Конспект урока по познанию мира в 3 классе. Тема: «Растительный мир нуждается в защите. Красная книга»
3 классПознание мираЦель: ознакомление учащихся с Красной книгой, растениями, которыезанесены в неё, знать способы защиты растенийЗадачи:1)уметь определять факторы, влияющие на жизнь растений; называть действиялюдей по защите растений; формировать коммуникативные умения учащихся(включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, формулировать изадавать вопрос)2) развивать творческие способности учащихся3)воспитывать уважительное ,бережное отношение к природе .Оборудование: Красная книга Казахстана, иллюстрации лекарственных растений, презентация , музыкальное приложение: произведение Чайковского «Вальс цветов » из оперы «Щелкунчик»Ход урока:1.Психологический настрой. У всех должно быть хорошее настроение. Я желаю вам сегодня удачи, чтобы вы обязательно узнали что-нибудь новое, и этот урок был интересным и увлекательным.2.Сообщение темы и цели урока.Слайд1-Разделите эти фотографии на две группы.(Разделим на мир животных и растений)-Но что-то их объединяет! Ваши предложения? (фотографии относятся к миру живой природы, все животные и растения, которые растут независимо от человека)Слайд №2-На этом урок е постараетесь узнать, что еще их объединяет. Послушайте загадку: Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами Терпеливым языком. (книга)- Но эта книга необычная. Она связывает все наши фотографии. Догадались?-Правильно. Это Красная книга.Тема нашего урока - растительный мир нуждается в защите человекаНа уроке выявим причины необходимости защиты и охраны растительного мира.Узнаете о влиянии самого человека на растительный мир; об уроне, наносимом человеком; его влиянием на окружающий мир и какие же меры можно предпринять, чтобы помочь растительному миру выжить и радовать нас, живущих на Земле.3.Проверка домашнего заданияа)-На какие группы делятся растения?-По продолжительности жизни растения бывают?- Как называются растения, которые не способны существовать без участия человека?-Могут ли растения жить в одинаковых условиях? (теплолюбивые, морозоустойчивые, влаголюбивые, засухоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые)- Как вы думаете, растения - важная часть природы? Почему?б)Тестирование.4. Работа по теме урока.Издревне казахский народ знал ценность растений и животных. Молодое поколение учили беречь и защищать природу. Змею, заползшую в дом, напои молоком и выпроводи, - говорили в старину. Во многих народных пословицах отражается отношение человека к природе.- 1)Собрать пословицу, объяснить смысл.Бір ағаш кессең, орнына он ағаш отырғыз.Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.2)Глубокая любовь к Родине, бережное отношение к миру растений и животных отражена и на государственном гербе Республики Казахстан. В чём это проявляется?(мы видим колосья пшеницы и мифологических крылатых скакунов)3) В Конституции РК в статье 38 говорится: " Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять и бережно относиться к природным богатствам".Мы часто выезжаем на природу, и она нас всегда поражает красотой и изобилием цветов, которые хотят нам сказать, посмотрите, какие мы все красивые. И мы сразу же стараемся быстрее нарвать букеты из этих великолепных цветов.4) Экологическая задача• Решите задачу: «20 человек оправились в поход. Сколько цветов исчезнет с лица Земли, если каждый человек сорвёт по 3 цветочка». (Зх20 = 60цв.)• Мы никогда не задумываемся о том, какой вред приносим природе, срывая цветы.5) • Вывод: не рвать, не топтать, ведь они создают красоту, а красота спасёт мир.ФизминуткаМы с вами входим в лес (шагают)Сколько здесь вокруг чудес (повороты головы вправо-влево)Руки подняли и покачали - это деревья в лесуРуки согнули, кисти встряхнулиВетер сбивает росуВ сторону руки - плавно помашемЭто к нам птицы летят.6) Показ слайдовСлайд №3 Что такое «Красная книга»?Слайд №4 Охраняется «Охраняется книгой»Слайд №5 -В Красную книгу заносятся животные и растения, которые находятся на грани исчезновения. Это тревожные сигналы бедствия, обращенные ко всем людям планеты Земля. Для удобства пользования страницы у книги цветные: красные, зеленые, белые, серые, желтые, черные.(Учащиеся подробно рассказывают об этих страницах)Слайд№6.Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник –анималист Питер Скотт. Первое издание вышло в 1963 году.Слайд№7Красная книга Казахстана насчитывает 3 издания. Первое вышло в 1978году, второе в 1991году, третье- 1996гСлайд№8,9 Сообщение уч-ся о цветке ирисе.Слайд№10,11Сообщение уч-ся про тюльпан.Слайд №12,13Сообщение уч-ся о подснежнике.Слайд № 14,15Сообщение уч-ся о ландыше.7)Работа по учебнику с. 87-88 Чтение текста. Ответить на вопросы. -Как человек использует растения?- Что происходит в местах, где вырублены растения?8)Представьте себе такую ситуацию: в лес пришли туристы, которые не знают правил поведения .• Что произойдёт?•Что бы вы посоветовали этим туристам?9) Работа в группах. Составить правила поведения на природе. Звучит музыка.9) Защита проектов.- Так, что же мы должны сделать, чтобы красота, окружающая нас, не исчезла, чтобы радовали цветущие поляны и тенистые аллеи.-Не ломать ветки деревьев и кустарников.-Не рвать много цветов на лугу и в лесу.- Не оставлять мусор в лесу, у реки.-Принимать участие в посадке растений.-Собирать лекарственные растения в тех местах, где их много.-Изучать законы природыСамое главное - беречь и охранять нашу землю, природу.5. Итог:-Почему появилась Красная книга? Сегодня мы выяснили, что в природе всё взаимосвязано Человек понимающий жизнь растений и глубоко любящий природу всегда выступает её верным защитником.Человек должен бережно относиться не только к растениям, которые записаны в Красной книге, но и к тем, которые повсюду окружают нас и в поле, и в саду, и дома.6.Рефлексия. Составить пятистишье на слово «Растение». Звучит музыка(произведение Чайковского «Вальс цветов » из оперы «Щелкунчик»). Прочитать свои пятистишия.-Урок хочу закончить словами: Коль суждено дышать нам воздухом одним Давайте - ка мы все объединимся. Давайте нашу землю вместе сохраним Тогда и сами на земле мы сохранимся-Всем большое спасибо!Домашнее задание:Написать письмо- обращение к людям земли