Конспект урока по литературному чтению на тему: Творчество С.А. Есенина Черёмуха 2 класс
8572522859900 Людмила Николаевна Приходько
Тема: С. А. Есенин «Черемуха»
Цель: создать условия на уроке для усвоения организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством С. А. Есенина, со стихотворением «Черемуха»
Задачи предметные: содействовать формированию навыка эстетического слушания и воспитания поэтического текста, умения представлять в свое воображении картины природы, описанные автором в стихотворении; формированию литературоведческих представлений (определить жанр произведения); формированию навыка выразительного чтения учащихся; развитию творческого воображения, умение находить в тексте образные средства и определить их авторское назначение; содействовать воспитанию конкретных нравственных качеств в соответствии с идейной направленностью произведения;Личностные УУД: формировать интерес детей к познанию творчества С.А. Есенина; понимание чувств одноклассников, учителя; эмоциональное отношение к прочитанному.
Метапредметные: способствовать формированию УУД:
А) Регулятивных - контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; строить устные высказывания с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении зданий;
Б) Познавательные - осуществлять поиск иллюстративного и текстового материала в дополнительной литературе; строить небольшие сообщения в устной форме;
В) Коммуникативные - строить сообщения в соответствии с учебной задачей; учитывать чужое мнение и позицию.
Оборудования: портрет автора, записи на доске, презентация.
ХОД УРОКАЭтапы урока Время Содержание работы на уроке Формирование читательских умений
Организационный момент
Речевая разминка 1-2 мин 1. Дыхательная гимнастика
а) свеча
б) обрызгать бельё
2.Артикуляционная гимнастика
эау- хором
оаы- фронтально
иыэо-чтение на одном дыхании
ияёи – чтение на одном дыхании
ыоиаеэи- пропеть
3. Работа со скороговоркой
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитает скороговорку- Диана.
Хором.(вместе)
По рядам.
Представитель от каждого ряда выходит к доске (награждение).
4.Интонационное чтение.
Мы гуляли по весеннему лесу!?
- Хорошо. Разминка наша закончилась, переходим к творчеству писателя. Подготовительная работа перед чтением стихотворения 3-5 мин Биография
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области. Родителям мальчика пришлось уехать в город на заработки, и с двух лет маленький Сережа жил в доме деда. А ещё Сергей очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы. Своё восхищение картинами родной природы поэт передал в стихах. Его стихи как-то особенно светлы, чисты и мелодичны. Его называли певцом русской природы. Многие из его стихов стали песнями. Стихи Есенин начал сочинять в 9 лет. Первое опубликованное стихотворение было стихотворение «Берёза». В 21 год вышла первая книга стихов, называлась «Радуница». Он становится популярным поэтом того времени.
Сергей Александрович Есенин прожил короткую жизнь, всего 30 лет. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино.
Словарная работа.
- Перед тем как мы начнем читать стихотворение, давайте познакомимся с трудными словами:
Медвяная - медовая, сравнивается по запаху, цвету, сиянию на солнце.
Пряная зелень - добавляют в еду, зелень с сильным запахом.
Проталинка-оттаявшая земля, на которой уже нет снега.
Вкрадчиво - тихо, на ушко. Первичное восприятие стихотворения 1-15 мин - Ребята сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы прислушайтесь к своим чувствам. Беседа после первичного восприятия 5 мин -Какое настроение вызвало у нас стихотворение? Почему?
(Настроение радостное, приподнятое, вольное, т.к. начинается весна, природа просыпается и все это радует поэта.)
-На какие картины можно разделить это стихотворение?
(Черемуха, ручей, снова черемуха, опять ручей.)
-В стихотворении Сергея Александровича два героя-ручей и черемуха. Черемуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды.
-Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
-Какие краски вы использовали бы для иллюстрации? Почему?
Физкультминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!(подтягивание)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.( руки в верх )
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки.
( махи руками )Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
( наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед
Так деревья ветер гнет.
( наклоны)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
( вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые писателем
Повторное чтение и анализ четверостишия 5-10 мин - А теперь познакомимся поближе с данным стихотворением. Чтение стихотворения по строфам. (По мере чтения задаются вопросы)
— Когда расцветает черёмуха?
— Какая черемуха? (душистая)
— Как понимаете это слово? (ароматная, пахучая, благоухающая)
— Какие ветки?
— Почему?
— О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?
— А может ли черемуха завить кудри?
— Почему так говорится в стихотворении?
— Прочитайте еще раз I строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту черемухи.
Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат её хочется вдыхать полной грудью. Цветы похожи на девичьи кудри.
— Что себе представили?
— Прочитайте 2 строфу, постарайтесь голосом передать необыкновенную красоту росы и зелени.
— Читаем третью строфу вместе. Мне кажется, это будет самая красивая картинка!
— Представим, место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
-С каким драгоценным камнем сравнивает автор, ручей?
-серебром (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце)
Читаем четвертую строфу
-С каким драгоценным камнем сравнивает автор (с золотом)
Этот цвет – цвет золота.
Пятую строфу читаю сама.
Обмен впечатлениями
Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть динамику эмоций
Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображённые писателем
Анализ стихотворения 5-10 мин -Нравится ли ручью черемуха
(Да, он ей песенки поет.)
-Хочется ли ручью понравится черемухе?
(Да, поэтому он ей вкрадчиво поет песенки.)
- Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черемуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки…»
(Р-ПТ-Т-СТР-БР-Р)
-Прочитайте эти строки, подчеркивая эти звуки.
-Итак, ручеек вкрадчиво поет для черемухи песню, чтобы ей понравится. Какой прием использовал поет, чтобы ожил ручеек и стал похожим на человека.)
-Какой образ олицетворяет черемуха?
(Образ девушки.)
- А ручей?
(Образ юноши.)
-Найдите в тексте сравнения.
(Что кудри…)
-Что такое метафора?
(Слова, употребленные в переносном значении.)
-Найдите метафоры.
(Роса медвяная, сияет в серебре, серебряный ручей, зелень горит…)
-Как называется прием художественного изображения словом: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистый?
- Что такое эпитет?
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
- Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Весна пришла!
-Найдите в стихотворении однокоренные слова.
- Какое время года описано?
-Как и чем вы можете это доказать?
- Какие слова из стихотворения говорят о любви поэта к русской природе?
-Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются слова, в которых повторяется звуки З-С. Воспользовался ли этим приемом Есенин? Попробуем прочитать первые 8 строчек, подчеркивая эти звуки.
-А теперь прочитаем строки о черемухе со слов «Черемуха, душистая, развесившись, стоит» и тоже подчеркнем звуки З-С.
-видите, и слова, и звуки помогают поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полной, поэт хотел, чтобы и запахи представили.
-Какими словами поэт говорит о запахах?
(Черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)
Умение целостно воспринимать образ- переживания
Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией
Обобщающая беседа 2-3 мин -Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведет речь о черемухе и ручье.
(Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)
- Как будем читать стихотворение – быстро или неторопливо?
(Неторопливо, с любованием.)
-Какие слова, по-вашему, можно читать чуть быстрее?
(А рядом, у проталинки,В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.)-Перед этими словами можно сделать паузу чуть побольше. Умение видеть авторскую позицию
Итог урока
Рефлексия 1-2 мин -Какие мысли, чувства пробудило у вас это стихотворение?
-О чем заставил задуматься?
-Какие знания из полученных сегодня на уроке вы хотели бы поделиться с товарищем?