Презентация по литературе: Символизм. Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха
Символизм Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха
реализм1890-1917Искусство СВмодернизмсимволизмакмеизмфутуризм
Н.Бердяев «Самопознание. Опыт философской автобиографии»:«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни».
Стремление к преображению – один из ключевых импульсов людей искусства «серебряного века», вылившийся в процессе жизнетворчества.
Меняется тематический строй русской лирики:{0E3FDE45-AF77-4B5C-9715-49D594BDF05E}Золотой векСеребряный векТрадиционная тема природыСоциальные мотивыИсторическая конкретикаПовседневная реальностьГражданские и гуманистические принципыТема современного городаМотив творческого самоутвержденияТемы жизни и смерти, любви и красотыЯркая экзотика, мифологические предания, открытия географические и этнографические
Как символизм появился в России?В 1892 году по-русски слово «символизм» произнёс Валерий Брюсов, переводя французскую поэзию. Тогда же Д. Мережковский выступает с лекцией «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»В 1894 в Москве под руководством В.Брюсова изданы три сборника «Русские символисты»Валерий БрюсовДмитрий Мережковский
СимволизмПервыми ласточками символистского движения в России был трактат Д.Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» (1892) и сборник его стихов «Символ». С эти событием стали связывать начало истории символизма в России, более того, всей культурной эпохи «серебряного века». Символизм – выражение идей посредством символов, в поэзии – метафоричность, иносказательность.
Милый друг, иль ты не видишь,Что всё видимое нами – Только отблеск, только тениОт незримого очами?Владимир СоловьёвВечная женствен-ностьСофия,Мировая душа
Лидер символизмаЯ не знаю других обязательств,Кроме девственной веры в себя.Валерий Брюсов
старшие символистыГруппы русских символистовмладосимволистыБрюсовБальмонтМережковскийГиппиусСологубБлокБелыйВяч. Иванов
Два географических полюсаНе только сотрудничали, но и конфликтовалипетербургскиемосковскиеМережковскийГиппиусОтстаивали приоритет религиозно-философских поисков символизмаБрюсовЗадачи:Искусство для искусства
Главное средство поэзии - СИМВОЛСимволЛишён главного качества тропов – переносности смыслаМногозначенСосредоточение абсолютного в единичном, он в сжатом виде отражает постижение единства жизни.«Символ—это окно в бесконечность» - Ф.Сологуб.Тропы (аллегория)Переносный смыслоднозначен
Особое внимание в символизме уделялось слову«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».А. Блок
Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. В первом, общефилософском значении, музыка для символистов — универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии.
Основные черты символизмапоэтика намёка и иносказания;отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;восхваление мига, в котором отражается Вечность;стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога.
Заслуга символистовПридали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначностьНаучили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смыслаПлодотворны поиски в области фонетики, мастера ассонанса и эффективной аллитерацииРасширились ритмические возможности русского стихаПытаются создать новую философию культурыПодняли на новую вершину искусство художественного переводаПоставили вопрос об общественной роли художникаСделали искусство более личностным