Конспект по музыке на тему Музы не молчали(1 класс)



Предмет музыка
Класс 1б
Тип урока Урок открытия новых знаний
Форма урока Урок – историческое путешествие
Тема урока Музы не молчали
Цель урока Сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвященных истории России, защитникам Отечества.
Задачи урока 1.Обучающие:
показать подвиги героев нашей Родины в разные исторические эпохи на примерах произведений разных видов искусства;
формировать у обучающихся представления о связи музыки, поэзии, живописи и скульптуры;
прийти к выводу о том, что произведения искусства, воздействуя на человека, обостряют его чувства, вызывая эмоциональный отклик на запечатленные в них исторические события;
подвести к пониманию того, что разные виды искусства помогают сохранить память об историческом прошлом нашей Родины и её героических защитниках,
учить обучающихся применять в жизни имеющиеся и полученные на уроке знания о музыке, живописи и поэзии,
познакомить с новыми понятиями «симфония», закрепить понятия: «симфонический оркестр», группы инструментов симфонического оркестра;
обогащать музыкально-эстетический словарь.
2. Воспитывающие:
формировать эстетический вкус, на примерах произведений разных искусств;
воспитывать чувства патриотизма, любви и гордости за историческое прошлое страны, героические подвиги русского народа, ценностные человеческие качества: доброту, справедливость, сострадание, сопереживание, умение дружить.
3.Развивающие:
развивать умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов, интонационно-образное мышление,
совершенствовать певческие навыки; речевую активность; звуковысотный слух; музыкальную память, эмоциональную отзывчивость, умение откликаться на музыку с помощью простейших движений;
активизировать творческий потенциал обучающихся.
Планируемые
результаты
Предметные:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыке, посвященной историческому прошлому России и защитникам Отечества;
Умение выявлять характерные особенности патриотической и героической музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Усвоение дидактических единиц: Родина, Отечество, памятник, память; жанр музыки – симфония; мелодия; солист, хор, имена композиторов (А.П.Бородин, В.Соловьев-Седой, Т.Попатенко)
Демонстрация уровня сформированности певческих исполнительских умений (интонация, дикция, дыхание, звукообразование, понимание дирижерского жеста учителя);
Метапредметные:
Размышлять о роли патриотической музыки в жизни человека.
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера.
Ориентироваться в информационных текстовых источниках.
Развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров.
Мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий
Сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач
Применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
Расширение песенного репертуара и возможность исполнения, выученных на уроке песен в повседневной жизни;
Расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, поэтах, скульпторах и возможность их применения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства;
Развитие устной монологической речи, обогащение ее выразительными средствами и интонациями.
Формирование позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
Личностные УУД:
понимание значения музыки в жизни общества, человека;
усвоение жизненного содержания музыкальных сочинений;
осознание особенностей деятельности композитора, поэта, художника, скульптора.
Познавательные УУД:
усвоение элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;
овладение первичными умениями анализа музыкальных сочинений;
осмысление символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки;
выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера
Регулятивные УУД:
опора на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;
планирование собственных действий в процессе исполнения музыки;
прогнозирование результата музыкальной деятельности (качество и коррекция недостатков исполнения);
оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;
умение строить речевое высказывание в устной форме («эмоциональный словарь»);
освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой работе в паре при восприятии и исполнении музыки;
осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном исполнении музыкальных произведений.
№ Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1 Организационный момент Мотивировать учащихся к учебной деятельности Здравствуйте ребята. Садитесь. Меня зовут Анна Витальевна сегодня урок музыки проведу у вас я. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. (р)волевая саморегуляция
2 Постановка проблемы Ребята! В давние времена в Древней Греции люди верили во многих богов. Одного из них звали Аполлон. Он Бог солнца, музыкант, покровитель певцов и музыкантов. А ещё его всегда сопровождали 9 прекрасных богинь, их называли музы. Музы покровительствовали различным видам искусств – поэзии, музыке, театру, танцам.
СЕГОДНЯ К НАМ НА УРОК ПРИШЛИ МУЗЫ. И поэтому ТЕМА УРОКА ЗВУЧИТ ТАК:« музы не молчали»
Получают знания по теме урока Умение слушать и понимать речь других, формирование мыслительных операции
3 Постановка темы и введение нового материала Заинтересовать детей новой темой Слайд 2
Конечно, музы искусства не могут молчать, они рассказывают нам о подвигах героев, слагают былины, пишут стихи, сочиняют песни, в честь героев
Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.
– И сегодня Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.
мы с вами создадим свой памятник защитникам Отечества, которые в разные эпохи нашего государства становились героями.
На доске висит плакат, в процессе урока на постамент мы вклеим портреты героев, которыми гордится Россия
Знаете ли вы кто были первыми защитниками Руси?
Поможет нам узнать правильный ответ картина Виктора Васнецова «Три богатыря»(Учитель показывает картину )
Кто помнит как зовут этих богатырей?
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными . Художник, подчёркивая их силу выдвигает богатырей на первый план картины, сзади разворачивается пейзаж, просторы нашей Родины, которые зорко охраняют богатыри.
(вешают на ватман)
Муза живописи вдохновила нарисовать портрет богатырей, а может ли музыка показать образы этих героев?
Русский композитов Александр Порфирьевич Бородин сочинил симфонию, которая называется Богатырская
Симфония- это произведение для симфонического оркестра.
Как вы думаете, о чем должна рассказать музыка в этой симфонии?
Прослушав фрагмент симфонии постарайтесь определить, почему композитор назвал симфонию «богатырской»
Учитель включает симфонию.
Какой характер музыки?
Что общего и в чем различие между картиной Виктора Васнецова Три Богатыря и музыкой композитора А.П.БородинаМузы вдохновили композитора и художника. Художник создал картину Три богатыря , а композитор Богатырскую симфонию
Богатыри
Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович
Может
Может показать нам образы богатырей
Грозная, нарастающая мелодия, звонкая
Учиться работать по предложенному учителем плану, умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, умение слушать и понимать речь других, учитывать разные мнения
Ребята, как вы думаете кто это?
(вывешиваем на доску)
Суворов Александр Васильевич- великий полководец кавалер всех российских орденов. За всю карьеру он не знал поражения, дал более 60 сражений окончившихся победой. Главной целью военных действий Суворов считал уничтожение армии противника в открытых полевых сражениях, а основным средством- наступательный бой. Александр Васильевич Суворов любил своих солдат и дорожил буквально каждой жизнью.
Во времена Суворова у солдат особую любовь вызывали солдатский песни.
Сейчас мы с вами прослушаем песню « Учил Суворов» и вы скажите мне
- чему учил Суворов и какой он был?
Слушают песню.
Какая это музыка?
Помогает ли нам музыка представить образ Александра Суворова?
Если бы музы молчали, мы бы не узнали о таком великом полководце, как Александр Суворов.
Солдаты и матросы во все времена защищали нашу Родину
Многие из них не дошли до победы, но совершили подвиги и их имена мы помним и чтим. Таким героем стал матрос Иван Голубец. Голубец Иван Карпович – рулевой сторожевого катера Черноморского флота, ценой своей жизни предотвративший гибель Российских военных катеров (вывешиваем на доску)
Сегодня на уроке мы разучим и споем песню, которая называется бравые солдаты..Прослушивание песни.
Какая это песня по характеру?
Вы видите перед собой текст прочитаем его
сейчас мы попробуем спеть песню в пол голоса.
Молодцы. Сейчас потренируемся еще раз.
Ученики поют песню вместе с учителем.
У меня на столе лежат инструменты(барабан, треугольник, тарелочки, кубики).мы с вами попробуем проиграть под музыку.
Теперь поменяемся, а что бы остальные не находились без дела они промаршируют.
Во время войны на фронте были не только мужчины, но и женщины. Они были летчицами, санитарками, прачками снайперами и партизанками
Послушайте песню и скажите знакома ли она вам, о ком в ней рассказывается? Она была очень популярна в годы ВОВ. Она поднимала боевой дух.
Ребята, Известно выражение: «Когда говорят пушки, музы - молчат».
-Т.е. когда стреляет оружие, то стихи и музыка должны отходить на второй план? Вы согласны? (Это не так. Ведь сколько стихов, песен написано именно в военный период! Во все времена музы не молчали, а воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества.
Сейчас мы с вами придумаем свой флаг, который отобразит мужество наших солдат, их смелость и отвагу. Перед вами лежит макет флага, карандаши, фломастеры вы должны нарисовать и раскрасить свой флаг, а потом объяснить, что он означает. Суворов Александр Васильевич
Итог урока Какая тема была нашего урока?
Как вы поняли почему музы не молчали? Учил Суворов
Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил,
Победно войско своё водил.
Учил Суворов: "Вперёд глядеть!
Уж если встали – стоять на смерть!"
Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжёлый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно – легко в бою!"
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно - легко в бою!"
Учил Суворов
Учил Суворов в лихих боях
Держать во славе Российский флаг.
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил,
Победно войско своё водил.
Учил Суворов: "Вперёд глядеть!
Уж если встали – стоять на смерть!"
Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжёлый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно – легко в бою!"
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно - легко в бою!"
Бравые солдаты.
Бравые солдаты с песнями идут,А мальчишки следом радостно бегут.Эх! Левой! Левой! С песнями идут,А мальчишки следом радостно бегут.
Хочется мальчишкам в армии служить,Хочется мальчишкам подвиг совершить.Эх! Левой! Левой! В армии служить,Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Храбрые мальчишки, нечего тужить,В армию пойдёте тоже вы служить.Эх! Левой! Левой! Нечего тужить,В армию пойдёте тоже вы служить.
Будете границы зорко охранять,Будете на страже Родины стоять!Эх! Левой! Левой! Зорко охранять,Будете на страже Родины стоять! Бравые солдаты.
Бравые солдаты с песнями идут,А мальчишки следом радостно бегут.Эх! Левой! Левой! С песнями идут,А мальчишки следом радостно бегут.
Хочется мальчишкам в армии служить,Хочется мальчишкам подвиг совершить.Эх! Левой! Левой! В армии служить,Хочется мальчишкам подвиг совершить.
Храбрые мальчишки, нечего тужить,В армию пойдёте тоже вы служить.Эх! Левой! Левой! Нечего тужить,В армию пойдёте тоже вы служить.
Будете границы зорко охранять,Будете на страже Родины стоять!Эх! Левой! Левой! Зорко охранять,Будете на страже Родины стоять!