Конспект НОД для детей средней группы. Тема: «Здравствуй, Масленица».


Конспект НОД для детей средней группы.
Приобщение детей к русской национальной культуре.
Тема: «Здравствуй, Масленица».
Подготовила и провела: Касимова О.П.
Цели:
Знакомство детей с русским народным праздником масленицей.
Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице»
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;
Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Развивать мелкую моторику;
Упражнять в словообразовании.
Интеграция образовательных областей: (Худ.Эст.Р, РР, СКР, ПР )
Предварительная работа: Разучивание хороводных игр, закличек.
Материалы и оборудование: Кукла «Масленица», блины, проектор, МР3 проигрыватель, подборка тематических аудиоматериалов, видеоматериалов. Листы бумаги в форме сковороды с не закрашенным кругом в середине.Цветные карандаши.Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нам с вами необычный день. Вы верите в чудеса? (Да). А хотели бы оказаться в прошлом? (Да). Мы сегодня окажемся с вами на старинном русском празднике- «Масленице».  Но сначала узнаем, что же это за праздник.
Скажите какое у нас с вами время года? (Зима).
А какой месяц? (Февраль)
Мы знаем, что февраль-это последний месяц зимы.
А какое время года настанет после того как пойдет февраль? (Весна) Правильно после зимы приходит весна. В старину люди думали, что смены времен года не будет, если не провести в свой срок нужный обряд. Зиму надо было проводить, а весну встретить, иначе весна-красна мимо проедет.  Масленица и есть праздник в честь возрождающегося по весне солнца. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.  Длился праздник целую неделю – с понедельника по воскресенье Хотели бы вы оказаться на празднике «Масленице»? (Да, очень).
Праздник Масленицы начинался в понедельник и назывался этот день-«Встреча». В этот день все встречали соломенную куклу «Масленицу». Давайте и мы с вами позовем к нам в гости «Масленицу».
Воспитатель.
«Как у наших ворот
 Собирается народ!
Мы сегодня зиму провожаем!
 Весну красную встречаем! 
Приезжай к нам в гости, Масленица,
 На широкий двор –
На горах покататься,
 В блинах поваляться,
Сердцам потешаться!»
Звучит музыка « МАСЛЕННИЦА». Вывозятзят куклу «масленицу».
Посмотрите, ребята, к нам в гости приехала «масленица». Посмотрите какая она красивая, нарядная. В старину к первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы. Наряжали ее в расписной сарафан и платок нарядный. Эта кукла –символ уходящей зимы. Ее возили на санях по всему городу и люди ей радовались. Также пекли блины.
Рисование «Испеки блин на сковороде»
Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

МУЗЫКА. ЩЕДРАЯ МАСЛЕННИЦА.
Второй-день недели назывался «Заигрыш». В этот день устраивались игры и потехи.
Игры «Горелки», «Солнышко», «Тетёрка».
Третий день Масленицы - среда - «лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины самый главный символ «Масленицы». А вы хотите полакомиться блинами? (Да).
Пальчиковая гимнастика.
Брынцы - брынцы, (ладушки)
 Пеките блинцы!
 (Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
 Мажьте масленее
 (Поглаживают друг другу ладони)
 Будьте повкуснее!
Брынцы - брынцы, (ладушки)
 Подайте блинца!
 (Протягивают руки вверх ладонями).
Аппликация «Солнышко»
Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».

«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Дети читают закличку.
Приди, Весна, приди, красна!
Приди, Весна, с радостью,
С великой милостью:
С жарким солнцем,
С высоким хлебом,
С урожаем богатым,
С добром ко всем ребятам!
ПЕСНЯ «МАСЛЕННИЦА»
Динамическая пауза «Перезвон»
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая,Наша гостьюшка годовая,Да на саночках расписных,Да на кониках вороных,Живет масленица семь деньков,Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в круге поют:Дили-динь, дили-дон!Ах, откуда этот звон?Били-бим, били-бом!Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
«Пятый блин»
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.Почитает весь народ Масленицу нашу.Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:На тарелке он один - называем просто ... (блин).Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).Огромный, как домище - назовем ... (блинище).
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Кулачные бои, мерились силами, стенка на стенку.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы».Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
Как на масленой неделеИз печи блины летели!С пылу, с жару, из печи,Все румяны, горячи!Масленица, угощай!Всем блиночков подавай.С пылу, с жару – разбирайте!Похвалить не забывайте.
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.
Дегустация блинов под музыку.
САМОАНАЛИЗ
НОД для детей средней группы.
Приобщение детей к русской национальной культуре.
Тема: «Здравствуй, Масленица».
Подготовила и провела: Касимова О.П.
Цели:
Знакомство детей с русским народным праздником масленицей.
Приобщение детей к русской национальной культуре.
Задачи:
Вызвать интерес к русскому национальному празднику «Масленице»
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни;
Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Развивать мелкую моторику;
Упражнять в словообразовании.
Интеграция образовательных областей: (Худ.Эст.Р, РР, СКР, ПР )
Предварительная работа: Разучивание хороводных игр, закличек.
Материалы и оборудование: Кукла «Масленица», блины, проектор, МР3 проигрыватель, подборка тематических аудиоматериалов, видеоматериалов. Листы бумаги в форме сковороды с не закрашенным кругом в середине.Цветные карандаши.Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.Шарф для завязывания глаз, колокольчик.