Методическое пособие«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников»
Солт_стікJазаKстан білім басKармасы
«Біім саласындаCы ‰дістемелік жaмыс ж‰не аKпараттыK технологиялар орталыCы» комуналдыK мемлекеттік мекемесі
Управление образования Северо-Казахстанской области Коммунальное государственное учреждение «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования»
«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников»
Петропавловск
2017г.
Рецензенты:
Кенжебаева Р.З-методист РМК по ДО, Кызылжарского района, а.Бесколь
Рябенко Т.И – методист ясли - сада ГККП «Мирас», Кызылжарского района, а.Бесколь
Авторы составители - Казиева Г.С. Есматова Д.Б. воспитатели ГККП
ясли -сад «Мирас» Кызылжарский район, аул Бесколь.
Методические рекомендации из опыта работы разработаны на основе Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения. Направлена на формирование экологического воспитания дошкольников через процесс макетирования. Соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Предназначены для воспитателей дошкольной организации.
Содержание:
Введение4
Психолого - педагогические основы экологического воспитания
у дошкольников6
Понятие макетирование и его использование во взаимодействия
с детьми.8
Основные этапы работы по созданию и применению макета.11
Технологическая карта ОУД в средней группе «Путешествие
по временам года»14
Экологическая акция «Покормите птиц зимой»...19
Макет-дерево «Времена года».20
Дидактические игры «Куклы-Времена года»....22
Макет «Подводный мир».23
Макет «Зоопарк»...24
Макет «Приспособление животных к изменениям
времен года»...25
Макет «Ферма».26
Макет «Домашние и дикие животные»..27
Список использованной литературы..29
«Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников»
Введение
Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики.
которое предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире; понимание взаимосвязи между составляющими мира и их взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Знакомство с основами экологии не должно быть скучным, наукообразным. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм взаимодействия с окружающим миром.
Реализация задач экологического воспитания детей возможно только при условии экологической культуры педагога, его готовности осуществлять свою деятельность с использованием новых, интересных подходов и методов. Однако, многие природные явления невозможно воспринимать непосредственно, необходимо «выстроить» в голове ребенка некую абстрактную модель. В этом случае на помощь приходит вид творческой деятельности макетирование. С помощью демонстрационных макетов у детей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний о природе.
В чём же актуальность данного метода работы? Мы решили провести исследование эффективности использования макетной игровой технологии. И определили тему исследования: «Использование макетной игровой технологии в ознакомлении с природой как эффективный фактор экологического воспитания дошкольников».
В соответствии с научной концепцией дошкольного образования, как ступени системы общего образования, перед педагогами дошкольной организации определены ориентиры методического поиска в двух направлениях: совершенствование технологий образовательного процесса, с одной стороны и реализации партнерского взаимодействия с ребенком в комплексно-тематической модели организации образовательного процесса с другой стороны. Работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.
Цель работы: создание условий для игр детей на макетной основе, как одного из универсальных средств обогащения экологической культуры дошкольника.
Объект исследования: - процесс экологического воспитания дошкольников посредством макетирования.
Предмет исследования: - условия для эффективного экологического воспитания дошкольников через процесс макетирования.
Гипотеза: - экологическое воспитание дошкольников будет осуществляться более успешно, если создать развивающую предметно-пространственную среду, включающую региональный компонент.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи исследования:
- изучить психолого-педагогические аспекты развития экологического воспитания детей дошкольного возраста;
- рассмотреть способ макетирование как средство экологического воспитания
-разработать и внедрить в работу с детьми комплекс мероприятий с изготовлением макетов, направленный на процесс ознакомления с природными объектами.
Новизна - применение макетной технологии обогащает предметно-развивающую среду и существенно повышает эффективность экологической культуры дошкольников, является универсальным средством обогащения субкультуры.
Исследование проходило в 3 этапа:
1. Поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определенны методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет задачи, методы и гипотеза исследования;
2. Опытно-экспериментальный. Осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал для решения поставленных задач. На этом этапе так же осуществлялась разработка технологии макетирования в аспекте экологического воспитания дошкольников.
3. Заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации и обобщению опытно-экспериментальной работы, уточнению выводов, оформлению результатов и разработке рекомендаций по использованию разработанной технологии.
Для достижений цели и задач, проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
- теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; - обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- анализ вариативных программ для дошкольных образовательных учреждений по проблеме исследования;
- беседы с детьми; изучение продуктов творческой деятельности детей;
- анализ календарно – тематического планирования;
- наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью детей;
- беседы с родителями;
- анкетирование родителей, педагогический эксперимент, статистическая обработка фактического материала.
Психолого – педагогические основы экологического воспитания у дошкольников
Содержание экологического воспитания дошкольников, его цели и задачи.
Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам» (С. Н. Николаева).
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.
Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически на протяжении нескольких лет, его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают. Демонстрируют их связь со средой обитания и морфофункциональную приспособленность к ней, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период, в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Понимание этих аспектов связано с конкретными примерами, которые имеются в окружении и в практике жизни каждого ребенка.
Целью экологического воспитания являются:
- создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
- изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Формирование экологического сознания осуществляются путем решения ряда задач,которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания
1. Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
2. Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
3. Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
4. Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
5. Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Таким образом, проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Понятие макетирования и его использование во взаимодействии с детьми.
Для успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы, аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое. Методы и приемы работы должны быть разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями уголка живой природы, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, экологическое моделирование, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразии родной природы, динамику природных явлений, и их смену, «побывать» в разных, самых удивительных уголках нашей планеты.
Наряду с традиционными методами и приемами в своей работе использую макетирование. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок из природного материала - большую помощь может оказать макетирующая деятельность. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует повышению и качеству развития речи наряду с экологическим воспитанием дошкольников.
Н.Н.Подьяков и Л.Я.Парамонова на результатах психологических и педагогических исследований разработали систему, направленную на обучение детей, разным видам конструирования, включая и макетирование как средство построения собственной деятельности.
Авторы рекомендуют находить возможности для “погружения” детей в удивительное царство природы. Без специальной работы, многие дети, не замечают ее красоты, и остаются к ней безразличны. Макетирование можно рассматривать как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоение знаний в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Макетирование способствует развитию речи детей: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи
Макет - это и результат конструктивно-творческой деятельности и очень привлекательное для детей игровое пространство. Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, в которой можно развернуть различные игровые сюжеты. Макет может быть: напольным, и тогда он имеет более крупные конструкционные объемы; настольным, тогда размер ограничивается размером стола или его части; подиумным (на специальных подставках-подиумах); настенным в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний - картина. Интересный и любимый вариант - макеты в специальных стеклянных шкафах и полках
Макет (масштабная модель) – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта.
Что может быть для дошкольника интереснее и значимее игры? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить. На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Большое значение в развитии игровой деятельности старших дошкольников имеет макетирование, создание моделей-макетов. Играя с макетами, ребенок создает воображаемую ситуацию, выполняет одну или несколько ролей, моделирует реальные ситуации или социальные отношения в игровой форме.
Модели-макеты имеют огромное значение и для интеллектуального развития детей. Дети познают окружающий мир, узнают о природе родного края, знакомятся с разными природными зонами, сообществами животных и растений. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач: закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме; активизация лексического словаря; развитие монологической и связной речи; развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии; формирование навыков сочинительства; развитие общей и мелкой моторики рук; формирование творческих способностей; воспитание доброжелательности; развитие коммуникативных навыков; умения работать в коллективе. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры, можно добиться того, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию умений комбинировать известные события, создавать их новые сочетания.
Требования к макету:
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Выделим основные этапы работы по созданию и применению макета.
1 этап – предварительная работа – включает в себя: обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.); Подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Работа педагогов с воспитанниками на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
По этому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом –созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры. И важно на этапе дошкольного детства, когда складывается начальное ощущение окружающего мира, не упустить это время для формирования экологического воспитания.
Источником формирования экологического воспитания может быть вид творческой деятельности – макетирование, так как он является наглядно – образным и наглядно – действенным способом развития, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоение знаний в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. Поэтому необходимо было создать комплекс мероприятий с использованием макетированием, выявить актуальный уровень экологических знаний у детей, вовлечь родителей в процесс взаимодействия по созданию макетов.
Объединив процессы создания макета и режиссерской игры направленной на развитие экологического воспитания, можно добиться, что игра детей с макетом будет продолжаться в течение длительного времени. Придумывая единое игровое пространство, дополняя его новыми предметами и элементами, дошкольники смогут воплощать широкий спектр игровых замыслов, что в свою очередь будет способствовать развитию экологического воспитания. Результат контрольного эксперимента показал, что макетирование является эффективным средством экологического воспитания, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
`йымдастырылCан оKу іс-‰рекетініS технологиялыK картасы
Интегрированное занятие в средней группе
Білім беру саласы области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Творчество», «Музыка», «Здоровье»
Б™лімдер/Разделы: ОЗМ,естествознание
ТаKырыбы/Тема: “Путешествие по временам года”.
МаKсаты/Цель: Обобщить представления детей о временах года – лето, осень, зима, весна и их признаках. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов природы. Развивать интерес к окружающей природе, мышление, речь. Воспитывать желание бережно относиться к окружающему миру природы.
€дістер/Методы и приемы: : словесный (художественное слово, вопросы, индивидуальные ответы детей)
наглядный (использование иллюстраций); игровой (сюрпризные моменты, подвижные и дидактические игры).
Билингвальді компонент: зима-Kыс, весна-к™ктем, лето-жаз, осень-к_з.
Предварительная работа
Материал:
Картинки – слайды о временах года(осень, зима, весна, лето)
Готовое панно – аппликация «кормушка» с изображением корма для птиц
Картинки с птицами ( синица, воробей, снегирь, голубь ,ворона)
Геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, прямоугольник)
Календарь погоды (времена года- в виде дерева)
Полянка (ткань тёмно-зелёного цвета)
К™рнекіліктер/оборудование: декорации леса в разное время года (зима, весна, лето, осень); «ковер-самолёт»; запись музыки»; иллюстрации, зимующие птицы;
Іс-‰рекет кезеSдері
Этапы деятельности
Т‰рбиешініS іс-‰рекеті
Действия воспитателя
БалалардыS іс-‰рекеті
Действия детей
МотивациялыK
KозCаузы
Мотивационно-
побудительный
Муз. Момент «Здравствуйте»
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в необычное путешествие – в волшебный лес. А волшебный он потому, что в нем встретятся все четыре времени года, какие назовите их – зима, весна, лето, осень. Но чтобы попасть в лес нам надо вспомнить правила поведения в лесу.
-Ребята, сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие с интересными играми по временам года. А вы знаете, какие бывают времена года?
(слайд 1)
(Дети называют правила поведения в лесу).
не жечь костры;
не ломать ветки деревьев;
не разорять гнёзда птиц;
не мусорить;
не слушать громкую музыку.
Д: Осень, зима, весна, лето
`йымдастырушылыK
ізденушілік
Очень хорошо, молодцы. Путешествовать мы будем на поезде. Ну, что поехали?
Муз. Сопровождение: «Поезд» ( с движением)(встаём полукругом)
( слайд 2 рисунок поезд)
В: -Ой, а куда это мы приехали? В какое время года? А узнать это поможет нам Аршат
(читает стихотворение-загадку про осень)
(слайд 3)
В: Кто может сказать, какая погода бывает осенью, что происходит с природой и животными? (слайд 4)
Д: Идут дожди, деревья сбрасывают листья, животные заготавливают запасы на зимовку. Люди собирают урожай.
В: Правильно. Ребята однажды между овощами возник спор кто больше приносит пользу. А сейчас мы это с вами узнаем?
Инсценировка «Спор овощей»
В: Молодцы ребята все овощи полезные. Отправляемся дальше в путь
А отправимся мы с вами дальше на лыжах
Муз. Сопровождение «Зима» (лыжи – слайд 5)
В: Интересно, куда это мы пришли, в какое время года? Об этом нам расскажет Аулым
Д: Зима ( слайд 6)
А что вы знаете о зиме? Посмотрите на волшебный экран, какая зима красивая, все деревья и земля укутаны белым снегом. (слайд 7)
А вы любите зиму? А за что вы её любите? Посмотрите на экран(картинки игры-забавы слайд 8) . Давайте поиграем в наши любимые зимние забавы!
Муз. Момент «Игра-забава: «Что нам нравиться зимой»
Скажите ребята, каких зимующих птиц вы знаете? Кто это?(снегирь ,синица, воробей ,голубь) (слайд 9) Как вы думаете легко ли птицам живётся зимой? ( ответы детей). А как мы помогали птицам зимой? Мы с вами смастерили для них кормушку.(сделанная аппликация –кормушки).
Первыми прилетели – снегири ,чем они любят по лакомиться? Куда мы его поместим на кормушке?
Правильно, там где лежит рябина. ..(дети)выберите снегирей и посадите их на кормушку.
-А за ними прилетели- воробьи. Чем этих птиц будем угощать?
Воробьёв поместим ,где лежат хлебные крошки.(дети)выберите воробьёв и посадите на кормушку.
-За ними и синицы поспешили!
Чем этих птиц угостим?
Синички любят сало.(дети) выберите синичек и поместите на кормушку.
-И ещё спешат к нам голуби .Чем любят лакомится эти птицы? Угостим птиц семечками.(выберите голубей и посадите их на кормушку).
-Накормили всех птиц ,скажем им до свидания.
Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжаем путешествие. Садимся на ковёр-самолет, закрываем глаза (звучит музыка П.И.Чайковского). (слайд 10)
Воспитатель: Потеплело! Где это мы?
Об этом нам расскажет Салтанат
Дети: Весна (слайд 11)
А что происходит весной (слайд 12)
В: А какие первые цветы появляются?
Д: Подснежники (слайд13)
В: Правильно.
« Байшешек» би
В: Продолжаем путешествие. А поедем мы с вами на велосипеде?
Музыкальноое сопровождение «Лето» (Велосипед – слайд 13)
Куда это мы пришли, в какое время года? Об этом нам расскажет Айлина
-Правильно Лето (слайд 14)
- Что мы делаем с вами летом? (слайд 15)
Посмотрите перед нами зелёная полянка, время года лето ,но что-то на ней не хватает?
Давайте украсим нашу полянку цветами и составим мы их из ярких геометрических фигур.
Игра“Собери цветы”(составление цветов из геометрических фигур)
Д: Осень
(читает стихотворение-загадку про зиму)
ответы детей
(садятся)
Дети отвечают
(ответы детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
(ответы детей)
(читает стихотворение-загадку про весну)
(ответы детей)
(читает стихотворение-загадку про лето)
(ответы детей)
(дети составляют цветы, рассказывают из каких фигур их цветы).
Рефлекстік
т_зету кезеSі
Рефлексивно
Корригирую-
щий
Вам понравилось путешествие
Давайте вспомним по каким временам года мы путешествовали ?(ответы детей)(картинки на экране) (слайд 16)
Спасибо вам! Вы показали свои знания! Мне хочется вам подарить книжки
стихи и загадки о временах года.
-Вы были молодцы ,но пора возвращаться в группу, вы хорошо отвечали и были дружными.
Музыкальное сопровождение «Поезд» (слайд 17)
(ответы детей)
(ответы детей)
К_тілетін н‰тиже/Ожидаемый результат
Айтады(Воспроизводит): признаки времен года
Т_сінеді (Понимает): представление о жизни растений и животных
Jолданады(Применяет): устанавливают простейшие связи между условиями среды состоянием живых объектов.
Экологическая акция "Покормите птиц зимой"
Цель акции: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
Задачи акции:
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных
зимних условиях.
- Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц
- Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
- Научить детей правильно их подкармливать
- Содействие воспитанию активной жизненной позиции участников акции.
Макет - дерево «Времена года»Игровая задача: Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.
Дидактические задачи:
- Познакомить или закрепить знания детей сезонных изменений в природе. Отмечать характерные признаки зимы, весны, лета, осень.
- Закрепить умения сравнивать, находить сходства и различие.
- Формировать навык составления короткого рассказа о сезонных изменениях с деревом, предметах одежды, праздниках, животных и птицах.
- Развивать у детей память, мышление, воображение.
- Развивать у детей интерес к живой природе.
- Воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Дидактические игры "Куклы - Времена года"
Цель: формировать представления о временах года, о сезонных явлениях в природе
Куклы «Времена года» очень удобно объяснять детям, что они приходят всегда друг за другом. Каждая гостья приходит к нам с волшебным сундуком, в которой лежат подарки. Времена года показывают и рассказывают о своих подарках и дети быстрее запоминают материал. Сундучки времен года можно использовать по ознакомлению с окружающим, и на других занятиях.
Макет «Подводный мир»
Используется самостоятельных играх детей, как наглядный и дидактический материал при оформлении природного уголка в группе
Цель:Изготовление макета «Подводный мир»Задачи:- расширять представление детей о растениях и животных подводного мира;- формировать интерес к подводным обитателям;- создать условия для развития познавательно – исследовательской деятельности детей.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Макет «Зоопарк»
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в зоопарке.
Задачи: Учить детей узнавать и называть животных. Развивать интерес к животным с помощью стихов, загадок, сказок, иллюстраций, дидактических игр.
Воспитывать любовь к животным, любознательность, сочувствие.
Развивать речь детей, обогащать их словарь словами
Макет «Приспособление животных к изменениям времен года»
Цель: формирование знаний о жизни диких животных в разное время года
Задачи:
- Обобщить знания детей о жизни диких животных зимой, весной, летом, осенью; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях;- Формировать представления о роли человека в жизни животных в лесу зимой.
-Развивать внимание, мышление, память.- Воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Макет «Ферма»
Цель: знакомить детей с домашними животными и их детенышами,
учить называть и сравнивать их по величине;
развивать любознательность, память, внимание, речь;
обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным - научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных домашних животных;- воспитывать любовь к домашним животным, их значимости в жизни человека, любознательности.
Макет «Домашние и дикие животные»
Цель:Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, проживающих в доме и во дворе, способа ухода и общения с ними. Расширение кругозора детей. Развитие мелкой моторики.Задачи:1. Закрепить представление о домашних животных, как называются они и их детёныши, чем питаются, их особенности.2. Совершенствовать умение строить простые предложения3. Активизировать словарь детей4. Воспитывать любовь к животным, вызывать желание заботиться о них.5. Формировать навык умения играть в коллективе, действовать сообща, слышать друг друга, совместно играть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Список использованной литературы:
1. ГОСО дошкольное воспитание и обучение от 23 августа 2012 года № 1080
2. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения от 12 августа 2016 года№ 499
3.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
4. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
5. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников. 2000. N 7. С. 31-38.
6.Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2003. – 120 с.
13PAGE \* MERGEFORMAT14415
Рисунок 3Рисунок 2Рисунок 1
·