Контрольная работа по обществознанию на тему: Социальная сфера ( 8 класс)
Вариант 1
1. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям, называется
1)социальной группой 2) конфликтной группой 3) классом 4) репрезентативной группой
2. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы. Б. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.
1) верно только А 2) верны оба суждения 3) верно только Б4) оба суждения неверны
3. Место человека в социальной структуре общества называется
1)социальной стратой 2) социальной сферой 3) социальной группой 4) социальным статусом
4. Ниже приведён перечень терминов, характеризующие понятие «социальная группа». Большая, первичная, вторичная, неформальная, доктринальная. Укажите термин, относящийся к другому понятию.
5. Предписанным статусом не является
1) пол 2) расовая принадлежность 3) образование 4) возраст
6. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств называется
1)модификацией 2)нострификацией 3)социализацией 4)адаптацией
7. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом,полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным(1). Каждая личность в обществе выполняет определённые социальные (2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по (3) и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является (4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.). Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе(5) статусов является основой социальной(6)».
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А)функция Б)гражданин В) статус Г)стратификация Д)рождение Е)социализация Ж)иерархия
8. Дайте определение понятиям «нация», «конфликт» «отклоняющееся поведение».
9. Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются
1) обычаем 2) правом 3) порядком 4)моралью
10. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КРИТЕРИИ СТАТУСА ВИДЫ СТАТУСА
1) национальность А) достигаемый2) профессия Б) предписанный3) пол
4) образование
5) социальное происхождение
11. В романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» действие происходит в США в середине XIX века — в эпоху расцвета рабства. После того как в 1512 году правительство Испании запретило использовать американских индейцев в качестве рабов, негры стали массово вывозиться из Африки на плантации Юга США. Они были приспособлены к труду в тяжёлых условиях и фактически бесправны. Когда во всём цивилизованном обществе развивался капитализм, в США ещё существовало рабовладение. Возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к мятежу рабовладельческого Юга и Гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. Это стало первым этапом межэтнических конфликтов между неграми и «белыми» в США, которые продолжались более века. Одним из ярких его проявлений было возникновение в 1865 г. тайного общества Ку-клукс-клан, занимавшегося поджогами и убийствами на расовой почве.
А. Используя свои знания из курса истории и обществознания, напишите не менее двух последствий существования рабовладения на территории США для межнациональных отношений в этой стране.
Б. Приведите не менее двух примеров роли государства в разрешении межэтнических конфликтов.
Вариант 2.
1. К социальным нормам не относится
запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора 2)запрещение разбирать электроприбор,если он подключён к электричеству 3) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение 4)обязанность заботиться о престарелых родителях
2. Поведение, не согласующееся с общественными нормами, называется
девиантным 2) демонстративное 3) дезинтеграционное 4) деструктивное
3.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «этнос».
Народ, нация, народность, племя, группа, раса.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
4. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется
1) ксенофобией 2) ассимиляцией 3) толерантностью4) этногенезом
5.Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется
1) расой 2) племенем 3) народом4) гражданством
6. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные(1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми (2), называется отклоняющимся поведением.К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиозный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Особенно опасными для общества являются такие социальные(3), которые признаются в обществе правонарушением. Правонарушение — это общественно опасное виновное, противоправное(4) (действие или бездействие), наносящее вред общественным(5) и влекущее за собой юридическую(6)».
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
А)нормаБ) деяние В) общество Г) отношение Д )труд Е)ответственность Ж) отклонение
7. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется
1)конформизмом 2) популизм 3) экстравагантное поведение 4) эмансипация
8. Дайте определения понятиям «социальная стратификация», «межнациональный конфликт», «социальная роль».
9. Дайте определение понятия «социальная группа» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.
10. Прочитайте текст и выполните задание: «Факторы успеха» по ранжиру для молодежи выстроились так: личные качества, амбиции самого человека назвали 75,9%, влиятельные связи — почти столько же (74,7% опрошенных). Способности ...на третьем месте по значимости в глазах молодых людей (71,2%). А дальше можешь рассчитывать на своё трудолюбие (70,0%), на помощь родственников и друзей (50,4%), а ещё на удачу и везение (49,6%), поддержку со стороны государства (39,1%)... Замыкают список государственныесоциальные программы — 26,7%.»
А. Дайте определение «факторам успеха», упомянутым в тексте.
Б. Используя свои знания из курса обществознания, истории и общественной жизни, приведите не менее двух примеров влияния, которое оказывают факторы успеха на социальную мобильность людей.
11. Найдите в приведённом списке субъекты Российской Федерации, чьи названия произошли от названия титульной нации, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Курская область
Чукотский автономный округ
Республика Татарстан
Республика Башкортостан
Иркутская область
Красноярский край
Приморский край
Еврейская автономная область