Урок по литературе В.Набоков Рождество
Класс: 7
Тема: В.Набоков «Рождество».
Цели урока:
Образовательная:
1.Познакомить с биографией В.В.Набокова;
2.Познакомить с литературоведческим понятием «святочные или рождественские рассказы».
3.Выявить элементы рождественского рассказа на примере раскрытия образа главного героя.
4.Формирование умения анализа художественного произведения.
Развивающая:
Развивать умственные действия как интеллектуальные явления (анализ, умение выделять главное и т.д.) и психические процессы (память, речь, мышление) учащихся.
Воспитательная:
1.Воспитывать чувство ответственности, сострадания;
2.Воспитывать любовь к прекрасному.
Тип урока: комбинированный.
План урока.
1.Орг. момент. Целеполагание.
2.Этап актуализации и умений учащихся.
3.Этап изучения нового материала.
4.Этап закрепления знаний учащихся.
5.Подведение итогов.
6.Инструктаж по выполнению домашнего задания.
7.Комментирование оценок за урок.
Ход урока.
1.Орг.момент. Целеполагание.
- Ребята, посмотрите на тему урока и определите цель, которую мы должны достигнуть сегодня.
(познакомиться с биографией Набокова; рассмотреть образ главного героя)
2.Этап актуализации знаний учащихся.
1.Выступление уч-ся по биографии В.В.Набокова (опережающее задание)
2.Беседа.
- Какой образ, встречающийся при изучении раздела «Флора и Фауна», нам встретился в данном произведении?
- С чем ассоциируется бабочка?
3.Чтение стихотворения «Бабочка в госпитальном саду», «К бабочке».
Данный образ в произведение «Рождество» введен не случайно.
3.Этап изучения нового материала.
1.Просмотр видеофильма «Бабочка».
Но бабочка – это деталь, которая помогает лучше раскрыть образ Слепцова.
События, которые описаны в данном произведении, происходят в канун рождества.
2.
Составьте кластер «Рождество» в виде бабочки. Учащиеся пишут на листочках и приклеиваем вокруг бабочки. На доске изображена бабочка.
- Какие произведения мы с вами уже читали? Гоголь « Ночь перед рождеством», Достоевкий «Мальчик у Христа на елке».
3. В русской литературе, как известно, сложился и особенный жанр произведений - рождественские и святочные рассказы, связанные с зимними праздниками не только тематически. Жанрообразующей для святочных рассказов является идея праздника Рождества - идея любви и милости.
Исторически святочные рассказы вырастали из фольклорной традиции и связаны с устным жанром святочных быличек, содержанием которых были рассказы о том, что случалось в прежние времена на святках, о разных встречах с нечистой силой в опасных местах, или во время гадания, или на святочной вечеринке. Конечно, эти рассказы (былички) несли в себе отзвуки язычества, суеверий, смешения языческого и христианского. Так было свойственно народному сознанию, с чем церковь постоянно боролась как с отклонениями от веры. Эти устные святочные рассказы стали прообразом литературного святочного рассказа, но весьма отдаленным, т.к. сформировался этот жанр как литературный в более позднее время, фактически - в XIX веке. В XVIII веке этот жанр представлен весьма скудно, только еще намеками на его формирование.
Расцвет святочного рассказа наступает в XIX веке, и связано это с освоением западноевропейской традиции рождественского рассказа, который пришел в Россию вместе с творчеством Диккенса. В 1840-е годы были опубликованы его знаменитые рождественские повести «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок на печи» и другие. Не менее значимыми в этом плане были и произведения Гофмана «Повелитель блох» и «Щелкунчик», сказки Андерсена, в частности «Ёлка» и «Маленькая продавщица спичек».
С этого момента в России начинается увлечение жанром рождественского рассказа. Однако одновременно с подлинными шедеврами жанра появлялись и слабые произведения, эпигонские, по поводу которых иронизировал Н.С. Лесков, один из главных представителей этого жанра в русской литературе.
Лесков одним из первых определил жанровые черты святочных рассказов. В рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885) он писал: «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера от рождества до крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и чтобы он оканчивался непременно весело. ...Он должен быть истинное происшествие (выделено Лесковым)». Или еще – в первом абзаце неоконченного святочного рассказа «Маланьина свадьба» он пишет: «Я расскажу вам, достопочтенные читатели, небольшую историйку, сложившуюся по всем правилам рождественского рассказа: в ней есть очень грустное начало, довольно запутанная интрига и совершенно неожиданный веселый конец». И, наконец, обязательным свойством такой истории, по Лескову, должно быть «добродетельство», то есть ценностная направленность автора. Без этого условия, все внешние жанровые признаки могут оказаться противоположными по функции, и рассказ может превратиться в «антисвяточный».
Как уже было сказано, жанровая принадлежность и идейное своеобразие святочных рассказов определяются содержанием праздника Рождества и Святых дней: направляют сознание человека к поиску и утверждению идеи любви, милости, доброты, сострадания. Соответственно, в истинно-святочном и рождественском рассказах главными должны быть мотивы – во-первых, радости и света от самого явления в мир Христа, во-вторых, сострадания и милости ко всем страждущим, в третьих обязательного торжества жертвенности, высшей в христианской системе ценностей добродетели, победы любви над ненавистью, Добра над злом, человечности над бесчеловечностью. Вспомним грозного полицейского, пригласившего в гости, к праздничному семейному столу, известного в околотке пьяницу и дебошира Герасима из рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська». (Этот рассказ пасхальный, не святочный, но в идейном плане отвечает тем же целям, что и рассказы рождественские.)
1.В настоящем святочном рассказе автор стремится привести героя к внутреннему преображению, потому что зло побеждается, прежде всего, внутри человека.
2.Вторым признаком жанра, замеченным Лесковым, является обязательное присутствие «чудесного элемента», «фантастического» не в смысле придуманности и нереальности, но, напротив, «обыкновенного чуда», хоть и удивительного, но вполне реального, объяснимого. Чудо же заключается часто в той невидимой помощи Божией, которую особенно чувствуют христиане в дни Его Рождения.
3.Еще одна важнейшая тема святочных рассказов – тема семьи. Семейный круг, тепло отношений, взаимная любовь – это идеал. Но зло в мире приводит к сиротству, страданиям, одиночеству, поэтому в западноевропейской и русской литературе святочные рассказы часто сюжетом избирают судьбу сироты и возможность преодоления сиротства, для чего должно произойти чудо.
4.Этап закрепления знаний учащихся.
Но прежде чем приступим к анализу, я хотела бы вас познакомить с дневниковыми записями Набокова. Так как повесть автобиографична.
Запись из дневника Владимира Набокова.
«28 марта . Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что Я хотел сказать тебе, предупредить тебя» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное за вами пошла машина».
Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»
Беседа по произведению и анализ.
*Учащийся с низкой мотивацией к обучению выполняет работу по карточке.
Анализ 1 главы.
В течение анализа глав заполняется таблица «Состояние героя»
Слепцов до рождения бабочки
Слепцов после рождения бабочки
- Как фамилия главного героя? Слепцов. Подберите однокоренные слова к его фамилии.
- Что за несчастье произошло у главного героя? (умер сын)
*Прочитайте первую главу рассказа.
- Как вы можете охарактеризовать состояние героя?
- Какие детали это подчеркивают? Зачитайте.
- Какие оттенки света мы можете отметить в данной главе? Почему мрачные тона использует автор?
- Какой вывод мы можем сделать? (грусть, тяжело на душе)
Анализ 2 главы.
Наступило утро. Давайте проследим по тексту состояние главного героя.
*Чтение отрывка от слов «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке» до слов «Он сразу вспомнил, каким был этот мост летом»
- Чему удивился герой?
- Почему у него возникли подобные мысли?
- Как он воспринимает оснеженный куст? Почему?
- Какое чувство испытывает Слепцов? (боль душевная, гнев и горечь)
Анализ 3 главы.
Наступил вечер. Слепцов решается зайти в комнату, в которой жил его сын.
*Зачитать от слов «Войдя в комнату» до слов «Потом, горбясь..»
- Чем увлекался сын Слепцова?
- С каким чувством Слепцов рассматривал вещи сына? Почему? Приведите примеры.
- Какой вывод можно сделать о состоянии главного героя?
( переживание, нервничал)
Анализ 4 главы.
Последняя ночь перед рождеством. Слепцов решился прочитать тетрадь сына.
*Прочитайте от слов «Первый лист тетради» до слов «Тикали часы».
- Что мы узнаем о взаимоотношениях Слепцова и его сына?
- Как вы думаете почему они такие?
- Какое чувство охватывает героя?
*Дочитайте текст.
- Что произошло?
- Как происходило оживление бабочки?
**Чтение учащимся заполненной таблицы. (Выступление по карточке, ученика)
- Какими словами автор заканчивает произведение?
- Что происходит с главным героем?
Подведение итогов.
- Перечислите признаки рождественского рассказа в данном произведении.
- Почему рассказ назван «Рождество»?
5.Рефлексия.
- Завершая урок, хочу узнать, что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Как должны относиться друг к другу родные люди в трудные ситуации? Что или кто помогает человеку справиться с жизненными ситуациями? Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? Тогда что же такое чудо.
Пятистишие «Чудо»
Домашнее задание.
1.Написать мини сочинение-рассуждение на тему «Чудеса в нашей жизни»
2.Ю.Казаков «Оленьи рога» читать.
Карточка.
Прочитайте отрывок текста и заполните таблицу:
Образец: И в то же мгновение щелкнуло что-то-- тонкий звук -- как будто лопнула натянутая резина.
Действия: щелкнуло, лопнула
Образ бабочки: натянутая резина
Действия бабочки с момента рождения (выписать глаголы)
Образ бабочки с момента рождения (выписать прилагательные)
И в то же мгновение щелкнуло что-то-- тонкий звук -- как будто лопнула натянутая резина. Слепцов открыл глаза и увидел: в бисквитной коробке торчит прорванный кокон, а по стене, над столом, быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно остановилось, вцепившись шестью черными мохнатыми лапками в стену, и стало странно трепетать. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, оно вырвалось оттого, что сквозь тугой шелк кокона проникло тепло, оно так долго ожидало этого, так напряженно набиралось сил и вот теперь, вырвавшись, медленно и чудесно росло. Медленно разворачивались смятые лоскутки, бархатные бахромки, крепли, наливаясь воздухом, веерные жилы. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья -еще слабые, еще влажные -- все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом,-- и на стене уже была -- вместо комочка, вместо черной мыши,-- громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд, что летает, как птица, в сумраке, вокруг фонарей Бомбея. И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья.
Приложение 1
Владимир Владимирович Набоков родился 23 апреля 1899 года, через 100 лет после А.С.Пушкина, чем гордился, и в один день с Шекспиром, что любил подчеркнуть. 15 апреля 1919 года семья Набоковых из Севастополя на небольшом греческом судне «Надежда», держащим курс на Константинополь, покинула Россию, как выяснилось потом, навсегда. География последующей жизни Набокова включала многие страны Европы и Америку. Он учился в Англии, более пятнадцати лет был связан с Германией, жил в Париже и объездил Францию, Италию, неоднократно бывал в Испании, Чехии (в Праге жили мать и младший брат). Прожив 20 лет в США, снова вернулся в Европу и обосновался в небольшом швейцарском городе Монтре, где жил с женой в отеле «Палас».
Это был человек, который умел быть счастливым и удачливым в жизни, умел заводить друзей и держать на расстоянии любопытных журналистов. Вдали от России Набоков продолжал ощущать себя русским человеком и писателем, за спиной которого дворянская родословная, великая культура и литература, и одновременно он старался и умел быть свободным от любой национальной и патриотической идеи.
Детство В.В.Набокова было необыкновенно счастливым и благополучным. Он был первенцем, и в семье маленького Володю звали на английский манер «Лоди». Его дед был министром юстиции при Александре, отец писателя, Владимир Дмитриевич Набоков, тоже получил юридическое образование, преподавал правоведение, имел чин камер-юнкера, был членом Государственной Думы. В ноябре 1917 года семья Набоковых уезжает в Крым, где отец становится министром юстиции крымского правительства, но в 1919 году Набоковы эмигрируют в Турцию, а далее через Грецию и Францию в Англию.
Мать Набокова принадлежала к богатому семейству купцов Рукавишниковых. У них был богатый дом в Петербурге, трехэтажный, из розового гранита на Морской (к столетию со дня рождения писателя там был открыт музей В.В.Набокова).
Семье Набоковых принадлежали три поместья вокруг Петербурга: Выра, Батово, Рождествено, в которые семья приезжала каждое лето. Именно там началось увлечение маленького Лоди бабочками. Начиная с семи лет и потом еще целых семьдесят лет, В.В.Набоков занимался энтомологией. Это стало его второй профессией (после профессии писателя и преподавателя литературы), которая значительно обогатила его писательское мастерство, так как учила наблюдательности. Среди других серьезных увлечений юного Набокова были шахматы, теннис и бокс.
Творческая биография Набокова начинается со стихотворений (своих и переводов с английского и французского языков). 1923 год можно считать поворотным в судьбе двадцатичетырехлетнего юноши: выходят два сборника его стихов и перевод книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Рассказ «Рождество» был опубликован в газете «Руль» в январе 1925 года.
В рассказе «Рождество» отразились многие реальные моменты жизни писателя, но все они преображены его воображением. Так, описанные места его детства – это Выра, Батово, Рождествено. Описано имение Набоковых. Именно туда приезжает убитый горем отец и привозит гроб с телом неожиданно умершего мальчика. Этот Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностями, увлечениями бабочками и велосипедом очень автобиографичен и похож на самого Набокова в юности. Полна автобиографизма и тема смерти, только в действительности в рассказе отражены всегда скрываемые и самые тяжелые для Набокова переживания неожиданной и трагической смерти его отца – Владимира Дмитриевича. Отец Набокова погиб от выстрелов, заслонив собой политического лидера партии кадетов П.Милюкова, который приехал в Берлин и 22 марта 1922 года выступил с лекцией. Вот запись из дневника Владимира Набокова: « я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. « Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу» ( сравните эти дневниковые записи с описанием мыслей и настроений героя рассказа).
Приложение 2.
Бабочка в искусстве слова – это и живой, земной, конкретный образ, и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это и символ красоты, и одновременно она олицетворяет собой хрупкость и мимолетность бытия.
Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение).