Статья о проектной и исследовательской деятельности школы Воспитать гражданина 
Учим учиться
Школа сегодня выпускает человека знающего, но со слабой способностью самостоятельно выбирать моральные принципы и руководствоваться ими в своей деятельности и поведении, человека, у которого не развита система отношений к самому себе, обществу	и природе. Без способности к самоопределению человек не имеет возможности обрести культуру, реализовать себя как часть народа, человечества, уникального явления природы, космоса. Сегодня важна задача: «Как жить?», а не «Кем быть?» Над вопросом как практически организовать педагогическое пространство, по какой технологии и как экологически гуманно вести педагогический процесс, как организовать жизнеспособную систему с подвижными формами, как избежать косности и неподвижности системы, работает весь коллектив МБОУ СОШ с.Хмелинец. 
Современный учитель часто «учит учеников», а должен видеть перед собой ЧЕЛОВЕКА, который имеет не только обязанности, но и права, имеет свой взгляд на мир, свою точку зрения. Обучение должно давать детям возможность что-то улучшить уже в своей сегодняшней жизни, позволять прямо на уроках извлекать необходимые жизненные уроки, обогащать себя новыми качествами, пробуждать интерес к себе как к человеку, создателю, творцу, живой интерес к миру.
Проблема в том, что, теоретические знания, даваемые в школе, не  всегда применимы учащимися в дальнейшей жизни. В связи  с этим  в  образовательной деятельности школы определилась актуальная  педагогическая   задача,  суть  которой  состоит  в   формировании системы  личностных  качеств учащегося,  как  основы его социальной  и  жизненной успешности. 
 Одним  из  показателей социальной продуктивности современного человека  является   способность  к  проектному  мышлению.    «Проектное  мышление,  проектная  деятельность –  процесс  обобщенного  и  опосредованного  познания  действительности,  при котором человек  использует  технические,  экономические  и другие знания  для  выполнения   проектов  по созданию  культурных  ценностей» (А.Гузеев).  В  данном  определении  заключается  образовательная задача,  суть  которой    лежит  в  обучении ученика осмысливать   любые  учебные  знания  в  ценностно-смысловом,  культурно определенном  значении,  то есть дидактическое обеспечение некой  практической пробы  применения  теории.   Безусловно,  проект  есть  опосредованная  проба,  но  она способна  заполнить  создавшийся   в  школьном  обучении практический   вакуум. 
Проектной деятельностью обучающиеся занимаются на уроках химии, обществознания, английского языка, но наиболее успешно эта деятельность осуществляется во внеурочной деятельности:
1. Октябрь 2011 года - участие педагога школы Калининой И. В. в областном практическом семинаре «Атрибуция музейных предметов как инновационная форма работы с обучающимися в краеведческих объединениях» с докладом «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся по краеведению».
2. Октябрь 2011 года – обучающийся 11 класса Якунин Иван стал победителем регионального конкурса на соискание премии М. П. Трунова в номинации «Лучшая школьная работа».
3. Декабрь 2011 года - обучающаяся 8 класса Алексеева Дарья заняла 2 место в областной конференции «Шаг в будущее», получила свидетельство участника выставки «Шаг в будущее» «За высокие достижения в научной работе». 
4. Декабрь 2011 года - обучающийся 11 класса Якунин Иван занял 1 место в областной конференции «Шаг в будущее», получил свидетельство участника выставки «Шаг в будущее» «За высокие достижения в научной работе». 
5. Декабрь 2011 года - 1 место в областной туристско-краеведческой конференции «Отечество» занял ученик 9а класса Гуцул Максим в секции «Культурное наследие».
6. Февраль 2012 года - обучающаяся 8 класса МБОУ СОШ с. Хмелинец Алексеева Дарья заняла 1 место в районной конференции «Шаг в будущее».
В соответствии с Программой развития образовательного учреждения тема модернизации образовательного процесса: «Формирование и развитие социальной компетентности обучающихся».
15