Алгоритм деятельности педагога по развитию двигательных способностей детей
Алгоритм деятельности педагога по развитию двигательных способностей детей
Одной из главных задач физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является оптимальное развитие их двигательных способностей. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются двигательные умения и навыки, физические и волевые качества, наблюдательность. Залогом эффективной работы в этом направлении станет использование алгоритма деятельности педагога по развитию двигательных способностей ребенка в ДОУ.
Для эффективного развития двигательных способностей и физических качеств детей старшего дошкольного возраста педагогам важно уметь грамотно планировать свою деятельность. В помощь им автором статьи разработан следующий алгоритм.
Так, первым шагом является изучение двигательных способностей детей. Педагогу необходимо оценивать не только физические качества воспитанников, но и качественные показатели освоения основных движений.
Шаг второй - составление карты программных требований по разделу, раскрывающему особенности деятельности с детьми по формированию у них культуры движений. Данная карта необходима для обеспечения целостного видения содержания двигательной деятельности детей. В приложении 1 представлен образец карты программных требований.
Ее содержание включает в себя основные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание), элементы спортивных игр и упражнений. Они отбираются в зависимости от условий конкретного дошкольного учреждения и уровня развития двигательных способностей воспитанников. Такая форма представления дает возможность объединить содержание, являющееся общим для двух возрастных групп, и содержание, характерное для каждой из них в отдельности. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход при обучении детей основным движениям (особенно в разновозрастных группах).
Алгоритм деятельности педагога по развитию двигательных способностей детей
Для эффективного развития двигательных способностей и физических качеств детей старшего дошкольного возраста педагогам важно уметь грамотно планировать свою деятельность.
1 шаг. Изучение двигательных способностей детей. Педагогу необходимо оценивать не только физические качества, но и качественные показатели освоения основных движений.
2 шаг.
Третьим шагом является распределение программного материала по блокам, что дает возможность осуществлять концентрированное обучение детей старшего дошкольного возраста основным движениям и развивать у них двигательные способности. Реализация программного материала обеспечивается в процессе физкультурных занятий в зале и на улице.
В физкультурном зале блоки распределяются следующим образом. В октябре и марте реализуется содержание блока "Школа мяча". В этот период дошкольники обучаются основным действиям с мячом и овладевают элементами спортивных игр. В ноябре, феврале при реализации содержания блока "Ползание, лазание, равновесие" у дошкольников совершенствуются навыки в ползании, лазании и равновесии. Для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата в этот блок рекомендуется включать фитбол-гимнастику. Блок "Прыжки" дети осваивают в декабре и апреле. В январе можно проводить физкультурные занятия в виде ритмической гимнастики под музыку, которая способствует эмоциональной разгрузке детей.
Содержание физкультурных занятий на улице предполагает следующее распределение программного материала. В сентябре дошкольники овладевают навыками игры в бадминтон (блок "Бадминтон"). В октябре и мае дети овладевают элементарными навыками игры в футбол (блок "Футбол"). С ноября (в зависимости от климатических особенностей) дети катаются на санках и осваивают навыки ходьбы на лыжах (блоки "Катание на санках" и "Ходьба на лыжах"). С декабря по март дошкольники продолжают осваивать содержание блока "Ходьба на лыжах", а в апреле овладевают навыками игры в городки {блок "Городки"). Распределение содержания двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в течение года представлено в приложении 2.
Содержание раздела по физической культуре, соответствующее содержанию карты программных требований и условно разделенное на блоки, отображается в виде плана-графика (приложение 3). Он наглядно демонстрирует распределение всего материала на целый учебный год.
Четвертым шагом в деятельности педагога по реализации содержания раздела по физической культуре
является планирование физкультурных занятий в течение учебного года, которое можно разделить на три части. Сначала педагог распределяет виды физкультурных занятий по месяцам в течение года (в физкультурном зале и на воздухе), потом - количество видов занятий в течение года, а затем составляет учебно-тематический план.
Первая составная часть планирования позволяет распределить виды физкультурных занятий в соответствии с содержанием блоков. Пример такого планирования на вторую половину учебного года представлен в приложении 4.
Для целенаправленного развития двигательных способностей старших дошкольников, кроме стандартных видов физкультурных занятий (традиционного, сюжетно-игрового), рекомендуется ежемесячно проводить занятия по интересам детей, построенные на свободном выборе движений, игровые физкультурные занятия, основанные на подвижных играх и играх-эстафетах, и тренировочные занятия. Их содержание проектируется с учетом блочного распределения программного материала. Например, в блоке "Школа мяча" предусмотрены игровые физкультурные занятия, которые могут содержать подвижные игры, игры-эстафеты с мячом. Занятия^по интересам построены на свободном выборе детьми движений с мячом и т. п. Распределение видов и количества физкультурных занятий на начало учебного года представлено в приложении 5.
В учебно-тематическом плане фиксируется почасовое распределение видов физкультурных занятий в течение учебного года (приложение б). Для развития двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста целесообразно увеличить количество определенных видов занятий, а именно игровых, тренировочных и занятий по интересам.
Следующим шагом в реализации алгоритма деятельности является проектирование педагогом содержания физкультурных занятий на основе лич-ностно ориентированного подхода к взаимодействию с детьми. Его сущность заключается в содействии становлению ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта собственной двигательной деятельности.
Заключительным шагом в алгоритме является реализация деятельности с возможной корректировкой ее содержания в процессе специально организованного обучения (разных видов физкультурных занятий) и совместной деятельности с детьми (утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз и др.). Запланированное содержание может быть изменено в зависимости от возможностей, потребностей детей, их интересов и склонностей, от погодных условий или жизненных реалий.
Требования к содержанию физкультурного занятия
При конструировании содержания физкультурных занятий необходимо учитывать следующее. Физкультурное занятие является одной из форм двигательной деятельности детей, следовательно, все ее структурные компоненты могут быть пред-ставлены на занятии: постановка цели двигательной деятельности, планирование деятельности, собственно деятельность, анализ полученного результата. Структура физкультурных занятий предусматривает следующие компоненты:
мотивация детей на освоение предстоящей деятельности;
совместное определение ее цели;
совместное планирование деятельности, выбор оборудования, партнера по деятельности, способов достижения цели деятельности;
самостоятельная деятельность детей по выполнению дифференцированных двигательных заданий;
обсуждение полученного результата: хода занятия, действий каждого ребенка, обсуждение успехов, выяснение причин затруднений.
Данная структура характерна для всех видов занятий - от традиционного, сюжетно-игрового до
Предметная среда для развития двигательных способностей детей
Занятия-тренировки. Она обуславливает использование технологий, способствующих формированию субъектной позиции у детей в процессе двигательной деятельности. Так, например, во время занятий, построенных на свободном выборе движений детьми, можно использовать модель, разработанную В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой и усовершенствованную автором данной статьи. Ее суть заключается в постановке перед дошкольником следующих вопросов:
в чем он хотел бы поупражняться (формулирование замысла);
что из физкультурного оборудования для этого понадобится (подбор оборудования);
в каком порядке следует выполнять упражнения (система действий);
получилось ли то, что хотелось сделать (анализ действий, их соответствия замыслу).
Для осмысления и достижения ребенком цели деятельности и возникновения у него направленности на преобразование самого себя предлагается связывать содержание физкультурных занятий с действующими в старшем дошкольном возрасте мотивами и использовать разные виды мотивации на физкультурных
Занятия: личностно-ситуативную, познавательно-ситуативную, познавательно-личностную, учебную.
Так, в процессе физкультурных занятий педагог создает и использует различные ситуации, положительно влияющие на личностное развитие детей и их двигательные способности. Создаваемая ситуация выбора - это спроектированная педагогом деятельность, когда воспитанникам предоставляется возможность отдать предпочтение одному из вариантов заданий и способов их выполнения (т. е. проявить свою активность, самостоятельность и индивидуальность стиля поведения). При правильном построении она позволяет поставить ребенка в позицию субъекта деятельности.
Содержание разных видов физкультурных занятий целесообразно конструировать на основе дифференцированных двигательных заданий с учетом состояния здоровья детей, уровня их физической подготовленности. Такое содержание включает в себя, кроме традиционного, игры и упражнения для развития двигательных способностей детей, задания для развития двигательного воображения и двигательного творчества дошкольников и др. В содержание вводной части физкультурного занятия целесообразно включать циклические движения, корригирующие упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательной и дыхательной систем организма. В содержании основной части занятия используются общеразвивающие упражнения, дифференцированные двигательные задания, подобранные с учетом пола детей и уровня их физической подготовленности, и подвижные игры с усложнением правил (при повторе). Б заключительной части занятия проводятся игровые упражнения для психоэмоциональной разгрузки, релаксационные и корригирующие упражнения.
На физкультурном занятии наряду с репродуктивными методами и приемами разучивания физических упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование карточек-схем с изображением упражнений) необходимо использование и поисковых методов и приемов (стимулирование выполнения упражнений посредством звукового и зрительного воздействия (музыкального сопровождения, зрительного сигнала), раскрытие двигательной задачи (осмысление ее ребенком, придумывание разных вариантов упражнений), побуждение к реализации заданий по карточкам и др.).
В процессе физкультурных занятий дети старшего дошкольного возраста общаются со взрослыми, сверстниками, познают образ движения, способ его выполнения, играют. При этом формируется и реализуется потребность ребенка в самосохранении и развитии себя как индивидуальности. Выполнение деятельности при одномоментном функционировании игры, познания и общения обеспечивает успех, что вызывает у детей положительные эмоции, выражающие ощущение большого душевного удовлетворения, удовольствия. Таким образом, физкультурные занятия способствуют эмоциональному благополучию воспитанников. Правильно подобранная для физкультурных занятий музыка также благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
В содержание физкультурных занятий необходимо включать упражнения на развитие двигательного воображения и творчества. Они способствуют построению нового образа, передаче с его помощью определенного смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.
Для анализа физкультурного занятия, сконструированного на основе личностно ориентированного взаимодействия, способствующего развитию ребенка как субъекта собственной двигательной деятельности, предлагается схема, которая позволяет педагогу проектировать содержание занятия, направленного на развитие двигательных способностей детей и ^^^^ их личностных качеств (приложение 7).
Таким образом, реализация педагогом предлагаемого алгоритма деятельности будет содействовать более успешному развитию двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
15