Разработка урока Мир растений нуждается в защите
Цели:
Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
Развивать мышление учащихся, познавательный интерес.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Иллюстрации изображений ландыша, ветреницы, колокольчика, валерианы и др.
Видеофильм о Красной книге, слайдфильм о редких растениях Казахстана.
Схемы “Правила поведения в природе”.
Карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас покажете. Тема сегодняшнего урока “Растительный мир нуждается в защите человека”.
– Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем?– Какие меры по охране растений вам известны?
2. Проверка домашнего задания
А) фронтальный опрос
– Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
– А по внешнему виду как можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)
– Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?
– Расскажите о дыхании растений.
– Расскажите о питании растений.
– Почему растения не могут жить без солнечного света?
– Почему же животные и люди не могут жить на Земле без растений?
– Сколько лет могут жить растения? (1 год или несколько)
– Приведите примеры однолетних растений.
– Почему такие растения, как капуста, пшеница, рис, редис называют культурными?
– Приведите примеры многолетних растений.
– А по условиям произрастания какие виды растений вы знаете? (1. Влаголюбивые и водные; 2. Засухоустойчивые; 3. Теплолюбивые; 4. Холодостойкие; 5.Светолюбивые; 6.Теневыносливые.)Б) Индивидуальный опрос по карточкам 2 человека
Карточка 1. Могут ли животные и растения жить на Земле без растений? Почему? Ответ напишите.
Карточка 2. Прочитайте текст. Сколько в нем ошибок? Перепишите текст правильно.
У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды- шишки. В них находятся семена.
3. Работа по теме1) – Давайте проведем викторину “Узнаем растения” с целью повторения- это нам поможет в работе над новой темой.
Учитель читает описания растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клетки на доске.
А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки и кажется: вот-вот пробежит ветерок- и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.
Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.
В) Один из самых ранних цветков в наших лесах и степях. Часто его называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
– Пред вами 3 растения: колокольчик, ландыш и ветреница. Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянисты растения. Относятся к группе цветковых растений.)– Что вы знаете про цветковые растения?
– Часто вы встречаете эти растения? (Нет.)
– Эти растения занесены в особую книгу, куда записывают очень редкие, исчезающие, виды растений. Кто знает, как называют эту книгу? (Красной).
– Как нужно относиться к растениям, которые занесены в Красную книгу?
2) Определение цели урока:
– Как вы думаете, о чем на уроке мы будем говорить? (О редких растениях, зачем их нужно охранять)
3) Беседа о значении растений для животных и человека.
– Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.
– Какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород,пищу,лекарство, ткани – лен, хлопок, древесину.)
– Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород служат убежищем, пищей, лекарством.)
– К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущи х растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в защите, охране.
– Давайте посмотрим , что наносит вред растениям.
Просмотр слайдов.
– Как вы считаете, все ли соблюдают правила поведения в природе, когда едут отдыхать, идут в лес?
– Все ли бережно относятся к растениям? А вы?
4. Работа по выработке “Правил друзей природы”.
– Давайте выработаем с вами правила, как вести себя должен каждый, находясь на природе, чтобы не навредить растениям.
– Вы будете работать по 6 человек в группе и для каждого знака выработаете запрещающие правила. А затем по 1 человеку от каждой группы представите эти правила, а мы все вместе запишем их в тетрадь.
Каждой группе детей выдается 1 запрещающий знак и по нему дети формулируют правило.
А) Не рви цветы.Б) Правильно собирай лекарственные растения.В) Не вытаптывай траву и почву.Г) Не ломай ветки.Д) Не повреди кору деревьев.
5. Работа с учебником.
– Мы поговорили о правилах поведения в природе, о Красной книге. А сейчас давайте прочитаем статью учебника и сравним, все ли вопросы об охране мы затронули или что-то вы еще узнали нового, запишите в тетрадь названия растений занесенных в Красную книгу.
Чтение текста по частям.
– Какие знания вы почерпнули из этого текста, о чем мы еще не говорили? (О заповедниках.)
– Какие растения вы записали? (Зачитайте.)
– Для чего создают заповедники? (Все объекты заповедников- растения, животные, почва, вода- находятся под защитой государства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения, охотиться на животных, увозить почву и камни.)– В Республике Казахстан 10 заповедников и национальные парки.
– Кто из вас посещал национальный парк Каркаралинска?
– Как вы себя вели в национальном парке?
4. Закрепление
– Ребята, над какой темой мы сегодня работали?
– Эта тема завершает раздел “Растения”. Я подготовила вам тест по проверке знаний этого раздела.
Тест по теме “Разнообразие и жизнь растений”:
1. Как называется наука о растениях?
А) ботаникаБ) зоологияВ) астрономия.
2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений- двумя чертами:
Яблоня, сосна, ель, одуванчик, смородина, можжевельник.
3. Что растения получают из почвы?
А) перегной, песок, глинуБ) остатки растений и животныхВ) воздух, воду, соли
4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар, крахмал?
А) наличие воды и углекислого газаБ) наличие почвы и воздухаВ) наличие света, воды, углекислого газа
5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?
А) азот Б) углекислый газВ) кислород
6. Впиши пропущенные слова:
Корни растений дышат……………, который содержится в почве. Они всасывают из почвы…………, растворенные в ней………….
– Отложите тесты. Сдадите после окончания урока.
5. Итог урока
– А теперь вспомните наш урок и сформулируйте одно предложение с самой главной мыслью.
6. Домашнее задание
Написать небольшое сочинение на тему охраны природы.