Статья по музыке Музы не молчали
Музы не молчали
В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И. Х.Баграмян отмечал: «У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира и всегда песня достигала благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».
Наиболее трагичные, переломные, яркие события истории оставляют самый яркий след в искусстве. Подтверждение тому - песни Великой Отечественной войны. С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом.
Песни военных лет - это музыкальная летопись Великой Отечественной войны. Они часто рождались на передовой, с ними не расставались солдаты на нелегких фронтовых дорогах, старики, женщины, подростки, работавшие в тылу. Эти песни помогали им жить, верить в победу.
«Песни, опаленные войной», песни, написанные в тяжелый период войны. С ними боролись, погибали, побеждали наши солдаты. Эти песни не должны уйти вместе с последними участниками былых легендарных сражений.
История военной песни - это хроника мужества, стойкости, любви к Родине.
Чем больше отдаляется от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Многие люди знают о войне лишь по рассказам старших, по книгам и кинофильмам. Среди памятников военного времени почетное место принадлежит песням.
В суровые годы Великой Отечественной войны советскими поэтами и композиторами были созданы песни, о которых можно сказать, что они тоже были боевым оружием в борьбе с ненавистным врагом. И сейчас они самые любимые не только у тех, кто на своих плечах вынес все тяготы войны, но и у молодежи.
«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая
Музыка удваивает, утраивает армию...» - так говорил Александр Васильевич Суворов.
Многие поэты и композиторы находились в частях Советской Армии. Корреспондентами военных газет были поэты А. Сурков, А. Твардовский, К. Симонов, Е. Долматовский. В различных ансамблях служили композиторы Б. Мокроусов, М. Фрадкин, В. Макаров.
Сама жизнь подсказывала им слова и образы, ритмы и интонации, которые безошибочно доходили до миллионов людей. По меткому выражению А. Суркова, «они получили право писать свои военные стихи от лица сражающегося советского человека».
Отсюда - и особая жизненность, человечность, удивительная верность, высокая гражданственность их содержания, естественно сливавшиеся с проникновенным лиризмом.
Летопись песен о Великой Отечественной войне открывается песней « Священная война», ставшей музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны.
Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Стихи были написаны поэтом за 2 дня. Их прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. И сразу сел за рояль.
На следующий день ансамбль уже репетировал новую песню. Премьера состоялась 27 июня на Белорусском вокзале, откуда отправлялись на фронт боевые эшелоны. Так, в необычайно короткий срок, удалось создать песню, которая навсегда вошла в историю,
которая признана одной из лучших песен военных лет, одной из самых ярких героических песен нашей эпохи.
«С первых же тактов песня захватывала бойцов, - вспоминал Александров. - А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается нам - исполнителям...
И вот отзвучал последний куплет. Бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - 5 раз подряд! - пели мы «Священную войну». Так начался путь, славный и долгий путь песни. Её пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя Кремлёвских курантов она звучала по радио.
Среди песен высокого патриотического звучания, ставших в суровые дни войны подлинным боевым оружием, заняла своё почетное место и песня композитора, народного артиста СССР М. И. Блантера «До свиданья, города и хаты».
Текст песни продиктовал композитору по телефону поэт Михаил Исаковский 23 июня 1941 года. Композитор несколько часов не отходил от рояля, а вечером позвонил М.Исаковскому и спел в телефонную трубку новую песню.
Композитору, как и поэту, удалось сделать прощание воинов, уходящих на фронт, оптимистичным, вселяющим надежду на далекую радостную встречу.
Даже в самый тяжелый период Отечественной войны песни помогали людям жить, воевать, трудиться, верить в победу, они стали как бы своеобразным каналом общения, потому что люди, которые создавали песни, были такими же солдатами, рядовыми великой борьбы, как те, кому песни эти предназначались.
Автор знаменитой «Землянки» А.Сурков вспоминал: «День 27 ноября 1941 года был, пожалуй, самым трудным днем в моей жизни в годы Великой Отечественной войны. В деревне Кашино, около Истры, занятой танками и мотопехотой противника, я участвовал в неравной схватке на прорыв из окружения. На следующий день, когда я писал письмо жене, только что пережитое напряжение вылилось в 16 строк стихотворения «Бьется в тесной печурке огонь». Стихи эти я не собирался печатать. Но когда к нам в редакцию фронтовой газеты пришел композитор К. Листов в поисках подходящих стихов для песни, я, не имея ничего под руками, переписал с черновика это «домашнее» стихотворение, не рассчитанное на то, что из него получится песня. Но песня все-таки родилась и встала в ряд с другими песнями-долгожительницами военных лет».
В штаб Брянского фронта пришла радиограмма осенью 1942 года: « Оружие у нас есть, в случае чего можно забрать у врага, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите песню». Это писали партизаны брянских лесов. Политуправление фронта обратилось к поэту А.Софронову и композитору С. Кацу с предложением выполнить просьбу партизан.
В ночь на 7 ноября 1942 года на праздничном вечере у брянских партизан в землянке близ города Трубачевска впервые прозвучала песня «Шумел сурово Брянский лес...»
«Темная ночь, только пули свистят по степи, только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают...» Трудно поверить, песня, которую в дни войны знал каждый от мала до велика, родилась совершенно неожиданно.
В 1943 году режиссер Леонид Луков на Ташкентской студии снимал фильм «Два бойца». Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат, роль которых исполняли замечательные артисты советского кино Борис Андреев и Марк Бернес. Фильму нужна была песня.
«Луков так зримо обрисовал ситуацию персонажей фильма, - вспоминает впоследствии композитор Никита Богословский, - так ярко передал чувства героев, их внутренний мир, так взволнованно и талантливо раскрыл тему песни, ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и тут же, ни разу не останавливаясь, сыграл ему мелодию.
Так она потом и вошла в картину без единого изменения - случай в моей практике единственный. Песня появилась сама, откуда-то из глубины сознания. Так же быстро и удачно сложились и стихи на эту музыку у поэта Владимира Агатова. Они понравились всем».
Когда фильм вышел на экраны страны, « Темная ночь» стала знаменитой. Ее сразу запели и на фронте, и в тылу.
В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. Надо сказать, что у темы любви в советской поэзии была трудная история, связанная с подчеркиванием значимости только общественной тематики и недооценкой личной, особенно интимной, жизни человека. И только незадолго до войны любовная лирика стала несколько решительнее и серьезнее заявлять о себе в стихах Н. Тихонова, А. Прокофьева, С. Щипачева, К. Симонова, М. Исаковского, А. Фатьянова и др. Многие из них стали песнями.
«Огонек». Эта бесхитростная песня широко распространилась в годы войны, стала боевым духовным оружием фронтовиков. Тут есть секрет. Он прост...
Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно - сначала до Волги, а потом и глубже, в тылах России, - было введено затемнение. На улицах - ни фонаря, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.
И вдруг на фронт по радио прилетела песня « Огонек». Представьте себе: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар и поезда движутся черные. Вражеские самолеты не найдут цели!
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек, никогда не погаснет! Песня еще одной неразрывной связью скрепила фронт и тыл.
Автором этой задушевной песни стал поэт М. Исаковский, а музыку сложил народ.
В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к празднованию 30-летия Победы, и в союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса В.Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чём немедленно стало известно на Гостелерадио. Причина была в музыке и её авторе. Поэт В.Г. Харитонов был ветераном войны. Песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы Анатолий Новиков, Вано Мурадели и др. А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам.
Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали «крёстными отцами» песни «День Победы», на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство), исполнил «День Победы» в прямом
телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз «на бис». После чего эту песню стала петь вся страна.
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
Песни военных лет помогают школьникам понять духовную сущность русского и советского воина, солдата, полнее узнать нашу в высшей степени славную и достойную воинскую историю и сердцем прочувствовать ее героические события.
В нашей школе был проведен фестиваль песни «Песня – часть души» и концерт «Ради жизни на земле», посвященные 70- летию Великой Победы. Ученики 2-8 классов подготовили и исполнили песни военных лет, которые пробудили в каждом из зрителей чувство гордости за наш народ, выстоявший в самых кровопролитных битвах и смог освободить другие народы от гнета захватчиков.
Память о Великой Отечественной войне - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать детям величие и самоотверженность подвига русского народа, завоевавшего Победу, - одна из задач уроков музыки.
Слушая военные песни, написанные в годы Великой Отечественной войны, школьники узнают и историю создания, и авторов этих замечательных песен, каждая из которых рассказывает об удивительной стойкости советских воинов. Именно такие песни вдохновляют и эмоционально насыщают будущих защитников Отечества. Именно в такие минуты в лаконичной форме выражаются общие мысли, идеи, чувства.
Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, который останется навсегда в памяти любого русского человека! В этот день, как никогда, хочется от всей души поблагодарить всех ветеранов, кто защищал нашу Родину в тяжелые дни Великой Отечественной войны. В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения.
Песни Великой Отечественной войны стали памятником великого Мужества. В них запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет. Слова этих песен рождены войной. Благодаря им, мы будем помнить, какой ценой завоевано наше счастье – жить на этой прекрасной Земле. Их пели, поют, и будут петь. История этих песен продолжается.
15