Конспект открытого урока по ОПК Тема: «Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение» «Методика раскрытия темы с использованием декоративно — прикладного творчества»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №1694 «Ясенево»
Конспекта урока
предмет «Основы православной культуры»
Тема: «Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение»
«Методика раскрытия темы с использованием
декоративно - прикладного творчества»
4 класс
Урок разработала: Чернис Юлия Анатольевна
учитель технологии
ГБОУ «Школа №1694 «Ясенево»
Москва
2016
Тема урока: «Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение».
«Методика раскрытия темы с использованием декоративно - прикладного творчества»
Цель урока:
Знакомство учащихся с православным праздником «Вход Господень в Иерусалим». Вход Господень в Иерусалим – как образ Воскресения, Второго Пришествия Христова и Царства Будущего Века.
Нравственное воспитание учащихся на примере раскрытия смысла праздника - Вход Господень в Иерусалим.
Знакомство с народными традициями подготовки и проведения праздника «Вход Господень в Иерусалим». Вербное дерево
Воспитание эстетического отношения к традиционной культуре.
Воспитание у учащихся трудолюбия и добросовестности при выполнении практического задания.
Воспитание у детей чувства товарищества и дружелюбия, необходимых в совместной деятельности.
Формирование умения осуществлять взаимопомощь.
Повышение познавательного интереса к изучаемому предмету.
Задачи урока:
Углубление и расширение знаний о главных православных праздниках.
Актуализация темы урока через связь с изученным ранее материалом. Перечисление и повторение пройденных двунадесятых праздников.
Изготовление учащимися вербного ангелочка на основе традиционной тряпичной куклы-закрутки.
Наглядный материал для беседы:
фото исторических миниатюр

Композиция на саркофаге Юния Басса (359 г., Музеи Ватикана)

Вход Господень в Иерусалим. Мозаика, 12 век
репродукции картин известных художников

Вход Господень в Иерусалим. Пьетро Лоренцетти 1320г.

Вход Господень в Иерусалим. Ипполит Фландрин 1842 г.
Иконы

Вход Господень в Иерусалим. Коптская икона

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона, конец 17 века
Наглядный материал для практического задания:
Фото вербного дерева, фото, изображения или наглядные примеры отдельных элементов – украшений вербного дерева: крестики, вербные херувимы из ржаного теста, вербный ангелочек, пасхальный голубочек (из пустой яичной скорлупы), розанчики из гофрированной бумаги, веточки из цветной бумаги, летящая тряпичная птичка, голубец из соломы, тряпичный зайчик на пальчик, раскрашенные яйца из акварельной бумаги, скорлупа яиц, украшенная в технике декупаж, вырезные подзоры.57721562547500
948690292227000Раздаточный материал для учащихся:
Кусочки однотонной ткани (ситец) – голубого, розового, желтого, зеленого или любого другого легкого мелкоузорного материала размером 12х12 см
Кусочки ткани из марли, тюля или тонкой белой ткани размером 12х12 см
Катушки светлых ниток для шитья
Золотая или серебряная тесьма
Цветные шерстяные нитки
Шелковая нитка или шнурок
Веточки вербы
Ножницы для ткани
Вербный ангелочек
Ход урока.
Вводная часть.
Организационный момент
Проверка рабочего места (у каждого ученика на парте приготовлены ножницы и дневник)
Актуализация (Повторение пройденного материала по двунадесятым праздникам)
Тема сегодняшнего урока - Вход Господень в Иерусалим. Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православною Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Это – один из главных христианских праздников, входящий в число двунадесятых, совершается он со всей возможной торжественностью: «Радуйся и веселися, граде Сионе, красуйся и радуйся Церкве Божия: се бо Царь твой прииде в правде на жребяти седя, от детей воспеваемый» (стихира на стиховне).
Ребята, а какие еще двунадесятые праздники вы изучали на уроках православной культуры? Кто сможет назвать их?
Дети: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Богоявление (Крещение Господне), Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вознесение Господне, День Святой Троицы (Пятидесятница), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
Почему их называют двунадесятыми?
Дети: Двунадеся́тые пра́здники— двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии.
Эти праздники отмечаются ежегодно в одни и те же дни?
Дети: Не все, а только те, которые празднуются по солнечному календарю. Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Введение во храм Богородицы, Рождество Христово, Богоявление (Крещение), Сретение, Благовещение, Преображение, Успение.
У них есть общее название?
Дети: Непереходящие праздники.
А остальные: Вход в Иерусалим, Вознесение, день Святой Троицы (Пятидесятница)?
Дети: Даты остальных праздников привязываются к Дню Пасхи, а он определяется по лунному календарю (воскресенье после первого весеннего полнолуния).
И поэтому они носят название…
Дети: Переходящие праздники.
Значит праздник, о котором мы говорим сегодня…
Дети: Переходящий.
Почему именно эти праздники, наряду с Пасхой, являются в православии главными, празднуются с особой торжественностью?
Дети: В эти дни вспоминаются жизнь и страдания Иисуса Христа, Богородицы.
Правильно. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных.
Эти праздники установлены Церковью, чтобы на их примере постигать благочестие, обновлять духовную жизнь прихожан, укреплять их веру. Церковь призывала верующих забыть на время ежедневные заботы, мирскую суету, погрузиться в тишину и спокойствие молитвы, предаться учению Божию и ощутить воздействие Его благодати.
Знакомство с новой темой. Беседа по теме урока
Перед входом в Иерусалим Иисус сотворил одно из самых замечательных своих чудес – воскресил мертвого человека по имени Лазарь. Евангелие рассказывает, что в местечке Вифания жили две сестры – Марфа и Мария. Однажды захворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестры послали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошло уже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где был похоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру и громко сказал:
- Лазарь! Выходи!
И вот из пещеры действительно показался Лазарь, обёрнутый пеленами по погребальным обычаям того времени. Присутствующие при чуде воскрешения склонились перед Христом.
Вскоре после воскрешения Лазаря, за шесть дней до еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос Царь и идет на смерть добровольно.
Приблизившись к Иерусалиму, придя к селению Виффагии, к горе Елеонской, Иисус Христос послал двух учеников Своих, сказав: «идите в селение, которое прямо перед вами; там вы найдете, привязанную ослицу и молодого осла с нею, на которого никто из людей никогда не садился; отвяжите их и приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу».
Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус Христос. Они привели ослицу и молодого осла, покрыли осла своими одеждами, и Иисус Христос сел на него.
В земной жизни Господа Иисуса Христа не было более торжественного момента: тысячи людей, пришедших в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи вдруг узнали, что во святой град вступает Тот, о Котором возвещал пророк: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. В этом триумфе виделось осуществление ветхозаветных пророчеств:
Множество народа, собравшегося отовсюду к празднику Пасхи, вышло к Нему навстречу. Многие снимали с себя верхние одежды и постилали их Ему по дороге; другие срезали пальмовые ветви, несли их в руках и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его от римского владычества. И все, сопровождавшие и встречавшие Его, в радости восклицали: «осанна (спасение) Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне (т. е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь израилев! Осанна в вышних!»
Уже в самых древних изображениях этого евангельского события отражены характерные моменты пророчества: шествие на осляти и народное ликование. В символике события Входа Господня в Иерусалим и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви, вайя. Отсюда название праздника Неделя ваий.
У древних евреев пальма – дерево красивое, ветвистое и плодовитое – служила символом веселья и торжества. Пальмовые ветви употреблялись в торжественных случаях. С пальмами в руках было принято встречать знатных лиц. Пальма – символ мужества – давалась в награду победителям. Обычай постилать под ноги царя одежды также известен из книг Ветхого Завета.
Ребята, давайте повнимательнее рассмотрим представленные иллюстрации. Что общего на них и чем они различаются?
Дети: - И на картинах, и на иконах изображен Иисус Христос, въезжающий в Иерусалим на осле.
- На одних иллюстрациях Иисус восседает на осле, а на других на ослице, а рядом изображен осленок.
Верно, одни художественные работы иллюстрируют Евангелие от Матфея, это единственный текст Священного писания, где Иисус Христос едет на ослице, рядом осленок. В текстах остальных евангелистов – осел.
- Иисус Христос вступает в город со своими учениками, толпы народа приветствуют и славят его.
- Люди снимают свои одежды и постилают по дороге.
А сам Спаситель, его лицо?
Дети: - Оно строгое и сосредоточенное.
- Его лицо грустное.
Верно, ведь при всей своей торжественности праздник Входа Господня в Иерусалим прямо предшествует Страстной седмице, и эта непосредственная близость праздника к дням Страстей и крестной смерти Спасителя налагает на празднование Входа в Иерусалим как бы страстную печать.
Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, — своего Спасителя, — и Иерусалим будет разрушен. Иисус Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (т. е. спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и оттеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего» (т. е. времени, когда Господь посветит тебя).
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»
Народ отвечал: «это — Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Войдя в храм, Христос снова, как и в первый год Своего учения, выгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «написано: — Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов — а вы сделали его вертепом разбойников».
Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он их всех исцелил. Народ, видя чудеса Иисуса Христа, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «осанна Сыну Давидову!»
Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?» Иисус Христос ответил им: «да разве вы никогда не читали: — из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?».
Символика Входа в Иерусалим исполнена внутреннего противоречия: с одной стороны, в ней явлены доказательства Божественности Иисуса Христа, Он выступает в ней как Царь-триумфатор; Его громогласно приветствуют взрослые и дети, Ему подстилают одежды под ноги, но, с другой стороны, при этом Он въезжает не на коне, а на молодом осле, символе кротости, а затем добровольно отдает Себя неправедному суду синедриона, идет на позорную смерть на кресте.
В представленных картинах и иконах евангельская история передана различно, в зависимости от времени написания и страны происхождения, а также личных качеств художников и иконописцев.
В иконографии XV–XVI вв. есть некоторая общая особенность, созвучная богослужебным текстам праздника: Господь, в смирении движущийся «во град Иерусалим, исполнити писание», показан именно тем Царем Кротким, о котором пророчествовал Захария . Царем, царствующим во веки, но идущим на вольные страдания ради общего воскресения. Не только печать наступающих страстей отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, но и близость грядущего Воскресения Христова.
Наверное, именно свет общего воскресения сияет нам с икон Входящего во Иерусалим ради нашего спасения Господа.
Знакомство с народными традициями подготовки и проведения праздника «Вход Господень в Иерусалим». Вербное дерево
А как же праздновали этот праздник наши предки?
С особым нетерпением поджидали Вербницу. В канун Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, ходили ломать вербы, приговаривая: «Святой Лазарь за вербой лазил». Это чудесное дерево зацветает первым, серебрится еще в мартовской синеве. На упругих красноватых лозинках светятся жемчужинками белые барашки – дивный дар оживающей природы. Он и заменил в русской православной обрядности пышные ветви финиковой пальмы, которыми встречали христиане Вход Господень в Иерусалим. И сам праздник называется в народе Вербным воскресеньем, по имени цветущего дерева символа, наполняющего предпасхальное торжество неброской трогательной красотой.
В Вербное воскресенье рано поутру деревенские ребятишки бежали на церковную службу – «по вербу». В сельских приходах освященную вербу раньше раздавали прихожанам.
Торжественно праздновали вербное воскресенье в старой, допетровской Москве. Утром на Красную площадь к Лобному месту вывозили на богато убранных санях большое вербное дерево, украшенное цветами и птицами из дорогих тканей, обвешанное настоящими и восковыми фруктами, овощами, орехами, ягодами. Сюда направлялся из Успенского собора крестный ход во главе с патриархом и царем, и шествие двигалось дальше – к Спасским воротам. На санях везли вербу в сопровождении певчих – мальчиков, а после вечерней службы игрушки и лакомства с вербного дерева раздавали.
По всем городам повсеместно проходили весенние ярмарки. Особенно славились вербные торги на Красной площади в Москве и в Гостином дворе Санкт-Петербурга. Всю звонкую пестроту торга, оглушающий гул народной Вербы под стенами Кремля можно буквально услышать в рассказе писателя И. С. Шмелева «Весенний ветер».
Изготовление учащимися вербного ангелочка на основе традиционной тряпичной куклы-закрутки
Давайте и мы с вами попробуем погрузиться в атмосферу этого праздника. Конечно, мы не будем губить редкое в городе дерево вербу, чтобы украсить праздник. Ее может заменить ива, тоже апрельский первоцвет. В это время иву часто вырубают вдоль железнодорожного полотна, очищают от нее парки, сады и огороды. Можно также использовать ветви ольхи. Несколько таких больших веток ивы или ольхи и могут составить вербное дерево. Ветви устанавливают в деревянной кадке с песком, в керамическом горшке, закрепляют мелким камнем, галькой.
Ребята, посмотрите на наши фотографии и образцы поделок для вербного дерева. Правда, красиво!
Сейчас мы с вами сделаем своими руками вербного ангелочка. Остальные поделки мы сможем сделать на занятиях кружка.
Сейчас дежурные помогут мне раздать материал для изготовления поделки. Для каждого ученика приготовлен комплект из
2-х кусочков ткани размером 12х12 см, катушки ниток, тесьмы, шерстяных ниток, шнурка и веточки вербы.
Итак, начинаем! Не торопитесь! Старайтесь работать аккуратно!
Возьмем кусок более плотной ткани, перегнем его пополам и туго закрутим в столбик, перевязав нижний конец ниткой или тесьмой. Это основа фигурки ангелочка.
Наложим середину второго квадрата на верхнюю часть столбика, обтянем и перевяжем по шейке золотой или серебряной тесьмой. Из пары горизонтальных концов сложим крылышки, а вертикальные концы присборим и перевяжем цветными шерстяными нитками по талии – это одежда ангелочка.
За пояс спереди воткнем веточку вербы, заведем назад крылышки и подвесим летящую фигурку на шелковую ленточку или шнурок.
Наша поделка готова!
Итог урока:
Ребята, с каким праздником мы сегодня подробно познакомились на уроке? Как он называется?
Дети: Вход Господень в Иерусалим.
Верно! А как его называли в народе?
Дети: Вербное воскресение, Вербница.
Правильно. Кроме того, мы вспомнили и повторили остальные двунадесятые праздники.
Что еще вам запомнилось и понравилось на этом уроке?
Дети: Как готовились к этому празднику наши предки.
А еще мы научились делать своими руками вербного ангелочка. Его можно будет подарить на Пасху маме, родным и близким.
Используемая литература:
«Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома», сост. протоиерей А. Соколов, «Ставрос» Москва 2003 г.
«Уроки технологии» Методическое пособие, сост. В. В. Старикова, «Глобус» Москва 2009 г.
«Детский народный календарь» Г. Л. Дайн, «Сергиев Посад» Хотьково 2010 г.
Сайт www.pravmir.ru Статья Епископа Николая (Погребняка) от 16 апреля 2011 г.г.
Представленная методическая разработка универсальна, может быть частично или полностью использована при проведении уроков в рамках предмета «Основы православной культуры» (модуль ОРЭКСЕ) в 4 5 классах, уроков «Технологии» и «ИЗО» в начальной школе, уроков «Технологии» (раздел «Рукоделие») 5 класс, при подготовке и проведении тематических классных часов («Народные праздники») в начальной и средней школе.
В данной работе, при проведении урока или другого мероприятия, предлагается знакомить учащихся не только с интересным и познавательным теоретическим материалом по теме, но и использовать набор красочных иллюстраций. Для повышения мотивации к изучаемому материалу, к усвоению новых знаний, углублению практических навыков в ручном труде, занятие заканчивается выполнением тематической поделки.
Систематическое проведение подобных уроков с включением практической части приведет к более эффективному усвоению материала, позволит разнообразить учебную деятельность школьников. Такие уроки могут стать надежными инструментами в решении нравственных, патриотических и социальных задач, стоящих перед педагогами.