Конспект по музыке «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе… Французский вальс»
Тема урока: «Музыкальный образ, воплощенный в вальсе Французский вальс.»
Урок музыки и танца.
Цель: познакомить с вальсом, научить его исполнять
Музыка – один из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Музыка – это сам жизнь, естественно подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей.
Задачи: определение построения произведения, характера образов, драматургического развития и т.п. Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся.
Материал: опера С.Прокофьева «Война и мир», вальс из второй картины и ария Кутузова из 10-й картины, французский вальс» описание танца И.Боровковой
План.
Знакомство с образами лирического и лирико-эпического характера.
Два эпизода из оперы С. Прокофьева «Война и мир»: вальс из 2-й картины и ария Кутузова из 10-й картины.
Краткое содержание оперы «Война и мир» С. Прокофьева.
Что представляет собой вальс?
Образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова.
Разучивание с детьми «Французского вальса» Д. Львов-Компанеец
Итог урока
Ход урока
1. Знакомство с образами лирического и лирико-эпического характера.
Приветствие. Объявление темы и цели урока.
В начале урока ребятам необходимо сказать, что круг музыкальных образов, с которыми ребята знакомятся в первом полугодии, весьма широк. Но среди них можно выделить образы, тяготеющие к лирическому, лирико-эпическому началу, и образы драматические. К первой линии образов можно отнести Вальс Наташи из оперы «Война и мир», С. Прокофьева, «Песню туристов» из оперы К. Молчанова «Зори здесь тихие», романсы С. Рахманинова, поэтичнейший Вальс до-диез минор Ф. Шопена, романтическую песню А. Пахмутовой «Звездопад», полный безграничной печали «Вальс» Я. Сибелиуса.
2. Два эпизода из оперы С. Прокофьева «Война и мир»: вальс из 2-йкартины и ария Кутузова из 10-й картины.
Знакомство с образами лирико-эпического характера происходит на примерах арии Кутузова, песен, связанных с образами военных дорог, образом солдата. Это образы-воспоминания о подвигах наших солдат в годы Великой Отечественной войны: «Дороги» А.Новикова, «Баллада о солдате» В. Соловьёва-Седого, народная песня «Шёл ленинградский паренёк.» Эти произведения выражают, с одной стороны, грусть, размышления человека о происшедших событиях, с другой - в какой - то степени передают и сами эти события, само действие. Не случайно поэтому песенное начало в них сочетается с маршевой поступью.
Линия драматических образов открывается балладой Ф. Шуберта «Лесной царь.» Затем ребята встретятся с образами мужественной, героической борьбы в этюде
А.Скрябина, увертюре Л.Бетховена « Эгмонт « и др.
Освоение новой темы, как обычно, лучше начинать на уже знакомой учащимся музыке. В данном случае это могут быть два эпизода из оперы С.Прокофьева «Война и мир»: вальс из второй картины и ария Кутузова из 10-й картины. Ребята уже слышали эту музыку в пятом классе и теперь вернутся к ней с новых позиций.
3. Краткое содержание оперы «Война и мир» С. Прокофьева.
Учитель должен очень кратко рассказать ребятам о том, как нашествие французской армии во главе с Наполеоном разрушило мирную жизнь в России, как война всколыхнула весь русский народ, как, отдав неприятелю Москву, великий русский полководец Кутузов спас русскую армию и она, погнав наполеоновские войска, победительницей вошла в Париж. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны.
4. Что представляет собой вальс?
В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы. Мягкая, грациозная тема, плавная и легкая, открывает вальс. Ее сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая мелодия. Третья - напевная, медленная тема – рождает ощущение размышлений.
В чем же заключается неповторимое своеобразие ритма вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере - 3/4. В этом размере написаны все вальсы мира, не только венские, но и французские, русские, немецкие ... Равномерное чередование одной сильной и двух слабых долей такта сразу же навевает образ плавного кружения, изящного и легкого бального танца
Так же как многообразны музыкальные ритмы, многообразны и музыкальные размеры. Например, размер 3/4, только что названный основным признаком вальса, в той же мере является обязательным и для мазурки, и для полонеза, и для болеро! Однако почему-то, несмотря на общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с другом. Главное действующее лицо в сцене, когда звучит этот вальс, - юная Наташа Ростова - счастливая, нежная и чистая в соей любви к жизни, в своих мечтах о счастье. Раскрывает ли этот вальс целостный образ Наташи? Конечно, нет! Наташе предстоит еще перенести много радостных и еще больше печальных минут. Но вальс воплощает самые ценные черты Наташи и рисует важнейшую минуту ее жизни, когда на балу встретила она молодого князя Андрея Болконского. Ведь эта встреча определила всю ее дальнейшую судьбу. А раскрывает ли вальс всю картину мира, царившего в России до нашествия Наполеона? Конечно, нет Но все же в сцене с вальсом Прокофьев с наибольшей глубиной и силой выразительности дает нам ощутить всю прелесть и красоту спокойного, ничем не тревожимого мира. Поэтому мы можем назвать вальс образом Наташи и образом мира.
5. Образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова.
Так возникают два важнейших образа - образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова. Каждый из этих образов един, хотя они и содержат в себе по несколько частей- вальс написан в форме рондо с двумя эпизодами, ария в трехчастной форме (в подлиннике - сложная рондообразная форма, сокращенный вариант для звучания и исполнения в классе - простая трехчастная форма). Эти части служат тому, чтобы высветить различные грани обоих образов (сопоставление непреклонной решимости с глубокой тревогой в образе Кутузова; большая или меньшая взволнованность в образе Наташи) Подчеркнуть, что в этих образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа (мир и война). Так бывает почти всегда, потому что жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью его народа, со всем, чем живет его эпоха.
Можно заметить также, что Прокофьев сочинил эту музыку «по-своему», «по-прокофьевски». И то, что ее сочинил именно Прокофьев, не случайно; он обращался к сюжетам из далекой русской истории не раз: «Александр Невский», «Иван Грозный», «Война и мир», даже «Скифская сюита», и русский эпический стиль вообще очень характерен для творчества Прокофьева.
6. Разучивание с детьми «Французского вальса» Д. Львов-Компанеец. Описание танца И.Боровковой. Учитель музыки, концертмейстер исполняет вальс, а хореграф разучивает с детьми движения танца.
Возможно «Французский вальс» создан и не во Франции, но если судить по лукавому доброму юмору, заключенному в неожиданно возникающей шуточной позе танцующих, эта версия вполне допустима.
Для того, чтобы станцевать «Французский вальс», не обязательно знать вальс, что делает танец доступным для самой широкой аудитории, как правило, не очень уверенно чувствующей себя в тех случаях, когда надо вальсировать. Композиция занимает 16 тактов. Музыкальный размер 3/ 4, темп умеренно-быстрый.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Исходное положение: танцующие стоят по кругу парами, взявшись за руки, локти согнуты и опущены, кисти подняты до уровня плеч. Партнер стоит спиной к центру круга, партнерша лицом. Ноги в первой позиции.
1-й такт. На счет «раз» шаг правой ногой назад (друг от друга), слегка сгибая колени обеих ног. Соединенные руки вытянуть вперед.
На счет «два» приставить левую ногу к правой, поднимаясь на полупальцы, колени выпрямить. На счет «три» пауза.
2-й такт. На счет «раз» шаг правой ногой вперед (навстречу друг другу), слегка приседая. Соединенные руки согнуть, локти опустить.
На счет «два» приставить левую ногу к правой, поднимаясь на полупальцы, колени выпрямить.
На счет «три» пауза.
3-й такт. На счет «раз» то же, что на счет «раз» 1-го такта. На счет «два» пауза.
На вторую восьмую счета «три» хлопнуть в ладоши и одновременно приставить левую ногу к правой, поднимаясь на полупальцы, колени выпрямить.
4-й такт. На первую восьмую счета «раз» хлопнуть в ладоши, опуститься с полупальцев на всю стопу. На 1 счет «два, три»пауза.
5-й такт. Соединить руки и повторить движения 2-го такта.
6-й такт. Повторить движения 1-го такта.
7-й такт. Повторить движения 2-го такта.
8-й такт. На счет «раз» разъединить руки.
На счет, «два, три» танцующие два раза хлопают в ладоши в позе, показанной на рис
9-й такт. На счет «раз» партнеру сделать шаг левой ногой влево, партнерше шаг правой ногой вправо. Партнер соединяет правую руку с левой рукой партнерши, соединенные и свободные руки отвести немного в стороны.
На счет «два, три» плавно поднять свободную ногу вперед и провести накрест перед опорной (партнеру поднять правую ногу, партнерше левую). Соединенные руки провести вниз, затем немного вправо.
10-й такт. Повторить движения 9-го такта с другой ноги в другую сторону, меняя также и положение рук (партнер соединяет левую руку с правой рукой партнерши, затем соединенные и свободные руки проводят вниз и влево).
11-й такт. На счет «раз» партнеру сделать шаг левой ногой влево, правую ногу вытянуть в сторону, скользя нос ком по полу, партнерше шаг вправо, левую ногу вытянуть в сторону, скользя носком по полу, партнерше – шаг вправо, левую ногу вытянуть в сторону.Руки разъединять и отвести немного в стороны.
На счет «два, три» пауза.
12-й такт. На счет «раз» приставить свободную ногу к опорной (партнеру правую, партнерше левую). Руки согнуть, опустив локти.
На счет «два, три» сделать два хлопка перед грудью.
Рис. 4
13-й такт : На счет «раз» шаг правой ногой вправо..
Левые руки поднять вперед и соединить, правые руки опустить и отвести немного в сторону.
На счет «два, три» плавно поднять левую ногу вперед и провести накрест перед: правой.
14-й такт. Повторить движения 13-го такта с другой ноги в другую сторону, не меняя положения рук.
15-й такт. На счет «раз» шаг правой ногой вправо. Левую ногу вытянуть в сторону, скользя носком по полу. Руки разъединить и отвести в стороны. Корпус повернуть немного влево.
На счёт «два, три» пауза.
16-й такт. Поворачивая корпус немного вправо, каждый из танцующих оказывается уже напротив другого партнера, первоначально стоящего справа, и два раза хлопает в ладоши, приставляя левую ногу к правой, как в 12-м такте.
Танец повторяется.
Ноты:
7 Итог урока.
Вывод: каждый новый пример должен укреплять в сознании учащихся понимание того, что музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь, хотя бы небольшая ее частица: чувство, переживание, мысль, размышление, поступок, действие человека, нескольких или многих людей; какое-либо проявление природы, какое-либо событие из жизни человека, народа, всего человечества и т.д. Иначе говоря, музыкальный образ - это всегда преломленное через сознание художника отражение жизни. Единство жизненного содержания и художественной формы. И это все выражается в осмысленном понимании танца, его исполнении.
15