Практические работы по роману Тургенева Отцы и дети
Практическая работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Восстановите сюжетный маршрут Базарова и Аркадия. Объясните, почему он таков. Какой известный композиционный приём использует Тургенев в маршруте Базарова и Аркадия?
Узнайте персонажей романа по представленным фактам их биографий.
А) Пажеский корпус, служба в гвардейском полку, отставка, отъезд в Баден, приезд в имение
Б) Страстное увлечение химией, изобретение мастики, отъезд в Гейдельберг, изучение архитектуры
«Библиотека» персонажей романа: соотнесите произведения и их читателей. (Учтите, что одно произведение могут читать несколько героев, как и одного персонажа будет ни одна книга, а несколько.)а- Бюхнер «Stoff und Kraft»
б- Пушкин «Цыгане», «Евгений Онегин»
в- Труды Либиха
г- поэзия Гейне
д- Кисляков. Статья о женском труде
е- Романы Жорж Санд
ж- Мишле «De l`amour»
з- Pelous et Fremy «Notions generales de Chimie»
и- Сочинения Горация
к- Дюкре-Дюминиль «Алексис, или Хижина в лесу»
Николай Петрович Кирсанов
Павел Петрович Кирсанов
Евгений Базаров
Аркадий Кирсанов
Кукшина
Арина Власьевна Базарова
Василий Иванович Базаров
Ситников
Катерина Сергеевна Локтева
«Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных ниже, тургеневские. Охарактеризуйте функции пейзажа в романе.
Утро было славное, свежее; маленькие тучки стояли барашками на лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная земля, казалось. Ещё хранила след .. зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Румяный, красный, пёстрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-чёрный, тёмный.
Кратко расскажите о судьбах героев в эпилоге:
- Николая Кирсанова,
- Аркадия Кирсанова,
- Павла Кирсанова,
- Анны Сергеевны Одинцовой.
Выпишите строки, завершающие роман, и определите идею произведения.
Практическая работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
По описанию определите, в каком месте вы оказались.
А) Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами... Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины
Б) Комната походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос.
В) Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кое-где продавленный и разорванный, диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина.
Г) Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир... В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом
2. Чей это портрет?
А) Он без нужды растягивал свою речь; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино.
Б) он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось. Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи, что эти умные глаза с нежностью -- да, с нежностью остановятся на его глазах, и голова его закружится, и он забудется на миг
В) очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой.
Г) На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза.
Д) Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату ... Решившись, с свойственною ему назойливостью, поехать в деревню к женщине, которую он едва знал, которая никогда его не приглашала он все-таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь
Е) сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле,
перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь... Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями.
3. Чей это портрет?
А) Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми... Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза -- они были невелики и серы, -- но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, -- загадочный взгляд.
Б) Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь.
В) Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят -- нарочно, то есть не просто, не естественно.
Г) Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа.
Д) Когда говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух.
Е) Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы... Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках.
4. Определите, чьи это слова (мысли) и по какому поводу появились.
А) Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной -- длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти.
Б) Я того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья.
В) "Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.."
Г) я очень рад, что вы занимаетесь естественными науками. Я слышал, что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. Вы можете мне помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь полезный совет.
Д) Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет...
Е) Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей.
Ж) Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.
З) русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он -- патриархальный, он не может жить без веры...
* Поздравь меня, сегодня двадцать второе июня, день
· моего ангела.
Практическая работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» ОТВЕТЫ
По описанию определите, в каком месте вы оказались.
А) Гостиная в доме Одинцовой
Б) Гостиная в доме Кукшиной
В) Одна из 6 комнат в доме стариков Базаровых
Г) Комната Фенечки
2. Чей это портрет?
А) Аркадий Кирсанов
Б) Евгений Базаров
В) Муж Одинцовой
Г) Павел Петрович Кирсанов
Д) Ситников
Е) Павел Петрович Кирсанов
3. Чей это портрет?
А) Княгиня Р, в которую был влюблён Павел Петрович Кирсанов
Б) Анна Сергеевна Одинцова
В) Кукшина
Г) Арина Власьевна Базарова
Д) Катя Локтева
Е) Анна Сергеевна Одинцова
4. Определите, чьи это слова (мысли) и по какому поводу появились.
А) Анна Сергеевна Одинцова
Б) Василий Иванович Базаров
В) Аркадий Кирсанов
Г) Николай Петрович Кирсанов
Д) Евгений Базаров
Е) Автор – Иван Сергеевич Тургенев
Ж) Евгений Базаров
З) Павел Петрович Кирсанов
* Поздравь меня, сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Евгений Базаров
Практическая работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» ОТВЕТЫ
По описанию определите, в каком месте вы оказались.
А) Это была просторная, высокая комната, убранная довольно роскошно, но без особенного вкуса. Тяжелая, дорогая мебель стояла в обычном чопорном порядке вдоль стен, обитых коричневыми обоями с золотыми разводами... Над средним диваном висел портрет обрюзглого белокурого мужчины Гостиная в доме Одинцовой
Б) Комната походила скорее на рабочий кабинет, чем на гостиную. Бумаги, письма, толстые нумера русских журналов, большею частью неразрезанные, валялись по запыленным столам; везде белели разбросанные окурки папирос. Гостиная в доме Кукшиной
В) Толстоногий стол, заваленный почерневшими от старинной пыли, словно прокопченными бумагами, занимал весь промежуток между двумя окнами; по стенам висели турецкие ружья, нагайки, сабля, две ландкарты, какие-то анатомические рисунки, портрет Гуфеланда, вензель из волос в черной рамке и диплом под стеклом; кожаный, кое-где продавленный и разорванный, диван помещался между двумя громадными шкафами из карельской березы; на полках в беспорядке теснились книги, коробочки, птичьи чучелы, банки, пузырьки; в одном углу стояла сломанная электрическая машина. Одна из 6 комнат в доме стариков Базаровых
Г) Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир... В противоположном углу горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом Комната Фенечки
2. Чей это портрет?
А) Он без нужды растягивал свою речь; с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино. Аркадий Кирсанов
Б) он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай, и, упрямо закрывая глаза, заставлял себя спать, что ему, разумеется, не всегда удавалось. Вдруг ему представится, что эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг его шеи, что эти гордые губы ответят на его поцелуи, что эти умные глаза с нежностью -- да, с нежностью остановятся на его глазах, и голова его закружится, и он забудется на миг Евгений Базаров
В) очень богатый человек лет сорока шести, чудак, ипохондрик, пухлый, тяжелый и кислый, впрочем, не глупый и не злой. Муж Одинцовой
Г) На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза. Павел Петрович Кирсанов
Д) Трудно передать словами, какою перепелкой влетел в комнату ... Решившись, с свойственною ему назойливостью, поехать в деревню к женщине, которую он едва знал, которая никогда его не приглашала он все-таки робел до мозга костей и, вместо того чтобы произнести заранее затверженные извинения и приветствия, пробормотал какую-то дрянь Ситников
Е) сидел далеко за полночь в своем кабинете, на широком гамбсовом кресле,
перед камином, в котором слабо тлел каменный уголь... Он держал в руках последний нумер Galignani, но он не читал; он глядел пристально в камин, где, то замирая, то вспыхивая, вздрагивало голубоватое пламя... Бог знает, где бродили его мысли, но не в одном только прошедшем бродили они: выражение его лица было сосредоточенно и угрюмо, чего не бывает, когда человек занят одними воспоминаниями. Павел Петрович Кирсанов
3. Чей это портрет?
А) Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми... Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза -- они были невелики и серы, -- но взгляд их, быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, -- загадочный взгляд. Княгиня Р, в которую был влюблён Павел Петрович Кирсанов
Б) Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги. Не будь она богата и независима, она, быть может, бросилась бы в битву, узнала бы страсть... Но ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, и она продолжала провожать день за днем, не спеша и лишь изредка волнуясь. Анна Сергеевна Одинцова
В) Она говорила и двигалась очень развязно и в то же время неловко: она, очевидно, сама себя считала за добродушное и простое существо, и между тем что бы она ни делала, вам постоянно казалось, что она именно это-то и не хотела сделать; все у ней выходило, как дети говорят -- нарочно, то есть не просто, не естественно. Кукшина
Г) Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Арина Власьевна Базарова
Д) Когда говорила, она очень мило улыбалась, застенчиво и откровенно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зелено: и голос, и пушок на всем лице, и розовые руки с беловатыми кружками на ладонях, и чуть-чуть сжатые плечи... Она беспрестанно краснела и быстро переводила дух. Катя Локтева
Е) Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.
Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы... Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Анна Сергеевна Одинцова
4. Определите, чьи это слова (мысли) и по какому поводу появились.
А) Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной -- длинная, длинная дорога, а цели нет... Мне и не хочется идти. Анна Сергеевна Одинцова
Б) Я того мнения, что для человека мыслящего нет захолустья. Василий Иванович Базаров
В) "Нет, небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы... но как их исполнить, как приступить?.." Аркадий Кирсанов
Г) я очень рад, что вы занимаетесь естественными науками. Я слышал, что Либих сделал удивительные открытия насчет удобрения полей. Вы можете мне помочь в моих агрономических работах: вы можете дать мне какой-нибудь полезный совет. Николай Петрович Кирсанов
Д) Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... Евгений Базаров
Е) Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей. Автор – Иван Сергеевич Тургенев
Ж) Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения. Евгений Базаров
З) русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он -- патриархальный, он не может жить без веры... Павел Петрович Кирсанов
* Поздравь меня, сегодня двадцать второе июня, день моего ангела. Евгений Базаров
Заголовок 115