лей, лей, лей!
Сколько времени сейчас? Час, час, час
Сколько будет через час? Час, час, час
И не правда будет два. Два, два
Думай, думай голова Ва,ваКак поет в селе петух? Ух, ух
Да не филин, а петух Ух, ух
Вы уверены, что так? Ак, акА на самом деле как? Ак.акВы хорошие всегда? Да, да
Или только иногда? Да,даНе устали отвечать? Чать, чатьРазрешаю помолчать.
П. -Как здорово быть эхом. (Замечает мешок). Дядюшка АУ, что у тебя в таком большом мешке? (помогает поставить мешок на стол)
Д.АУ: А в этом мешочке я храню сказочки обо всем на свете.
Я по свету хожу, сказки разные ищу.
Про людей и про зверей,
Про здоровье и детей,
Про заботу и внимание, и про дружбу, понимание.
-Вот вам какая сказочка нужна?
П.- Про здоровье. Мы учимся с детьми быть здоровыми.
Д.АУ - Хорошо. Есть у меня такая сказочка. Очень поучительная. Эта сказка про здоровье, но не только. А о чем эта сказка еще вы сами догадаетесь, если дудите слушать внимательно. Эта сказка очень поучительная, как и все сказки. Не зря в народе говорят: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Сейчас скажу волшебные слова: Футы-нуты лапти гнуты. Мешок, мешок открывай-ка свой бок. Сказка начинается:
-В некотором царстве, в некотором государстве жили три знатные семьи: семья горбунов, семья оловянного солдатика и семья Здоровячков.( показывает иллюстрации)
Семья Горбунов была очень знатной. Они ни на кого не глядели, их головы были всегда опущены вниз. Горбуны говорили: "Мы самые красивые, самые богатые, мы ни на кого не хотим глядеть. Пусть другие глядят на нас и любуются нами. Вон, какие круглые у нас спины".
Семья Оловянного солдатика была скромной, доброй и отзывчивой. В этой семье все заботились друг о друге и помогали. Отец всегда говорил сыну: Смотри всегда вперед сынок, не склоняй голову перед трудностями. Расправь плечи, втяни живот, подставь грудь навстречу всем ветрам и ничего не бойся.
В семье Здоровячков любили заниматься спортом. Они с утра до вечера делали зарядку, спортивные упражнения. Но они никогда и никому не помогали, потому что любили только себя и никого вокруг не замечали. Они говорили: Мы самые смелые, сильные и ловкие. Нам никто не нужен, нам одним хорошо.
Педагог - Ребята, посмотрите внимательно на картинки и скажите в какой семье люди выглядят красивее? (Ответы детей) Красота у человека может быть внутренняя - мысли, чувства, характер и внешняя - черты лица, рост, вес, фигура, осанка.Д.АУ- Подождите- ка. А что такое осанка? Слово, какое то чудное.
Педагог - Ребята, вы знаете, что такое осанка? Осанка это привычное положение спины. Правильная осанка - это расправленные плечи, подтянутый живот и приподнятая голова. Посмотри на наших ребят, дядюшка АУ, как они сидят. Это и есть правильная осанка.
Д. АУ - А осанка ваша обязательна, нужна или без нее прожить можно?
П. - Без нее прожить нельзя. Особенно нельзя без правильной осанки. Ребята, а у Горбунов правильная осанка? (ответы детей)
Игра- имитация.
П.- Ребята, покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов? А в семье Оловянного солдатика? Д. АУ, на кого тебе было приятно смотреть?
Д.АУ - Конечно на ребят, которые ходили с прямыми спинами. Они даже кажутся выше ростом.
П. - Ребята, а вам как удобней было ходить стройными или горбатыми? (ответы детей).
Правильную осанку необходимо иметь не только из-за красоты.
При правильной осанке внутренним органам легче работать, что очень важно для здоровья. За осанкой необходимо следить с детства, т.к. она вырабатывается до 18 лет, а после исправить ее недостатки практически невозможно. Держать правильную осанку помогает позвоночник - это основной стержень тела, он проходит посередине спины и мышцы. Солдатик знал, что если держать позвоночник в прямом положении, заниматься спортом, делать зарядку. То мышцы спины закрепляются и привыкают к правильному положению.
Д.АУ. - Да, об этом знали в семье солдатика и в семье Здоровячков.
Родители всегда говорили: «Не сутулься, сиди прямо, расправь плечи», а еще они делали зарядку и занимались спортом. В семье Горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно. Они говорили: «Зачем напрягать и нагружать свой организм». Горбуны ходили согнувшись. Да к тому же горбуны были ленивые, не хотели следить за своей осанкой, делать зарядку. Однажды в семье Горбунов все заболели. У них сильно заболели спины, они не могли ни сесть, ни встать. Им было очень больно. Горбуны обратились за помощью к Здоровячкам, но те сказали: «Мы никому не хотим помогать и ни с кем не хотим дружить».
Тогда Горбуны обратились к солдатику. Солдатик всегда приговаривал: «Я позвоночник берегу, я от болезней убегу». Солдатик был добрый, отзывчивый. Дети, как вы думаете, солдатик помог Горбунам? (Ответы детей). Солдатик показал упражнения, которые помогают проверить свою осанку и улучшить ее
(Дядюшка АУ ложится на пол и делает разные движения)
П: Д.АУ, что ты не так делаешь.
Д.АУ: Это еще почему?
П.: Разве эти движения помогут? (ответы детей)
Д. АУ: Что-то я забыл. А может вы покажете? Вы же учитель, вот и учите.
П.Покажу и научу.
Упражнение 1.
-Сядьте ровно, теперь поднимите обе руки вверх, потяните за них, опустите на колени. Вдох и выдох.(повторить 5 раз)
Упражнение 2.
-Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, пятки плотно прилегли к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше.
Упражнение3.
-Положите себе на голову мешочек с песком и ходите медленно, а затем быстрее (мешочек можно заменить пеналом или книгой) В тот момент, когда ваша осанка окажется в неправильном положении мешочек упадет. Приседайте с мешочком на голове (4-5 раз)
Упражнение 4.
-Сядьте прямо руками возьмитесь за сиденье стула руками, потяните сиденье стула вверх в течение 5-7 секунд, расслабиться
(3-5 раз).
Д. АУ - Знал бы я раньше такие упражнения, так сейчас спина не болела бы. А теперь слушайте, что было дальше.
И стала семья Горбунов и семья Оловянного солдатика дружить, играть и Горбуны даже в школу пошли.
Посмотрели на них Здоровячки, и обидно им стало, что они одни, никто с ними не дружит. Однажды пришли Здоровячки к оловянному солдатику и пожаловались: "Вам весело, а нам грустно. Никто с нами не дружит. Мы тоже хотим с вами играть."П.-Дети, как вы думаете, что ответил солдатик? (Ответы детей)
Солдатик сказал: "Надо помогать другим, не смотря на то какие они. Если к вам обратились за помощью- надо быть добрым и отзывчивым." В знак примирения Здоровячки дали советы Горбунам, чтобы они могли исправить и сохранить свою осанку.
П.- Ребята, как вы думаете какие советы дали Здоровячки? (Вместе с детьми говорят советы)
1.Не лениться.
2.Делать утреннюю зарядку.
3.Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.
4.При переносе тяжестей равномерно нагружать руки потому, что, если носить груз в одной руке, то одно плечо станет ниже другого.
5. Спать на жесткой постели и невысокой подушке.
6.Если в течении 15-20 минут находиться в одном положении, то надо его сменить и подвигаться, чтобы позвоночник отдохнул.
7.Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры.
8. Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет напоминать какая у вас осанка.
3.Заключительная часть.
Д.АУ - С тех пор все три семьи живут дружно, ходят друг к другу в гости, помогают сохранить здоровье крепким. А Горбунов так не стали называть. Они больше не гордились своими круглыми спинами, потому что поняли, что это не красиво. Осанка у них исправилась. Все стали жить дружно и счастливо. Вот и сказочке конец.
П. = Да, добрая сказка и поучительная. А вам, ребята, понравилась? Вы считаете, правильно ли поступили солдатики, что помогли горбунам? Каким нужно быть, чтобы с тобой дружили, играли? Чему научила вас сказка? (Ответы детей)
Д.АУ - Чтобы вы советы не забыли, давайте поиграем в игру "Найди картинку". Проводится игра на закрепление материала. В конце игры Д.АУ дарит картинки детям.
П. -Скажем спасибо Д.АУ за сказку и за подарок. Мы прикрепим эти картинки в кабинете и они будут напоминать...правила...
Д.АУ - Пора, ребята мне домой,
В лес зеленый и густой.
Вы меня не забывайте,
В гости чаще приглашайте.
Нарисуйте мой портрет.
Память будет мне навек.
П. - Ребята, нарисуем портрет Д.АУ? Это и будет домашним заданием. Все рисунки передадим Д.АУ. Прощаются.