Внеклассное мероприятие:Добро пожаловать в страну в русского языка!


Тема : «Добро пожаловать в страну русского языка!»
Цель урока:
создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.
Задачи:Задачи: - привить интерес к изучению русского языка;- создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку;- научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку. Оборудование:
- мультимедийная аппаратура. Оформление:
- эпиграф, портрет И.С.Тургенева;- выставка книг и словарей по русскому языку; - высказывания русских и зарубежных писателей о русском языке.
Эпиграф.                                     Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык                                 это клад, это достояние, переданное нам нашими                                 предшественниками! Обращайтесь почтительно этим                                могущественным орудием: в руках умелых оно в                                состоянии совершать чудеса.                                                             И.Тургенев                                                           Ход игры.Организационный момент.Учитель приветствует гостей и участников игры: «Добро пожаловать в страну русского языка».Объявление темы и целей игры. Учитель:- Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед. Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла слова И.С.Тургенева о русском языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Вступительное слово учителя.Учитель:- Уважаемые ребята и коллеги, Русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережём ли русский язык? Вот это мы сегодня и выясним на нашей игре.Проведение игры.Учитель:- Итак, мы начинаем. Оценивать участников игры будет компетентное жюри. Приветствуем жюри.          В нашей игре сегодня принимают участие две команды: «Алфавит» и «Словосочетание».
Приветствуем команду «Алфавит»: Что такое алфавит?Всем ребятам он известен.Буква в нём всегда стоитНа своём особом месте.Учим, учим назубокАлфавит мы дружно, Чтобы он найти помогВ словарях всё то, что нужно.
Приветствуем команду «Словосочетание»: Внимание! Внимание!Вот словосочетание!В нём ходят порою слова,Но не равны у них права.В нём слово главное всегдаС зависимым шагает,А кто есть кто же без трудаВопрос определяет.Вопрос от главного идётК зависимому словуИ никогда – наоборот,Запомни как основу.
Наша игра состоит из следующих конкурсов:1.Разминка.2.Игра с болельщиками.3.Весёлые буквы.3.Игра с болельщиками.4.Устами младенца.5.С русского на русский.7.Юные художники.8.Игра с болельщиками.9.Язык жестов.10.Игра с болельщиками.            1 конкурс. Разминка.
             Первое задание разминки связано со знанием русского алфавита.Вам предлагается из счётных палочек сложить буквы. Чем больше букв, тем больше баллов. 1 балл за букву.            Второе задание разминки: из предложенных слов составить             словосочетания. Чем больше словосочетаний, тем больше баллов.             За каждое словосочетание 1 балл.           Время для разминки – 3 минуты.            Слова для составления словосочетаний даны в разрезанном виде на     бумаге, команды должны составить следующие словосочетания: русский язык, знать правила, синтаксический разбор, сложное предложение, изучать пунктограммы. 2.конкурс.Игра с болельщиками.
Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает. Вопросы:Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (Швейную)Когда руки бывают местоимениями? (Когда они ВЫ-МЫ-ТЫ)Назовите местоимения, которые мешают водителям на дороге? (Я-МЫ)С буквой Р она течёт,С буквой П для вас печётКулебяки и ватрушки,Варит кашу и галушки. (РЕЧКА – ПЕЧКА) Что можно видеть с закрытыми глазами? (СОН)   Учитель: - 1 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.                  (Жюри объявляет баллы команд.)
3 конкурс. Весёлые буквы.
Внимание на экран. Вам даны непонятные слова. Для того чтобы получилось красивое слово, необходимо  переставить буквы. За каждое правильное слово 1 балл.Время для 2 конкурса – 3 минуты. Слова записать на листочке и передать жюри.АЛКВИ – ВИЛКАКАЧАШ – ЧАШКА БЕЗАРЁ – БЕРЁЗАЛЬПЕРА – АПРЕЛЬЛУТБОФ – ФУТБОЛЛОРКЕС – КРЕСЛООТЕРЕШ – РЕШЕТО
                  Учитель: - 2 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.                  (Жюри объявляет баллы команд.) 4.конкурс.Устами младенца.             Вам необходимо узнать слово по фразеологизмам.
Если вы  з  Ответ, необходимо поднять          цветную карточку, которая лежит у вас на столе. За каждое           правильное слово – 1 балл.                    Время для обдумывания – 1 минута.Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно договориться; её просит рваная обувь; она в голове у путников. (КАША)Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её берут в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими. (ВОДА)Они не цветут, не вянут; не в ладоши, а ими хлопают, когда чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (УШИ)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова, кто их не ценит. (ВЕТЕР)
Учитель: - 3 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.                  (Жюри объявляет баллы команд.) 5конкурс. С русского на русский.
В русском языке есть слова, ограниченные по употреблению. Они огрубляют нашу речь. Что это за слова? ЖАРГОНИЗМЫ. С такими словами вы сейчас встретитесь.  Попробуйте   перевести их на современный русский язык.                         За дословный перевод – 3 балла. Время для перевода – 3 минуты.           Внимание на экран.Хелло, чуваки! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы        можем клёво оторваться на хате. – Привет, ребята! Мои родители сегодня уезжают на дачу, и мы можем отдохнуть у меня.                          Учитель: «Перевод записать на листочке и передать жюри».                                                                                          6конкурс. Юные художники. Существует много разных знаков, которые что-либо запрещают. Вам, юные художники, предлагается придумать знак, запрещающий грубую речь,  и нарисовать его.                 Время на выполнение задания – 5 минут.                 За творческий подход – 5 баллов.  Учитель: - 5 конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог.                  (Жюри объявляет баллы команд.)                 7 конкурс. Язык жестов.Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами. Командам необходимо при помощи жестов и мимики изобразить пословицу. Одна команда показывает, другая – угадывает.  За правильный ответ – 1балл. За артистичность – 5 баллов. Время для подготовки – 5 минут.                Пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь                 (Команды сами выбирают конверт с пословицей) 8 конкурс. Игра с болельщиками.Ведущий задаёт вопросы болельщикам. Кто первым поднял руку, тот и отвечает. Вопросы:Почему КВАС пишется слитно, а К ВАМ – раздельно? (Слово «квас» - имя существительное, а – «к вам» - местоимение с предлогом.)Какое существительное состоит из трёх О? (ТРИО)Какое местоимение требует чистоты? (МОЙ)Крик птицы – это первый слог.Второй – известен всем предлог,А третий – бурная волна.Теперь шарада всем ясна? (КАР – НА – ВАЛ)С Ы мы мчим вас что есть мочи.С У – мы ноги вам промочим. (ЛЫЖИ – ЛУЖИ) Учитель: - Конкурс закончился. Прошу жюри подвести итог данного конкурса, а затем и всей игры в целом.  Пока жюри подводит итоги игры, я хочу задать вам ещё один вопрос. Кто написал стихотворение в прозе «Русский язык»? Правильно, И.С.Тургенев. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты, - один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!5.Подведение итогов игры. Награждение команд призами.Учитель: - Наша игра «В добро пожаловать в страну русского языка!» закончилась. Жюри внимательно слушало ваши ответы и сейчас мы попросим его подвести итоги. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что  изучение русского языка – увлекательное дело.
Прошу жюри огласить результаты игры.(Жюри подводит итог.)Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.
Слова умеют плакать и смеяться.Приказывать, молить и заклинать,И, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Призывом стать, и отзывом, и зовомСпособно слово, изменяя лад.И проклинают, и клянутся словом,Напутствуют, и славят, и чернят.                              (Я.Козловский)Всем большое спасибо за активное участие в игре!
Начало формы
Конец формы