НОУ Исследовательская работа Когда стреляли пушки


Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации
«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация
«Научное общество учащихся «Поиск»

МБОУ «Черлакская средняя общеобразовательная школа №2»






XLVII
Межрегиональная научно-практическая конференция
школьников и учащейся молодежи


Тема: «Жанр портрета Омских художников
в годы Великой Отечественной войны»
Учебно-исследовательская работа
Научное направление: историческое краеведение






Выполнила: ученица 10 класса
МБОУ «Чернлакская средняя
общеобразовательная школа №2»
Кутышева Арина
Научный руководитель:
МБОУ «Чернлакская средняя
общеобразовательная школа №2»
Танаева Елена Геннадьевна






Черлак 2015 г

План
1. Актуальность темы:
Введение..1
2. Литература в годы Великой Отечественной войны.2
3. Искусство в годы Великой Отечественной войны...7
3.1. Кинематограф.
3.2. Военная хроника и киноновеллы.
3.3. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы войны.9
3.4. Музыка военной поры.11
4. Исследовательская работа. Омские художники. ...14
4.1. Кукуйцев Валентин Васильевич
4.2. Белов Владимир Никитич
4.3. Либеров Алексей Николаевич
4.4. Кликушин Николай Филиппович
4.5. Кузьмин Николай Афанасьевич
4.6. Белов Кондратий Петрович
4.7. Беляев Николай Яковлевич
4.8. Козлов Тимофей
4.9 Добров Геннадий Михайлович
5. Изображение портретов ветеранов войны .....22
6.Заключение23
7. Список литературы .24
8. Приложение..25





Актуальность темы:
За всю историю человечества произошло более 15000 войн, унесших около 3.5 млрд. человеческих жизней. Наш век вошел в историю человечества, в историю человеческой культуры как самый жестокий век, в котором на долю людей выпало испытание двух самых кровопролитных, антигуманных, самых разрушительных мировых войн.
Искусство всегда занимало особое место, а во время тяжёлых испытаний деятели искусства находились в авангарде, поднимали дух война – защитника Отечества. Жизнь показала, что не совсем точна народная мудрость: «Когда говорят пушки – молчат музы». Музы не молчали в страшные годы Гражданской войны и годы Великой Отечественной. Выбор данной темы обусловлен тем, что я интересуюсь живописью, и работу свою посвящаю 70 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Объектом исследования является произведения искусства во время ВОВ.
Предметом исследования являются работы Омских художников.
Цель работы: Обобщить материалы по теме «Искусство в годы ВОВ», внести свой вклад в пополнении краеведческого материала Черлакского района о ветеранах войны.
Задачи:
Обобщить сведения о художественных произведений, написанные в годы ВОВ.
Найти и систематизировать важные даты творчества Омских художников - фронтовиков.
Исследование архивных материалов о Черлакских фронтовиках.
Изобразить портреты Черлакских фронтовиков.

Гипотеза: Предполагается, что художники, поэты, писатели продолжают традиции мастеров предшествующих столетий в изображении великого духа великого народа.

1. Введение
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагических страниц в истории нашей страны. Война стала страшным испытанием для всего советского народа.
Война с ее горем, потерями близких, страданиями, огромным напряжением всех духовных и физических сил народа и вместе с тем необыкновенным духовным подъемом отразилась на содержании произведений литературы и искусства периода военных лет. Моя работа рассказывает о том огромном вкладе в великое дело Победы, которое внесла художественная интеллигенция, разделившая вместе со всем народом судьбу страны. В период работы я изучила ряд статей и публикаций в библиотеке им. Пушкина в г. Омске, в районном музее Черлака, в архиве Админисчтрации Черлакского района. Много интересного для себя я почерпнула в книге П. Топер «Ради жизни на земле» Большой интерес вызвали сборники «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство», а также «История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период», познакомившие меня с известными мастерами кино, художниками, музыкантами и их работами. Учебное пособие для подготовки к экзаменам «Русская литература ХХ века» дало мне необходимую теоретическую базу. Также успешной работе способствовали ресурсы Интернета.
2. Литература в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события.
Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины». Эти высокие слова были оправданы. С самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт. Пятьсот из них были награждены орденами и медалями. Восемнадцать стали Героями Советского Союза. Более четырехсот из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.
Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди и для людей». [1, с. 36]
Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.
О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. [2, с. 82]
Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А. Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстого, была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!" [3, с. 38] непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не менее, первое слово сказали лирики и публицисты.
Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие стихи переписывались во фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек" Михаила Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова, Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.
В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение и в поэзии: появились проникновенные стихи о Москве Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине Исаковского.
Вот строки из стихотворения Николая Тихонова, посвященного Ленинграду:
Не раз, как волны, шли враги,
Чтоб о гранит его разбиться.
Исчезнуть пенным вихрем брызг,
Бесследно кануть в бездне черной
А он стоял, большой, как жизнь,
Ни с кем не схожий, неповторный!
И под фашистских пушек вой
Таким, каким его мы знаем,
Он принял бой, как часовой,
Чей пост вовеки несменяем! [2, с. 45].
В годы блокады 1941-1943 Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. В тяжкие дни блокады поэтесса писала с надеждой:
Двойною жизнью мы сейчас живем:
в грязи, во мраке, в голоде, в печали,
мы дышим завтрашним --
свободным, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали. [2, с. 78]
В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую (баллады, поэмы).
Одна из широко известных поэм – «Сын» Павла Антокольского, посвященная памяти младшего лейтенанта Владимира Павловича Антокольского, павшего смертью храбрых 6 июня 1942 года. Вот ее заключительные строфы:
Прощай, моё солнце. Прощай, моя совесть.
Прощай, моя молодость, милый сыночек.
Пусть этим прощаньем окончится повесть
О самой глухой из глухих одиночек.
Ты в ней остаёшься. Один. Отрешённый
От света и воздуха. В муке последней,
Никем не рассказанный. Не воскрешённый.
На веки веков восемнадцатилетний. [2, с. 39]
Огромной популярность в годы войны пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Теркин», главы которой публиковались во фронтовых газетах и передавались бойцами из рук в руки. Собирательный образ русского солдата, смелого, выносливого, никогда не унывающего, прошагавшего вместе с армией-освободительницей до Берлина, стал подлинным любимцем, заняв прочное место во фронтовом фольклоре.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания, письма, листовки.
Великая Отечественная война застала Алексея Толстого уже известным писателем (в 1941 году он закончил третью книгу своего знаменитого романа «Хождение по мукам»), в возрасте 58 лет.
Нападение на нашу страну фашистов вызвало гневный, протестующий отклик писателя-патриота. На пятый день войны в газете «Правда» появилась первая статья А. Толстого «Что мы защищаем», в которой писатель призывал советский народ грудью встать на защиту родины. Толстой писал в ней: «Разбить армии Третьей империи, с лица земли смести всех наци с их варварски-кровавыми замыслами, дать нашей родине мир, покой, вечную свободу, изобилие. Такая высокая и благородная задача должна быть выполнена нами, русскими, и всеми братскими народами нашего Союза». [4, с. 26]
За этой статьёй последовали многие другие яркие выступления его в нашей печати. В общей сложности А. Толстым написано было в период 1941 1944 годов более 60 публицистических статей.
В обстановке бурных, напряжённо нараставших событий войны публицистика как боевой, оперативный жанр получила в советской литературе особое развитие и распространение. Публицистические статьи и очерки пишут в эти годы многие наши писатели: И. Эренбург, Л. Леонов, М. Шолохов, Вс. Иванов, Б. Горбатов, Н. Тихонов и другие.
В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые вела наша армия.
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время, люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». [5, с. 74] Вот, например, Валега малограмотный человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны кулаками, зубами...». [5, с. 82] Командир батальона Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губительный огонь пулеметов.
3. Искусство в годы Великой Отечественной войны
3.1. Кинематограф
Запечатлели для нас хронику войны 243 оператора-документалиста. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера. Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.
На фронтах Великой Отечественной войны работало около 250 кинооператоров. Основным ядром фронтовой кинохроники являлись операторы, закалённые на трудовых фронтах первых пятилеток, - Р.Кармен, М.Троневский, М.Ошурков, П.Палей. Но было и много талантливой молодёжи, впоследствии вошедшей в золотой фонд отечественной кинематографии, - В.Сущинский, Я.Лейбов, С.Стояновский, И.Беляков, Г.Бобров, П.Касаткин, Б.Небылицкий. Около полугода вела съёмки в партизанском соединении, действовавшем в тылу врага в Подмосковье, кинооператор М.Сухова. Не отрываясь ни на минуту от объектива камеры, снимал бой за освобождение советскими войсками станции Чоп, длившийся 5 часов, кинооператор Б.Пумпянский.
Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И.Копалина и Л.Варламова, с триумфальным успехом прошедший по экранам всего мира (только в США его посмотрели более 7 миллионов зрителей) и удостоенный высшей награды Американской киноакадемии - премии "Оскар" как лучший зарубежный документальный фильм 1942 года.
Последним документальным фильмом военных лет стала лента "Берлин" режиссёра Ю. Райлмана, созданная в 1945 году. Её демонстрацией открывался первый послевоенный международный кинофестиваль в Каннах.
Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров "Союзкиножурнала" и журнала "Новости дня". 14 документальных фильмов - среди них "Разгром немецких войск под Москвой", "Ленинград в борьбе", "Берлин" - были удостоены Государственной премии СССР.
За создание кинолетописи Великой Отечественной войны Центральная студия кинохроники в 1944 году была награждена орденом Красного Знамени. За документально-публицистическую эпопею "Великая Отечественная", состоявшую из 20 полнометражных фильмов, большому коллективу её создателей во главе с художественным руководителем и главным режиссёром Р.Карменом, впоследствии Героем Социалистического Труда, народным артистом СССР, в 1980 году была присуждена Ленинская премия.
Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны. Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Мраморный пилон с именами погибших документалистов киностудии "Мосфильм" высится на территории студии. А рядом - скульптурная композиция, представляющая собой бетонный блок рваной формы с горельефными изображениями героических эпизодов войны, выполненная скульптором Л.Берлиным, архитекторами Е.Стамо и М.Шапиро и установленная здесь в мае 1965 года.
3.2. Агитационный плакат как главный вид изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны
В двадцатом веке политическому плакату нигде в мире не придавалось такого большого значения, как в СССР. Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой Родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов...», - так рассказывает о плакате ветеран Великой Отечественной войны. В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов) создали эскиз плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.
«В первоначальном варианте, - рассказывается в книге «Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство», - штык красноармейца пронзал руку Гитлера, поэтому плакат звучал скорее как предупреждение. Но распечатан он был уже с другим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Гитлера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Подобное сочетание часто использовалось Кукрыниксами и другими художниками. [4, с. 39]
Яркие плакаты были созданы И. Серебряным «Накося, выкуси!», Н. Долгоруковым «Он слышит грозные напевы», В. Дени «На Москву! Хох! От Москвы: ох», «Лицо Гитлеризма» и другие. Больше всего сатирических плакатов было выпущено «Окнами ТАСС».
Плакат А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине!» напоминают работу Кукрыниксов сюжетом и художественным исполнением - сходным цветовым решением, использованием героического образа советского воина. Найдена удачная символическая характеристика фашизма. Враг показан в виде извивающейся огромной змеи в форме свастики, которую пронзает штыком воин Красной Армии. Работа выполнена с использованием характерного для плаката приема: без фона, с применением только черного и красного цветов. Изображение борющихся сил – агрессивной и отражающей агрессию - дано в резком противостоянии. Но обе фигуры имеют плоскостной силуэт. Ограничение в красках было вызвано необходимостью - для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была быть небольшой.
В плакате Н. Долгорукова «Так было Так будет!» также используется ограниченная палитра красок, изображение силуэтно. Вообще следует отметить, что в первый год войны художники создавали много силуэтных малокрасочных плакатов, где герои были представлены обобщенно, неиндивидуализированно. Была очень популярна историческая тема. На первом этапе войны основные усилия были направлены на разъяснение характера войны и целей СССР в ней.
В первые месяцы войны сюжеты героических плакатов были насыщены сценами атак и единоборств советского воина с фашистом, причем основное внимание, как правило, обращалось на передачу движения яростного устремления на врага. Таковы плакаты: «Вперед за нашу победу» С. Бондара, «Наше дело правое. Враг будет разбит!» Р. Гершаника, «Фашисты не пройдут!» Д. Шмаринова, «Вперед, Буденовцы!» А. Полянского, «Стальной лавиной раздавим врага» В. Одинцова, «Руби гадов!» М. Авилова, «Покажем презренным фашистским убийцам, как драться умеет советский моряк!» А. Кокорекина. Многофигурность композиции этих плакатов должна была подчеркнуть мысль о всенародном характере сопротивления врагу. Остановить нашествие любой ценой призывал плакат А. Кокоша «Боец, оказавшийся в окружении. Борись до последней капли крови!».
3.3.Музыка военной поры
Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.
Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.
Одна из самых замечательных песен начальных дней войны - «Священная война» А. Александрова сразу же завоевала всеобщее признание. Не было, пожалуй, человека, который не знал бы песен М. Блантера («В лесу прифронтовом» на слова М. Исаковского, «Жди меня» на слова К. Симонова). В золотой фонд советской песенной культуры вошли также «Песня смелых» В. Белого (текст А. Суркова), «Ой туманы мои, растуманы» В. Захарова (текст М. Исаковского), «Шумел сурово брянский лес» С. Каца (текст А. Софронова), «Песня о Днепре» М.Фрадкина (текст Е. Долматовского), «Заветный камень» (текст А.Жарова) и «Песня защитников Москвы» (текст А. Суркова) Б. Мокроусова, «Самовары-самопалы», «Вася-Василек», «Где орел раскинул крылья» (текст С. Алымова) А. Новикова, «В землянке» К. Листова (текст А. Суркова) и многие другие.
В суровые годы войны большое значение приобрела военно-духовая музыка. В частях Советской Армии, в радиопередачах постоянно звучали популярные марши: «Капитан Гастелло», «Народные мстители», «Родная Москва», «Победный марш» Н. Иванова-Радкевича, «Победа за нами», «Враг будет разбит», «Боевые друзья» М. Старокадомского, «Марш гвардейцев-минометчиков», «Встречный марш» С. Чернецкого, «Герои Отечественной войны» А. Хачатуряна, «За родину» Н. Ракова и др.
Стремясь художественно-философски обобщить события современности, советские композиторы наряду с массовым песенным жанром создали ряд монументальных симфонических произведений.
В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. В военные годы народ познакомился с 7-й симфонией Д. Шостаковича; с 22-й, 23-й и 24-й (1941 -1943 гг.) «военными» симфониями Н. Мясковского; 5-й симфонией С. Прокофьева (1944 г.), которую автор задумал как «симфонию величия человеческого духа». «Нашей борьбе и победе» была посвящена 2-я симфония В. Мурадели (1944 г.), большой интерес вызвала монументальная 2-я симфония А. Хачатуряна (1943 г.).
Значительно обогатилась камерная вокальная музыка, расширилась ее жанровая сфера. Преобладающими стали развернутые формы - баллада, ариозо, монолог, циклы романсов, объединенные общей, темой. Основу содержания, круг их тем и сюжетов составили мотивы героические и лирические. Таковы вокальные циклы А. Александрова «Три кубка» (текст Н. Тихонова), Ю. Левитина «Моя Украина» (тексты М. Голодного, С. Городецкого, С. Голованивского), В. Нечаева «О доблести, о подвиге, о славе» (тексты А. Ахматовой, Е. Долматовского, К. Симонова и М. Исаковского), романсы А. Александрова, Н. Ракова, Т. Хренникова и др.
В жанре хоровой музыки завоевали большую популярность яркие произведения Д. Кабалевского: сюита «Народные мстители» (1942 г.) на текст Е. Долматовского, хоровая сюита М. Коваля «Урал-богатырь» (1943 г.) на тексты В. Каменского, М. Матусовского, хоры А. Новикова.
Современная тема, образы героев Отечественной войны, тема любви к Родине широко проникли в жанр кантаты и оратории. В военные годы созданы такие значительные произведения, как оратория Ю. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» (1943-1944 гг.) на тексты К. Симонова, А. Суркова, М. Лозинского и С. Северцева, кантаты Н. Мясковского «Киров с нами» по одноименной поэме Н. Тихонова (1943 г.) и «На берегу Волхова» (1943 г.) М. Чулаки на текст В. Рождественского - обе посвящены городу-герою Ленинграду, кантата «Родина великая» (1942 г.) Д. Кабалевского на тексты С. Стальского, А. Прокофьева, Г. Табидзе, Р. Рза и др.
В 1941-1945 гг. увидели свет оперы «Емельян Пугачев» (1942 г.) М. Коваля, «Суворов» (1942 г.) С. Н. Василенко, «Война и мир» (первая редакция, 1943 г.) С. Прокофьева, главным действующим лицом которых был героический русский народ. И не случайно лучшие эпизоды этих опер связаны с воплощением образа народа. Впервые опера С. Прокофьева «Война и мир» прозвучала в концертном исполнении в Москве 2 и 11 июня 1943 г. в Большом зале Московской консерватории.
Огромный масштаб приобрела деятельность профессиональных и самодеятельных концертных бригад, обслуживавших воинов. Наряду с концертными бригадами на фронтах выступали и армейские ансамбли песни и пляски.
Советская музыкальная культура, основу которой составляет гуманизм, борьба за мир, за лучшее будущее человечества, сыграла большую роль в годы Великой Отечественной войны. Произведения советских музыкантов воспитывали в народе любовь к своей Родине, мужество, героизм, ненависть к поработителям, врагам культуры. Советские музыканты с честью выполнили свой долг перед Родиной.
Исследовательская работа. Омские художники.
Исследовательская работа проходила с 10.10.14г по 28.02.15г.
В библиотеке им. Пушкина мы собрали материал об Омских художниках, участников ВОВ. Из Омска на фронт ушли художники:
В.В. Баранов
И.И. Волокитин
М.Ф. Гладунов
В.В. Дмитриев
П.П. Корякин
Н.А. Кузьмин
Д. И. Логачёв
П. С. Мухин (участник ВОВ , 9-й артиллерийский корпус)
А. Е. Оськин (41г участник ВОВ)
И. Я. Сивохин (44-45г Карельский 3-й Украинский фронт)
Л. З. Худяков
Н. Тарубаров. Попав в фашистский плен, перед расстрелом нарисовал на стене обломком кирпича профиль В.И. Ленина, как знак верности идеалом советской Родины, стойкости и мужества.
Капитан Д. С. Суслов, воевавший на Белорусском фронте, рисовал острые, боевые плакаты, которые устанавливали на щитах вдоль дорог к границам Восточной Пруссии.
В.В. Кукуйцев (41-46г участник ВОВ)
В.Н. Белов (42-43гЗападный фронт, в 45г командир взвода в Германии)
Б Н. Николаев (43-47г 1-й Прибалтийский фронт, Восточная Пруссия)
Е. Н. Соловьёв
Г. Бритнер – не вернулись с войны
П. Рудаков – не вернулся с войны
М. Шушпанов
А.Н. Мостовщиков погиб в Советско-Финской войне 1939г
В. А. Босенко (42-44г 3 и 4 Белорусский фронт, имел ранения)
В.Р. Волков (42-43г художник полка, 181 запасной стрелковый полк)
В. В. Дмитриев участник ВОВ
Н. Ф. Кликушин(40-43г Монголия)
А. Н. Либеров (42г Калининский фронт)

В Омске во время войны работали:
К. П. Белов
Т. П. Козлов ( 41-43г заведующий мастерской по выпуску агитплакатов)
А. М. Дубровский

4.1.  Валентин Васильевич Кукуйцев (г.р.1922)

1941-46 - участник Великой Отечественной войны  1946-48 - работал художником на научно-экспериментальной керамической станции, 1949-54 – учился в Алма-Атинском театрально-художественном училище им. Н.В. С 1954 – художник в Омском отделении ХФ РСФСР  1965-68 – председатель Художественного совета Омской организации СХ РСФСР . 1968-72 - член правления СХ РСФСР; медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «За доблестный труд», «Ветеран труда» (1985).  Творческие награды: звание «Заслуженный художник РСФСР» (1983)
ВЛАДИМИР НИКИТИЧ БЕЛОВ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В 1941-42 годах учился в Тюменском пехотном училище.
В 1942-43 годы участник Великой Отечественной войны (Западный фронт. Имел ранение.
В 1943-44 годах посещал городскую художественную студию (руководитель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В 1945 вновь призван в армию, был командиром взвода охраны военной комендатуры г. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). В 1946 году окончил студию при Доме народного творчества. Стал членом Омского Товарищества художников.
В 1949 году работал в Художественно-промышленных мастерских Омского отделения Художественного фонда РСФСР. С 1964 года  кандидат в члены Союза художников СССР. С 1967 года член Союза художников СССР. В 1971-73, 1975-76 годах  член правления Омского отделения Союза художников. В 1977-80, 1983-86 годах  член ревизионной комиссии. В 1982-83 годах председатель ревизионной комиссии.
4.3. Либеров Алексей Николаевич

Родился 28.04.1911, Томск - 30.05.2001, Омск.
Живописец. Народный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, действительный член Петровской Академии наук и искусств, профессор живописи. Член СХ с 1943.
1926-31 - учился в художественной студии в г. Омске (педагог В.И. Уфимцев);
1929-31 - работал художником-плакатистом в рекламной мастерской "Союзкино" в г. Омске;
1933-39 - в Институте живописи скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Всероссийской Академии художеств на живописном отделении;
1937-39 - преподавал в СХШ им. С.М. Кирова при Академии художеств;
1939-42 - служба в рядах Советской Армии, участник Великой Отечественной войны (Калининский фронт);
1943-45 - работал в Доме офицеров им. М.В. Фрунзе в г. Омске;
1943-46 - преподавал в городской художественной студии при Омском музее изобразительных искусств;
Один из организаторов художественно-графического факультета ОГПИ им. А.М. Горького (1960); заведующий кафедрой изобразительных искусств.
С 1942 года жил в Омске.
4.4. Кликушин Николай Филиппович 17.02.1920 - 28.06.1998


Родился в с. Сладково Маслянского района Тюменской области. Окончил театрально-декоративное отделение Омского художественно-педагогического училища.
(1938) Работал художником в товариществе «Омхудожник»
(1938-1940), в художественно-производственных мастерских омского отделения Художественного фонда РСФСР (1946-1990-е).
Участник Великой Отечественной войны. Член Союза художников с 1947 г., член правления Омской организации Союза художников (1963-1964).
Участник областных, зональных, республиканских, тематических и других выставок с 1939 г. Среди произведений: «Портрет А. Молодцовой» (1957),
(1962), «Деревня Кондратьево» «Портрет солиста Омского народного хора Л. Шарохи». (1968).
4.5. Николай Афанасьевич Кузьмин (1920-2002)

Кузьмин родился в г. Благовещенске Амурской области.
В 1936 г. Семья переехала в Омск. В 1938-1940 гг. учился в Омском педагогическом училище им. М. Врубеля. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Омский институт физической культуры (1954). В 1954-1957 гг. работал в спортивном обществе «Динамо», с 1957 г. – в Омском отделении Художественного фонда РСФСР. Участник областных, зональных, республиканских, тематических и других выставок с 1954 г. Работал в области карикатуры, шаржа, плаката. Член Союза художников с 1967 г. Среди работ дружеские шаржи «Портрет артистки Т. И. Найденовой» (1959),«А. М. Гольденблюм» (1982), сатирические серии «Кого мы били в Сибири» (1967), «Российские правители» (1969). Произведения художника демонстрировались на выставках в Венгрии (1975, 1987).
4.6. Белов Кондратий Петрович 23.03.1900 – 04.05.1988


Детство прошло в селе Пача на берегу Томи. Рисовать начал с 7 лет. В мае 1919 года колчаковская мобилизация. Служба в Омске в 43-м строевом полку. Перешел в Красную Армию. Служба и обучение проходили параллельно. В 1924 г. он поступил в Омский художественно-промышленный техникум им. Врубеля. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал там актером, художником и режиссером. В этом же году командировка на север Омского района для контроля за уборкой урожая, откуда художник привез 140 графических портретов ударников труда. В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 19411945». В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств.
1976 народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Работы, посвящённые ВОВ: "Павлик Морозов", 1940;"Возвращение партизан в родное село", 1942; "Клуб фронта", 1943; "Пленные немцы", 1944; "Хлеб фронту", 1944; "Лиза Чайкина", 1945.В 1946 году Белову члена Союза художников России.
4.7. Беляев Николай Яковлевич (р.1923г)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Алексею Федоровичу Беляеву 24 февраля исполнилось 92 лет. В августе 42-го года прибыли на левый берег Дона. Когда поднимался в атаку, меня ранило осколком снаряда в ногу. Это случилось 18 августа 42-го года.
Потом лечился в эвакогоспитале в Казахстане. За точное попадание в цель по укреплениям врага наводчику орудия Алексею Беляеву 1 августа 1943 года вручили медаль «За отвагу» прямо на передовой. Героя поздравили и в «Боевом листке», который выпускали здесь, на фронте. Под Старой Руссой в одном из боев Алексея Федоровича тяжело ранило осколочным снарядом, в обе ноги, руку, голову, шею.
Отметив свой 21 год рождения в госпитале, юноша вернулся домой весной 1944 года на костылях и с протезом одной ноги. Награды: ордена Великой Отечественной войны I и II степени, медаль «За победу над Германией», медаль «За доблестный труд в годы ВОВ». Самая дорогая из них, конечно, боевая медаль «За отвагу».



Тимофей Козлов 25.06.1911 - 2001
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Живописец, засл. худ. РСФСР (1981). Окончил Омское худ.-пед. уч-ще (1937). Жил и работал в Омске. Тематические картины, портреты, пейзажи «Приезд красноармейца в родное село» (1939), «У карты Великой Отечественной войны» (1947), «Иртыш» (1947), «Галя – дочь художника» (1948). Художник оставил также целую галерею своих выдающихся современников, создав портреты Героя Социалистического Труда И. И. Трегубова, Героя Советского Союза В. А. Голоскокова, академиков В. П. Бисяриной, Г. И. Марчука и М. Л. Лаврентьева, деятелей науки и культуры М. С. Рабиновича, Т. М. Белозерова, Л. И. Иванова и других. Редко кто из художников отважился на такой трудоемкий и ответственный жанр, как групповой портрет. Т. П. Козлов дважды, с разрывом в четверть века, запечатлел на полотнах своих собратьев по цеху - в 1957-м ("Творческий отчет"). Одно из самых знаменитых произведений Т. П. Козлова - полотно "У карты Великой Отечественной войны" (1947).
4.9 Геннадийй Добров (1937 - 2011)


Имя при рождении: Геннадий Михайлович Гладунов.
Геннадий Добров родился в 1937 г. в семье художников в Омске.
В 19511956 гг. учился в Московской средней художественной школе,
с 1954 участвовал в художественных выставках.
19741980  Создание серии рисунков «Автографы войны».
19781981  Работа в технике литографии, офорта. Живописные портреты. 19811982  Создание картины «Прощальный взгляд».
19821986  Работа над картиной «Бред преследования».
19892001  Пять поездок в Афганистан. Создание серии «Молитва о мире». 19922006  Работа над картиной «Воспоминания о коммуналке».
19942000  Посещение бывших фашистских концлагерей. Серия «Реквием». 19992004  Поездки в 124-ю лабораторию г. Ростова-на-Дону.
Рисунки «Международный терроризм».
20022004  Работа над графической серией «Душевнобольные России». 2004  Две поездки в г. Грозный. Создание рисунков «Я любил этот город». 2008  Поездка в Нью-Йорк на открытие персональной выставки «Зарисовки в память о жертвах Холокоста и их освободителях» в штаб-квартире ООН.
2008  Выставка «Реквием» в Эндикотт-колледже в США (шт. Массачусетс). Сентябрь-октябрь 2008  Поездка в разрушенный Цхинвал.
Создание рисунков «Южно-Осетинская трагедия». 19411945 гг., в Центральном Историческом музее и в Музее капитуляции Карлсхорст (Берлин). Награды и звания: 1987  За серию «Автографы войны» награждён медалью «Борцу за мир».
1996  За серию «Реквием» присвоено звание «Заслуженный художник РФ». 2003  За серию «Молитва о мире» присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РФ».
2004  Присуждён Диплом Академии художеств РФ за серию станковых рисунков из цикла «Листы скорби».
2007  Избрание почётным членом Российской Академии Художеств.

5.1. Изображение портретов ветеранов войны.
Изучая работы Омских художников, я решила внести свой вклад в изображении портретов Черлакских ветеранов ВОВ и свою работу я посвящаю 70 летию Победы.
Портрет В.М. Корниевской.
Учительница младших классов Валентина Михайловна Корниевская пошла добровольцем в 1942 г. Служила в 736 – м зенитном полку. Повидала очень многое: смерть близких товарищей, ранение, контузию. Награждена медалями «За победу над Германией». После войны вернулась к своей прежней работе, работала в Большеатмасской школе.
Портрет И.С. Личилина.
Родился И.С. Личилин в 16.09.1912г с. Андреевка Оконешниевского р-она Омской обл. С 10 лет пахал, занимался хозяйством, после окончания школы выучился на тракториста, стал работать. В 1932 г. Приехал в Черлак, учился в военно - артиллерийской школе. С этого времени началась его военная жизнь.
-1934г. Дальний Восток
- 1941г – 3-й Белорусский фронт, медаль «За боевые заслуги»
- 1942г – танкист. За взятие Ельни награждён Орденом Отечественной войны 1 –й степени.
- 1914 освобождение Москвы.
- 1943г под Витебском ранен, контужен.
- 1945 Брест. В Черлак вернулся в 1955 г. Работал шофёром в ветеренарной лечебнице, в автохозяйстве, в райпо.
Вывод: Своим исследованием мы подтвердили, что Омские художники продолжали традиции мастеров предшествующих столетий.
Наша Черлакская земля внесла вклад в историю защитников войны против фашисткой Германии. На войне сражались 3096 наших земляков. Их имена внесены в «Книгу Памяти», о них написаны рассказы. Их семьи, внуки и правнуки бережно хранят документы и фотографии своих отцов, братьев и дедов, которые отдали свои жизни за правое дело. Пройдут годы, но в памяти навсегда должны остаться те люди, которые защищали нашу Родину и стояли насмерть. Мы будем верными защитниками нашей Родины, продолжая традиции наших дедов.
6.Заключение.
Борьба за свободу и независимость Родины в годы войны стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. Мобилизация духовных сил советского народа в годы Великой Отечественной войны была главной задачей нашего искусства. Великая Победа стала общим, всенародным делом. Она день и ночь ковалась на фронте и в тылу. И без всякого преувеличения можно сказать, что свою важную лепту в общее дело внесли и деятели культуры: писатели, художники, музыканты, кинематографисты.
В нашем посёлке бережно относятся к ветеранам, помнят о страшных годах войны. В музее проходят встречи учащихся с экспозицией, в которой рассказывают о Черлакских ветеранах, передают традиции из поколения в поколение.



















Список литературы:
В. Асафьев «Последний поклон» - М., 1983г С.1
И.А.Бродский, Л., Художники города-фронта Воспоминания и дневники ленинградских художников, редактор-составитель «Художник РСФСР», 1973
«Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство». М., Мысль, 1995
Головков А. «Вчера была война». Журнал «Огонек»,№25 1991
А. М. Гольденблюм «Изобразительное искусство Омской области» Омск 1959г
В.И. Гапаева Э.В. Кузнецова «Беседы о Советских художниках» Изд. «Просваещение», М.-Л., 1964г
А. Дмитриенко «Приростая Сибирью». Художник 1985г №12
История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период Издательство "Наука", М., 1967 г.
П. Топер. Ради жизни на земле. Литература и война. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985
А. Либеров «О родном крае» Омская правда 1949г
А. Либеров «Каталог выставки» Авт. Выс. Ст. А. Долгих. - Омск 1981г.
А. Либеров Буклет. – М. 1949г
Боевой Карандаш творческий коллектив художников и поэтов Ленинграда, Л, „Художник РСФСР“ 1977
Никифоровская И. В. Художники осажденного города // Ленинградские художники в годы Великой Отечественной войны// „Искусство“ Ленинградское отделение, 1985.
Паперная Н. Н. сборник Подвиг века Художники, скульпторы, архитекторы, искусствоведы в годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда, Л, Лениздат, 1969
Селиванова И. В. Рядовой блокадной эпопеи художник Василий Селиванов, СПб, И.Д.“Действующие лица», 2006
Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000









Приложение:

Фронтовые альбомы: «Винтовка и карандаш»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Е.И. Комаров. На обороне переправы реки Жиздры. 1942 г.





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Е.И. Комаров. Портрет В.Г. Зайцева. 1943 г.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

К.И. Финогенов Герой Советского Союза А.П. Иванов. 1943 г.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Р.Ф. Житков. Лейтенант медицинской службы Л.И. Карпуха. 1943 г.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Н.Н. Жуков. Атака. 27 июля 1943 г.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

С.С. Уранова. Ранен в боях за Днепр. 1943 г.







[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

А.В. Кокорин. В бригаде «Буревестник». 1944 г.



 РАБОТЫ С. М. ГОДЫНЫ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


«Прицел» 42г

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Либеров. Из фронтового альбома «Сталинград. После боя» 1943г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Либеров. Из фронтового альбома «Сталинград» 1943г









13PAGE 15


13PAGE 14415




Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Тимофей КозловЕ.И. Комаров. Портрет В.Г. Зайцева. 1943 г.К.И. Финогенов. Герой Советского Союза А.П. Иванов. 1943 г.Н.Н. Жуков. Атака. 27 июля 1943 г.