План-конспект урока 4 класс. Тема: «Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Предварительные этюды.»
План-конспект урока 4 класс.
Тема: «Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Предварительные этюды.»
Цель: Решение сложной пластической формы (фигура человека) силуэтом; четкие тональные отношения. Ознакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, в которых изображается человек; учить анализировать объекты рисования, развивать наблюдательность, воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Задачи образовательные:
Передать характер движения и пропорции фигуры
Цветом решить пространственную среду и силуэт фигуры..
Развивающие:
1. Точные цветовые отношения, решение пространства, глубины.
2. Пользуясь живописными средствами, научить лепить форму цветом,.
3. В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд,
4.Анализировать свои мысли, действия, чувства.
5. Овладение различными приемами и техниками изобразительного искусства;
6. Отработка навыков самостоятельной работы.
7. Осуществлять анализ фигуры человека при ее рисовании;
Воспитательные:
1.Развить художественное восприятие, цветовой вкус, образное мышление.
2. Развитие внимания учащихся, мышления , речи, творческих способностей.
Методы и методические приемы:
1.Беседа.
2.Фронтальный опрос.
3.Метод наглядной передачи и зрительного восприятия.
4.Метод педагогического контроля.
Материалы: бумага (формат А3) , гуашь, плоские кисти №12.(щетина)
Структура урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Обьяснение нового материала.
Показ последовательности работы параллельно с самостоятельной работой учащихся.
Анализ детских работ.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: - Тема нашего урока «Живая натура: тематическая постановка в спокойной позе. Предварительные этюды.»
Прежде чем мы с вами перейдем к тематической постановке , сделаем несколько этюдов с фигуры человека . Без карандаша и линейного наброска, сразу кистью. Наша задача увидеть силуэт фигуры целиком, передать пропорции человека, грамотно закомпоновать рисунок на листе бумаги. Вам предстоит выполнить наброски фигуры человека в разных позах.
3.Объяснение нового материала. Для того чтобы понять, как нарисовать сидящего человека при помощи красок и карандаша, необходимо первоначально сделать несколько тренировочных набросков, а потом перейти к основному изображению. Человеческую фигуру рисовать всегда непросто и для этого нужно обладать определёнными теоретическими знаниями и опытом. Для того чтобы понять, как нарисовать сидящего человека, следует учитывать его ракурс. Более приближённые части кажутся больше, а отдалённые – значительно меньше. Чтобы картина получилась естественной, необходимо учитывать данный нюанс. Существует так называемая средняя линия, которую лучше назвать главной линией изгиба тела. Главной линией изгиба тела легко проверить пластику движений положения фигуры, их соответствие основному движению в постановках. Ее нужно найти, для этого мысленно проводим линию посередине туловища от головы по грудной клетке , животу и внутренней линии ноги.
Давайте посмотрим на работы художников, вы видите изображения фигур людей, обратите внимание на композицию, где находятся опорные точки.
-Что такое опорные точки? Опорные точки служат для сохранения формы и размеров рисунка. Это крайняя верхняя точка , крайняя правая точка, крайняя левая и нижняя точки.
-Прежде чем приступить к работе вспомним пропорции человека. Кто мне скажет сколько раз голова откладывается на туловище?
- Шесть , семь раз, в зависимости от роста человека.
-До какой точки доходят пальцы рук?
-До середины бедра.
-На каком уровне находятся локти ?
-На уровне талии.
При работе над этюдом нужно помнить об этих пропорциях, что бы не нарушить их в процессе работы.
4.Показ последовательности работы параллельно с самостоятельной работой учащихся.
Рисуя фигуру человека в костюме, необходимо все время представлять сквозь одежду форму и строение человеческого тела. Начинать рисунок следует с общего наброска фигуры. Определяем в наброске положение таза, торса, плечевого пояса, верхних и нижних конечностей. Постановка фигуры, определение ее пропорций и характера движения проводятся по опорным точкам.
Находим опорную точку наверху, слева , справа и внизу.
Верхняя опорная точка-это голова, слева – крайняя левая точка, справа – крайняя правая точка и внизу опорная точка это ноги.
Начинаем с головы: находим самый светлый тон кожи на палитре и одним мазком отмечаем голову на данном формате бумаги, прежде чем нанести мазок, нам нужно найти точку где у нас будет находится голова, для этого мысленно делим пополам лист бумаги и определяем где находиться верхняя опорная точка- слева или справа от середины . После этого наносим мазок. Тут же по отношению к голове и центру листа находим кисти рук и тоже наносим мазки этим же цветом.
Что бы было легче прорисовать фигуру сначала кистью прорисуем главную линию изгиба тела и линию плеч и бедер и отмечаем нижние опорные точки. На следующем этапе намечаем на фигуре одежду. Также на этом этапе следует проложить основные отношения света и тени в одежде, без детальной тональной лепки формы. Постарайтесь сразу же намешать достаточно краски, чтобы ее хватило на рисунок и не пришлось заново подбирать сочетание цветов. Широкой кисточкой распределите первый цвет по рисунку: левая рука, правая рука, торс и ноги Когда он немного подсохнет, нанесите пятна тени. После этого раскрасьте лицо, используя кисточки поменьше. Не прорисовывайте лицо до конца, достаточно лишь нанести основной оттенок и полутени на щеках, висках, подбородке, рядом с переносицей.
5. Анализ детских работ.
-Ребята ,посмотрим ваши работы, как вы считаете удалось вам передать силуэт данной фигуры ? Угадали ли вы в тоне? В какой работе это особенно заметно?
Выявляем ошибки и удачные работы.
6.Подведение итогов урока.
У всех получились хорошие работы, у кого то получилось передать характер, у кого то силуэт, кто то хорошо чувствует тоновые отношения, в целом все справились с заданием. Урок окончен , всем спасибо.
15