Программа по внеурочной деятельности В гостях у сказки (чтение)
Программа по внеурочной деятельности литературное чтение
"В гостях у сказки"
3 класс (2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа «В гостях у сказки» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, взаимосвязана с программой начального общего образования по литературному чтению и соответствует ФГОС НОО утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1577 от 02.02.2016 года по внеурочной деятельности - учебного плана МОУ Гимназия 2016-2017 учебного года.
Содержание программы курса:
Содержание, задачи, формы работы выстроены в соответствии с основными задачами курса внеурочной деятельности и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.
Цель программы: организация самостоятельного чтения младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения
Задачи:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
В 3 классе на изучение курса отводится 68 часов - 2 раза в неделю.
Требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий по работе с книгой:
Библиографическая культура является важной составляющей литературного развития согласно требованиям ФГОС . В примерной основной образовательной программе в разделе «Литературное чтение» перечислены планируемые результаты обучения базового и повышенного уровней, в которые включены умения работать с книгой:
1 раздел: Мир природы, мир волшебный. (34 часа)
Изучение произведений: Тургенева И., Э.Шим, К.Паустовского, М.Лермонтова, Г.Скребицкого, А.Майкова, М.Пришвина, А. Фета, К.Бальмонта, С.Маршака, Д.Мамин-Сибиряк, Б.Заходера, Ю.Дмитриева, В.Алферова. Знакомство с биографией авторов.
Иван Тургенев. Бежин луг (рассказ)
Эдуард Шим. Какой будет день? (рассказ)
Эдуард Шим. Как распускается мак? (рассказ)
Константин Паустовский. Вода из реки Лимпопо (рассказ)
Михаил Лермонтов. Осень (стихотворение)
Михаил Лермонтов. Из Гете (стихотворение)
Георгий Скребицкий. Маленький лесовод (рассказ)
Аполлон Майков. Осень (стихотворение)
Михаил Пришвин. Лягушонок (рассказ)
Юрий Нагибин. Зимний дуб (рассказ)
Михаил Лермонтов. Тучи (стихотворение)
Самуил Маршак. Ландыш (стихотворение)
Дмитрий Мамин-Сибиряк. Медведко (рассказ)
Юрий Дмитриев. Сказки про Мушонка и его друзей (рассказ)
Юрий Дмитриев. Обыкновенные чудеса (рассказ)
Борис Заходер. Что красивей всего? (стихотворение)
В. Алфёров. На исходе лета (рассказ)
2 раздел: Из истории Отечества. (8 часов)
Изучение произведений следующих авторов: А.Толстой, О.Тихомиров, С.Алексеев. Знакомство с биографией авторов.
Алексей Константинович Толстой. Курган (стихотворение)
Олег Тихомиров. Александр Невский (повесть)
Сергей Петрович Алексеев. Рассказы о Суворове (сборник)
Сергей Петрович Алексеев. Измаил (микрорассказ)
Сергей Петрович Алексеев. Переход (микрорассказ)
Сергей Петрович Алексеев. Дерзость (микрорассказ)
Сергей Петрович Алексеев. Прошка (микрорассказ)
Сергей Петрович Алексеев. Мишка (микрорассказ)
3 раздел: Вещи вокруг нас. (6 часов)
Изучение произведений следующих авторов: М.Ильин, А.Ивич. Знакомство с биографией авторов.
Михаил Ильин. Сто тысяч почему (статья)
Александр Ивич. Про чай (статья)
Александр Ивич. Про сахар (статья)
4 раздел: Путешествие в сказку. (10 часов)
Изучение произведений следующих авторов: П.Бажов, Р.Киплинг. Знакомство с биографией авторов.
Павел Бажов. Медной горы хозяйка (рассказ)
Павел Бажов. Серебряное копытце (рассказ)
Редьярд Киплинг. Откуда взялись Броненосцы (сказка)
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц (повесть)
5 раздел: Смешинки. (10 часов)
Изучение произведений следующих авторов: Э.Мошковская, Э.Успенский, Б.Заходер, В.Драгунский, С.Михалков. Продолжение знакомства с биографией и жизнью авторов.
Эмма Мошковская. Смотрите! (стихотворение)
Феликс Кандель, Эдуард Успенский. Всё в порядке (микрорассказ)
Борис Заходер. Очень вежливый индюк! (стихотворение)
Виктор Драгунский. Англичанин Павля (рассказ)
Виктор Драгунский. …Бы (рассказ)
Даниил Хармс. Семь кошек (микрорассказ)
Планируемые результаты изучения курса «В гостях у сказки» (чтение)
Выпускник научится:
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
Выпускник получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой
Используемая литература
- ФГОС Программа «Литературное чтение» «Школа России» 2011 год
-планируемые результаты начального общего образования ФГОС 2011г
-Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей Внеклассное чтение во 2 классе 1983г.
-И. Ф. Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению 2 класс 2007г
-Бианки, Драгунский, Твардовский: Родничок. Книга для внеклассного чтения во 2 классе
Календарно-тематическое планирование уроков "В гостях у сказки" 3 класс (2часа в неделю. Всего 68 часов)
№ п/п Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий по теме урока Сроки проведения
Планированная дата Фактическая дата
1 раздел: Мир природы, мир волшебный. (34 часа)
Знакомство с разделом.
Иван Тургенев. Бежин луг (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
На основе названия текста определять его содержание.
Читать текст самостоятельно.
Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием.
Назвать героев произведения Эдуард Шим. Какой будет день? (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на рисунке.
Соотносить книги и рисунки, книги и текст Эдуард Шим. Как распускается мак? (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Определить название сказки на основе иллюстрации.
Читать самостоятельно отрывок из сказки.
Определить, из какой книги прочитанный отрывок.
Выбрать, какую книгу со сказками читать и почему читать именно эту книгу Константин Паустовский. Вода из реки Лимпопо (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Рассматривать выставку книг , выбирать из представленных на выставке книг знакомые. Михаил Лермонтов. Осень (стихотворение)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Воспринимать на слух художественное произведение
пересказывать текст подробно, выборочно;
-характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое Михаил Лермонтов. Из Гете (стихотворение)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки
Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
поэтов на одну и ту же тему Георгий Скребицкий. Маленький лесовод (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
. Воспринимать на слух художественное произведение
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научно-популярный текст.
Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).
Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.
Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.
Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций. Аполлон Майков. Осень (стихотворение)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Михаил Пришвин. Лягушонок (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Юрий Нагибин. Зимний дуб (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Михаил Лермонтов. Тучи (стихотворение)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Самуил Маршак. Ландыш (стихотворение)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Сравнивать стихотворения разных поэтов
Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
поэтов на одну и ту же тему Дмитрий Мамин-Сибиряк. Медведко (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой;
создавать собственный журнал устно, описывать его оформление;
-придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним;
-рисовать иллюстрации Юрий Дмитриев. Сказки про Мушонка и его друзей (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой Юрий Дмитриев. Обыкновенные чудеса (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
сравнивать ритмический рисунок и юмористические тексты на одну и ту же тему
наблюдать за жизнью слов в тексте Борис Заходер. Что красивей всего? (стихотворение)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. В. Алфёров. На исходе лета (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. 2 раздел: Из истории Отечества. (8 часов)
Алексей Константинович Толстой. Курган (стихотворение)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Олег Тихомиров. Александр Невский (повесть)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
Читать рассказы, стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения. Сергей Петрович Алексеев. Рассказы о Суворове (сборник)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;
сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;
-объяснять значение незнакомых слов;
-определять героев произведений; Сергей Петрович Алексеев. Измаил (микрорассказ)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран;
сравнивать песенки разных народов с русскими песенками, находить общее и различия;
-объяснять значение незнакомых слов;
-определять героев произведений; Сергей Петрович Алексеев.
Переход (микрорассказ)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя
. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
. Воспринимать на слух художественное произведение
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научно-популярный текст
Читать , отражая характер героя произведения
Находить слова, которые отражают характер героя Сергей Петрович Алексеев. Дерзость (микрорассказ)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать рассказы
Читать вслух рассказы, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения. Сергей Петрович Алексеев. Прошка (микрорассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
поэтов на одну и ту же тему. 3 раздел: Вещи вокруг нас. (6 часов)
Михаил Ильин. Сто тысяч почему (статья)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
. Воспринимать на слух художественное произведение
Читать произведение с выражением.
Читать , отражая характер героя произведения
Находить слова, которые отражают характер героя Александр Ивич. Про чай (статья)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;
-находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке; Александр Ивич. Про сахар (статья)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки писателей;
-находить книги сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке. 4 раздел: Путешествие в сказку. (10 часов)
Знакомство с разделом. 1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Павел Бажов. Медной горы хозяйка (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки писателей;
-находить книги сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке; Павел Бажов. Серебряное копытце (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки писателей;
-находить книги сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке Редьярд Киплинг. Откуда взялись Броненосцы (сказка)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки писателей;
-находить книги сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке Редьярд Киплинг. Откуда взялись Броненосцы (сказка)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;
-находить книги сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц (повесть) 2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя инсценировать литературные сказки зарубежных писателей;
-находить книги сказочников в школьной и домашней библиотеках;
-пересказывать подробно сказку , называть волшебные события и предметы в сказке 5 раздел: Смешинки. (10 часов)
Эмма Мошковская. Смотрите! (стихотворение)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
поэтов на одну и ту же тему. Феликс Кандель, Эдуард Успенский. Всё в порядке (микрорассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
. Воспринимать на слух художественное произведение
Читать произведение с выражением.
Читать , отражая характер героя произведения
Находить слова, которые отражают характер героя Борис Заходер. Очень вежливый индюк! (стихотворение)
1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя Сравнивать стихотворения разных Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
поэтов на одну и ту же тему. Виктор Драгунский. Англичанин Павля (рассказ)
2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
. Воспринимать на слух художественное произведение
Читать произведение с выражением.
Читать , отражая характер героя произведения
Находить слова, которые отражают характер героя Виктор Драгунский. …Бы (рассказ)
2 Даниил Хармс. Семь кошек (микрорассказ)
2 Всего: 68 часов