Разработка урока по ФГОС Что такое музыкальность в живописи.


4 четверть 7 урок (5 класс)
Тема: Что такое музыкальность в живописи?
Цель урока: создать условия для проведения анализа произведений изобразительного искусства
Задачи:
- воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством;
- анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством;
- устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства;
- самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме;
- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки и пение).
Планируемые результаты:
Предметные: научатся рассматривать и анализировать произведения изобразительного искусства, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить песню «Птица- музыка» В. Синенко.
Метапредметные:
познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные- организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Тип урока – получение новых знаний, форма- комбинированный.
МЕТОДЫ: словесные, практические, наглядные.
- методы сравнения, размышления, контрастных сопоставлений, обобщения.
- метод межпредметных связей: музыка – изобразительное искусство.
Виды деятельности: слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение.
Оборудование: музыкальный центр, доска, компьютер с проектором, презентация.
Музыкальный материал: В.Синенко «Птица- музыка», Ф. Торре. Данца альта, фрагмент I части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.
Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Планируемые результаты
Орг. момент Ответы ребят - Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?
Запись на доске:
«Изобразительное искусство в его наивысшем совершенстве должно стать музыкой»
К. Ф. ШинкельПредметные: научатся рассматривать и анализировать произведения изобразительного искусства, наблюдать в музыкальных произведениях примеры содружества нескольких видов искусства; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование), разучить песню «Птица- музыка» В. Синенко.
Метапредметные:
познавательные- внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
коммуникативные- осваивают диалоговую форму общения;
регулятивные- организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Постановка цели Многие художники нередко признавались в стремлении к музыкальности своих произведений.
Что же такое – «музыкальность в живописи»? Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов или что-то более сложное, глубинное? Вопрос достаточно сложный, поэтому в течение урока мы с вами попытаемся на него ответить. Актуализация знаний
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Ответы ребят
(живописное изображение великого польского композитора Фридерика Шопена. На огненном фоне - напряжённое лицо композитора, погружённого в мучительную думу. Живописными мазками обозначены контуры головы, выступающей словно из пламени. Невольно ощущается музыкальный напор, который вырывается с полотна, слышатся звуки его романтически-мятежной и проникновенной музыки)
Размышления ребят
Стихотворение читают дети
это замечательный русский композитор П. И. Чайковский.
Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть.
Размышления ребят
Слушание: Ф. Торре. Данца альта.
Ответы ребят О музыкальности живописи всерьёз стали задумываться живописцы-романтики первой трети XIX века. Они сознательно, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите. У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и особенно - портреты.
На картине итальянского художника эпохи Возрождения Микеланджело Караваджо «Лютнист», также из собрания Эрмитажа, юноша исполняет мадригал композитора Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». Об этом говорят ноты, помещённые перед музыкантом. Долгое время считали, что в нотной тетради набросан случайный набор знаков. Но художник, столь тщательно выписавший все детали на холсте, даже крохотную трещинку на лютне, не мог позволить себе такую вольность.
Французский живописец-романтик Эжен Делакруа любил писать портреты музыкантов. И даже не зная, кто изображён на холсте, можно, взглянув на него, сразу догадаться, что это - музыкант.
Попробуйте определить кто изображен на этом полотне?
Тема «Портреты композиторов» достаточно популярна среди живописцев. Ещё бы, ведь очень интересно писать лица людей творческих, одухотворённых, где особенно важны не подробности физического облика, а внутреннее состояние души.
Такими же предстают перед нами и изображения композиторов на портретах И. Репина. В каждом сквозь внешние черты проступает неповторимый духовный мир создателей великой музыки.
Вот портрет М. Глинки в период создания «Руслана и Людмилы». Это о нём В. Стасов сказал, что это не просто портрет, а «целая историческая картина». В этих словах подчёркивается та огромная роль, какую сыграл великий композитор – основоположник русской классической музыки.
Вот портрет М. Мусоргского, созданный незадолго до смерти композитора. Как выразительно удалось художнику запечатлеть колоссальную личность этого величайшего из русских музыкантов, как всего за несколько сеансов он постиг и воплотил в своём творении огненную, неизмеримо глубокую душу великого человека.
Известно, что И. Репин дружил со многими русскими музыкантами. Может быть, с этим связано такое глубокое проникновение в сущность характера каждого из них, которое мы находим на его портретах.
Когда в 1887 году внезапно скончался композитор А. Бородин, И. Репин, потрясённый его смертью, приступил к созданию посмертного портрета. Он написал композитора во весь рост, стоящим у белой колонны зала Дворянского собрания.
Вот как описывают этот портрет искусствоведы А. Лебедев и А. Солодовников: «Композитор погружен в слушание музыки. Серьёзное лицо сосредоточено. Опущенные уголки губ и чуть прикрытые глаза, в которых, как кажется, затаилась слеза, передают состояние внутренней, драматически насыщенной напряжённости. Она подчёркивается темным костюмом и двумя пятнами красного цвета – на фоне и на уголке кресла. Контраст спокойной фигуры и внутреннего волнения полон ощущением трагизма, беды, тех чувств, которые переживали друзья Бородина после его внезапной и безвременной смерти. Это своеобразный портрет-реквием».
Музыкальны ли рассматриваемые портреты?
Да, безусловно, но эта музыкальность связана вовсе не с тем, что на картинах изображены музыканты, а прежде всего с сущностью изображений. Мир души, мир творческого вдохновения, мир скорби - подлинные стихии музыки, в которых она обретает свою силу и возвышенную красоту. Ведь точно такой же музыкальностью полны и портреты других мастеров – А. Пушкина, М. Ермоловой, В. Мухиной.
Перед нами изображение поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру. Но взгляд Пушкина, устремлённый вдаль, покоряющая духовная сила, исходящая от него, подчёркивают небудничный, вдохновенный облик поэта. Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута - и стихи свободно потекут».
Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент - момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику.
Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Кипренскому:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
— И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...
Так писал поэт в послании О. А. Кипренскому.
Мария Николаевна Ермолова являлась для современников примером самоотверженного служения. Грабарь восклицал: «Перед вами стоит не Ермолова, а сама Драма, даже Трагедия». Такой мы её и запомнили по картине Валентина Серова. Это полотно было заказано живописцу Литературно-художественным кружком в связи с 35-летием артистической деятельности Ермоловой. Зритель смотрит на талантливую актрису снизу вверх, как на монумент, вознесённый над толпой. Просветлённые черты лица героини обрамлены деталями отражённого в зеркале интерьера.
На картине изображена Вера Мухина - советский скульптор, автор многих известных произведений, в том числе знаменитой группы «Рабочий и колхозница», представленной на всемирной выставке в Париже в 1937. Вера Игнатьевна вносит последние дополнения в прообраз будущей скульптуры. В одной руке она держит небольшой кусочек глины, а другой наращивает объём одного из героев. Здесь запечатлён непосредственно акт творчества, момент, когда из бесформенного куска глины рождается истинное произведение искусства.
Все эти портреты по-своему выразительны, жизненны, все они направлены на раскрытие целостной сущности изображаемых личностей. Нет сомнения в том, что портреты каждого из великих деятелей искусства подчёркивают их творческий дух, напряжённую внутреннюю жизнь.
При внешней сдержанности изображения эти портреты полны огромной внутренней силы. Она угадывается в выражении лиц, глаз, характерности поз - всего, что образует своеобразную гармонию контрастов между внешним и внутренним. Именно так строится музыкальное произведение, которое при всей строгости своей формы умеет высказать так много разнообразных чувств. И не секрет, что музыка внешне сдержанная, лишённая каких-либо украшений - как, например, духовная - порой значительно превосходит музыку эмоционально-порывистую по глубине и драматизму. И если говорить о музыкальности выдающихся портретов, то, наверное, следует ещё раз сказать, что не изображения музыкантов роднят изобразительное искусство и музыку. Они сходятся в другом – в воплощении высокого и творческого начала личности.
- Ну, а сейчас посмотрите внимательно, узнаёте ли вы этого человека, кто это?
Да, вы правы. Послушайте, что сам Пётр Ильич сказал об этом портрете: «Художник Кузнецов написал в Одессе удивительнейший портрет мой. Портрет писался спешно, и потому в нём, может быть, нет желательной законченности в деталях, но по экспрессии, жизненности, реальности он, если не ошибаюсь, в самом деле, замечателен».
Сегодня мы с вами послушаем фрагмент I части Концерта № 1 для фортепиано с оркестром этого великого композитора.
Первый концерт стал одним из мировых шедевров музыкального искусства, одним из тех произведений, о которых Чайковский говорил как о редкостных образцах, бывших для него самого идеалом. Ни одно другое классическое произведение не играют так часто, в том числе и на всевозможных конкурсах. Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой девятнадцатого века. Это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни.
В первую часть П. Чайковский вводит большое вступление торжественного, триумфального характера. Подобно радостному гимну, звучит у скрипок и виолончелей его тема, сопровождаемая могучими «колокольными» аккордами фортепиано, охватывающими всю клавиатуру – и глубокие басы, и светлый, звонкий высокий регистр. Аккорды фортепиано придают музыке особую мощь и величие.
В основе главной темы первой части – напев слепцов-лириков, услышанный Чайковским на Украине.
Сам композитор писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента - лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта».
Грустная меланхолическая народная мелодия, несколько преображена композитором, в ней взволнованное тревожное чувство соединилось с тёплой задушевностью. Вторая тема первой части, полная лирического порыва, воспринимается как страстное признание, мольба. Третья тема близка жанру колыбельной песни. Темы подвергаются интенсивному развитию, которое приводит к грандиозной драматической кульминации.
Торжественность и мощь произведения великого композитора звучат как гимн силе человеческого духа.
Изображения людей, играющих на различных музыкальных инструментах, тоже могут быть рассмотрены с точки зрения взаимодействия двух искусств.
С самых древних времён до нас дошли изображения певцов и музыкантов, играющих на лире, лютне, скрипке, клавесине, гитаре. С появлением новых музыкальных инструментов были созданы и новые изображения, в которых запечатлевался не только сам процесс музицирования, но и то эмоциональное состояние, которое вызывала музыка.
Однако при всей достоверности и эмоциональности музыкальных сюжетов в изобразительном искусстве они не сообщают живописи новых качеств музыкальности. Ведь это - её темы, существующие наряду с другими темами, а темы сами по себе, без участия мастерства, таланта, индивидуальности художника не могут повлиять на художественный уровень произведения искусства.
Рассматривание репродукций картин.
Можно ли считать, что музыкальность картины зависит от изображения на ней музыкальных инструментов?
А сейчас я вам предлагаю прослушать произведение Ф.Торре «Данца альта».
- какой из репродукций созвучна эта музыка?
- в чем вы видите сходство музыкального и живописного произведений искусства?
Данца альта – испанский придворный танец XV века. Ему присущи подвижный темп, прыжки. Иногда его исполняли только мужчины. Работа над песней Итог урока. Рефлексия деятельности
Вопросы и задания:
К каким музыкальным темам чаще всего обращались художники?
Приведите другие примеры живописных произведений, связанных с изображением музыкальных инструментов. О чём рассказывают их сюжеты? При подготовке задания используйте возможности сети Интернет.
В каком смысле можно говорить о музыкальности в портретных изображениях?
Как может проявлять себя музыкальность в картинах, не связанных с музыкальной темой?
«Изображая музыкантов, занятия музицированием, восприятие и творчество музыки и т. д., живопись запечатлевает историю музыкального искусства, прежде всего в его внешней, жизненно-бытовой стороне. Это позволяет по произведениям изобразительного искусства судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки с бытом и общественной жизнью той или иной эпохи (её участии в праздниках, массовых действиях, парадах и т. д.), а также о воздействии музыки на людей. Но к характеру самой живописи все это имеет не большее отношение, чем любая другая подвластная ей тематическая сфера» - такой вывод искусствоведа В. Ванслова верно характеризует влияние тем «музыка в жизни» и «жизнь в музыке» на качество и уровень произведения живописи.
Итак, мы видим, что музыкальность часто присутствует в произведениях изобразительного искусства. Это непросто изображения музыкальных инструментов, портреты композиторов, картины природы. Музыкальность живописных произведений следует видеть в общем характере, настроении картины, в её неповторимой поэтичности. Может быть, в этом смысле особенно понятными становятся слова из эпиграфа – в своём наивысшем совершенстве изобразительное искусство должно стать музыкой.
Д/з: Попробуйте выразить какую-нибудь наиболее близкую вам музыкальную идею. Дайте своему рисунку название.
М. Караваджо. Лютнист

Э. Делакруа. Портрет композитора Фредерика Шопена

И. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»

Н. Репин. Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского

Н. Репин. Портрет Александра Порфирьевича Бородина

О. Кипренский. Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина

В. Серов. Портрет актрисы Марии Николаевны Ермоловой. 1905 г.

М. Нестеров. Портрет скульптора В. И. Мухиной

Н. Кузнецов. Портрет композитора Петра Ильича Чайковского.

Жорж де Латур. Слепой музыкант с колёсной лирой. Ок. 1625 – 1630 гг.

Р. Сюро. Концерт

А. Аппиани. Парнас

Д. Тьеполо. Флейтист

Я. Вермер. Девушка с гитарой

В. Тропинин. Гитарист

В. Боровиковский. Портрет княжны А. Гагариной и княжны В. Гагариной

7686675234950Э. Дега. Оркестр в опере
А. Атрошенко. Скрипач
С. Сабаляускас. Виолончелист К. Манаев

М. Пепейн. Придворный бал