Урок русского языка в 7 классе на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»
Министерство образования и науки РБ
МАОУ «Средняя школа №60 социальной адаптации детей-инвалидов»
Урок русского языка
в 7 классе
на тему «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»
Провела преподаватель
русского языка и литературы
Дмитрова С.М.
г. Улан-Удэ
ноябрь 2013 г.
Тема: «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы»»
ТДЦ:
подготовить учащихся к написанию сочинения; восстановить в памяти знания о понятии «портрет» и «литературный портрет»;
уметь отмечать индивидуальные, особые черты внешности человека, посредством описания внешности показать внутренний мир человека;
научить учащихся составлять план сочинения;
воспитывать внимательное отношение к окружающим людям.
Форма урока: урок по развитию связной речи по картине.
Оборудование: план-конспект урока, раздаточный материал: карточки, портреты.
Эпиграф: Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Наш урок посвящен теме «Описание внешности человека».
Давайте присмотримся друг к другу. Как мы выглядим? Как мы разговариваем? Как смотрим? Каково выражение наших лиц? Глаз? Мы порой, ребята, многое знаем, умеем многое, но разучились или не научились смотреть друг другу в глаза.
Сегодняшний урок поможет вам не только написать дома сочинение. Наш разговор о внешности человека поможет вам задуматься над тем, как важно быть наблюдательным человеком, внимательным к окружающим нас людям, как важно понять характер и настроение, внутренний мир человека, находить главное (неповторимое) во внешности конкретного человека и уметь описывать свои наблюдения.
запишите сегодняшнее число и тему урока: «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» и эпиграф: Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов).
[2 мин]
Теоретическая разминка:
На уроках литературы мы знакомились с понятиями «портрет» и «литературный портрет». Вспомним эти определения. (ответы детей)
[2 мин]
запись слова портрет в тетрадь.
Для чего вводит автор описание внешности героев в художественное произведение? (чтобы представить героя, через описание внешности понять внутренний мир, объяснить их поступки).
Погружение в тему:
Сегодня на уроке мы попробуем описать картину. Для этого познакомимся с картиной В.И. Хабарова «Портрет Милы».
Ваши первые впечатления о картине. Что вы видите? Кого изобразил автор? В какое время это происходит? (не было Интернета, компьютера)
Кто нарисовал эту картину? Давайте узнаем об авторе этой картины: (выступление ученицы Сони Булыга) [2 мин]
Валерий Иосифович Хабаров широко известен в нашей стране и за рубежом. Родился 4 августа 1944 года в Мичуринске. В 14 лет по рекомендации Аркадия Васильевича Платицына он поступил в Рязанское художественное училище. Затем после обучения его ждала служба в армии на Сахалине.
В 1967 году В.И. Хабаров поступает в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова на графический факультет, где учится в течение шести лет.
Уже около 40 лет художник живёт и работает в Москве, иногда посещая родной Мичуринск. Он много трудится. Каждая его картина отличается выраженной естественностью, точностью, удивительной гармонией изображения. Причём во все полотна Валерий Иосифович вкладывает особый смысл. Основной жанр его творчества - портрет.
В 2006 г. на Московской международной выставке-конкурсе "Золотая кисть" художник завоевывает Гран-при, представив «Портрет А.К. Гурьянова». В.И. Хабарова называют портретистом от Бога. Над каждым портретом он работает медленно, тщательно, с полной отдачей, проникая в характер человека, затрагивая его психологические струнки.
***
Да, считается, что хорошо написанный портрет показывает не только физические, но и духовные черты человека:
1) рассматривание портрета Анатолия Карпова: Чей портрет? (ответы детей)
Герой стоит по центру, оперевшись на стол обеими руками, в одной руке держит шахматную фигуру, а еще несколько находятся на столе. Здесь же лежит листок бумаги и ручка. Лицо серьезное, открытое, голубые глаза выдают мудрость, решительность, серьезность.
2) «Автопортрет». Обсуждение картины.
Работа над картиной «Портрет Милы»:
Давайте вернемся к картине «Портрет Милы». С чего начинаем описывать внешность человека? (с описания лица)
Что вы можете сказать о Миле? (ей 12-13 лет, начитанная, серьезная, увлеченная). Чтобы создать образ, надо описать внешность человека.
Работа с таблицей: (Заполнить таблицу, используя причастия, прилагательные – эпитеты). «Кто больше подберет причастия и прилагательные к опорным словам?» Работаем быстро и экономно! Чтение работ.
Беседа по картине:
1) А теперь рассмотрим внимательно картину, увидим на ней всё, что нарисовано:
Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?
Как комната характеризует хозяйку? Назовите те предметы, что видим на картине.
Какие краски использует художник?
Как вы думаете, почему рядом с креслом девочки лежат коньки? (увлечение Милы)
Какую книгу читает Мила? О чем? Интересна ли она? (ответы детей)
2) Работа в группах: (учебник, упр.77)
Представьте себе, что вы вошли в комнату Милы и увидели свою подругу (сестру) с книгой в руке. Девочка даже не обратила на вас внимания, и вы невольно стали рассматривать её лицо, позу, одежду. Что нового узнали о Миле? О чем хотели бы её спросить? [7 мин]
Составление диалога (работа в парах)
Что такое диалог? Как он оформляется на письме? О чем вы спросите читающую подругу (сестру)?
Прослушать детей, скорректировать, дополнить: (4-5 предложений)
- Привет, Мила!
- А? Что?
- Что ты читаешь?
- Я так зачиталась, такая интересная книга, ты не представляешь! Я сейчас…
Повторение грамматики (о роли причастий, ПО в предложении):
(запись предложений)
Лампа, освещающая девочку, висит над креслом.
На полу лежат коньки, брошенные девочкой.
Девочка, увлеченно читающая книгу, сидит в кресле. (повторение знаков препинания при ПО)
Вывод: Причастия, так же как и прилагательные, обогащают нашу речь, делают её выразительной, красочной. (увлеченная, мыслящая, думающая, читающая, сосредоточенная)
Поза, жесты, выражение лица свидетельствуют об умении живописца глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка и раскрыть его зрителю.
Да, ребята, художник показал девочку, не только увлеченную чтением, девочку, мыслящую, думающую, по лицу (настолько она увлечена, сосредоточена) мы видим, что у неё происходит внутри, о чем она думает, переживает. Вы согласны со мной?
Работа над планом сочинения:
Теперь нам предстоит обдумать план сочинения. У каждого из вас этот план может быть свой. (свобода творчества). «С чего начать? Чем продолжить? Как закончить?» - вот вопросы, на которые вам предстоит ответить.
Сколько частей должно включать в себя сочинение? (3) (План сочинения на листке)
В какой части вы дадите описание внешности Милы?
В какую часть включите диалог?
Куда вы вставите описание комнаты?
Чем вы закончите сочинение?
Составьте (дома) заголовок, начало и конец текста!
(раздать памятку – поможет в написании сочинения-описания)
Если есть время!
Дать детям: 1) придумать заголовок; 2) заполнить 1 часть плана (чтение)
План:
- Вступление. Общие сведения о картине.
- Основная часть (состоит из нескольких частей): 1. Описание портрета Милы: а) черты лица; б) глаза (взгляд); в) поза; г) волосы; д) фон картины. 2. Диалог: а) увлечение чтением (о книгах); б) коньки.
- Заключение. Мои (ваши) впечатления о картине.
Итог урока. Рефлексия:
О чем вы задумались, глядя на картину? Какая мысль художнику была важнее? В чем заключается идея картины? (ответы детей)
Внешность девочки, её сосредоточенность, увлеченность (книга, коньки) показали нам внутренний мир Милы. Она ваша ровесница. Сегодня вы такие, завтра – другие, только развиваясь, обогащаясь каждодневно, человек становится мыслящим, уверенным, спокойным. И я хочу сказать в конце: «Будьте внимательны друг к другу, наблюдательны, отзывчивы по отношению к своим близким!»
Оценки, комментарии.
Дома: написать сочинение по картине.
Памятка для обучения описанию
1. Охарактеризуйте общий вид предмета (тему описания)
2. Определите цель описания.
3. Помните, что в состав вашего описания должно входить указание на местоположение предметов и названия самих предметов, здесь расположенных, т.е. предложения должны в вашем тексте строиться по схеме: где? – что?
4. Обратите внимание и на разнообразие средств со значением местоположения: около …, рядом с …, за ней, справа от …, налево от …, посередине…
5. Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения.6. Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.
7. Подумайте над итогом описания и его оформлением.
8. Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшие.
9. Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром.
10. Работайте над окончанием текста.
Чтобы ваше сочинение было интересно читать, не забудьте об эмоционально-экспрессивной стороне речи
Портрет – изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре
Живопись – 1. изобразительное искусство – создание художественных образов с помощью красок; 2. произведения этого искусства
Литературный портрет – это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды.Внешность Милы. Составление таблицы с включением средств художественной выразительности
Лицо Глаза (взгляд) Волосы Одежда Поза Фигура Эпиграф:
Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. (И. Глазунов)
Самоанализ урока
Урок по развитию речи по теме «Подготовка к сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» прошел в 7 классе. Присутствовало 6 человек.
Цели урока: 1) учебная – формирование основных компетенций учащихся по русскому языку – коммуникативной, литературоведческой, читательской, культуроведческой;
2) развивающая – развитие универсальных учебных действий: личностных, познавательных (общеучебные), коммуникативных. А также развитие познавательных процессов (воображения, внимания, образного мышления и речи).
3) воспитательная – воспитывать внимательное отношение друг к другу, к близким.
Тип урока – урок развития речи.
Структура урока соответствует данному типу урока. Урок состоял из следующих составляющих элементов:
1 этап. Ориентировочно-мотивационный. Задачей которого было эмоционально подготовить учащихся к работе, более глубокому проникновению в его содержание и мотивировать их к последующей учебной деятельности. Психологический настрой на уроке (формирование поликультурной (быть внимательными друг к другу, наблюдательными), информационной (сообщение о художнике, его портрет, портрет А. Карпова), познавательной, коммуникативной компетенций).Приемы:
Слово учителя.
Карточки, портреты.
Сообщение ученика о художнике.
2 этап. Операционально-исполнительский. Задачей этого этапа было: создать условия для проявления познавательной активности учащихся, воспитание и развитие индивидуальных особенностей учащихся.
Приемы:
Ответы на вопросы
Беседа
Выразительное чтение предложений
Выполнение задания «Составление диалога» (формирование информационной, познавательной компетенций).
3 этап. Рефлексивно-оценочный, задачей которого было: развитие мышления, речи (рефлексивные компетенции)
Приемы:
1. беседа, опрос;
2. выполнение задания
Использован объяснительно-иллюстративный метод, приемы – слово учителя, беседа. Частично-поисковый метод – нахождение примеров из картины.
Самостоятельная работа учащихся: составление диалога.
4 этап. Обобщение и закрепление пройденного материала. Оценка. Домашнее задание.
Методы и приемы обучения соответствуют содержанию материала, типу, целям урока и возрастным особенностям детей.