Программа по ПДД Азбука безопасности (3 класс)
Российская Федерация Управление образования администрации Богучанского района
муниципальное казенное образовательное учреждение
Богучанская средняя общеобразовательная школа № 2
СПП/ОГРН 2407009787/24070100/1022400592840 Перенсона, 9, с.Богучаны, Богучанский район, Красноярский край,
663430 Телефон: 21-2-29, 22-9-05
УТВЕРЖДАЮРАССМОТРЕНО
Директор школы:на заседании ШМО
________________/ /Протокол № ___
«___» августа 20___г.От « __» августа 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Азбука безопасности на дороге»
для 3 класса
Программа составлена учителем О.Ю. Ивашкиной
с. Богучаны, 2014 г
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Азбука пешехода» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
привитие умения пользоваться общественным транспортом;
ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:
тематические занятия
игровые тренинги
викторины
разбор дорожных ситуаций на настольных играх
тестовые задания
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
выпуск стенгазет
встреча с работниками ГИБДД
просмотр видеофильмов
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование с целью изучения программного материала.
Формы и методы контроля:
организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
организация игр-тренингов;
анализ результатов деятельности.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы
Универсальные учебные действия:
1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:
— характеризовать слова «опасность», «опасный»;
— объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»,
— предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
— представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
— объяснять значение правил дорожного движения;
— группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
— соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
— анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
— выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации;
— анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Методические рекомендации к организации занятий по программе
Целью внеурочной деятельности по профилактике дорожно-транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Проведение занятий предусматривает теоретическую подачу материала и практическую деятельность в виде занятий в «городке безопасности», экскурсий, игр, подготовки театрализованных представлений по ПДД, подготовка к проведению которых реализуется по принципу сотрудничества детей, родителей и педагога. Управление процессом обучения в курсе «Азбука пешехода» осуществляется через создание условий, реализацию творческого потенциала детей, самостоятельную практическую деятельность, приобретение навыков и умений.
Формы учета знаний, умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
устный опрос
конкурс рисунков
викторины
загадки
тесты
мини-сочинения
акция «не ломайте остановки»
плакаты
Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Учебно-тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем Всего часов
1 Ориентировка в окружающем мире. 15 ч
2 Ты – пешеход. 15 ч
3 Наши верные друзья на улицах и дорогах. 23 ч
4 Ты – пассажир. 12 ч
5 Как избежать беды. 3 ч
Итого: 68 ч
Календарно - тематическое планирование
№ урока Содержание
(раздел, тема) Количество часов Дата проведения
По плану Фактически
Ориентировка в окружающем мире - 15
1 Вводное занятие. Тест «Подбери слова» 1 2 Наше село и его транспорт 1 3 Дорога в школу 1 4 Наша улица, наш район 1 5 Тест «Люди, помогающие в опасности» 1 6 Где можно и где нельзя играть 1 7 Тест «Кто и что помогает в опасности» 1 8-9 Тест “Опасные и безопасные ситуации” 2 10-11 Разнообразие транспортных средств (легковой, грузовой, общественный, специальный). Краткие сведения об истории создания различных транспортных средств 2 12-13 Конкурс рисунков «средства передвижения прошлого» 2 14-15 Как рождаются опасные ситуации на дорогах 2 Ты – пешеход - 15
16 Взаимоотношения участников движения – условие его безопасности 1 17 Правила поведения на дорогах в населенных пунктах при разных погодных условиях 1 18 Где и как переходить дорогу Общие правила перехода улиц и дорог 1 19 Веселый перекресток. 1 20 Разметка на дорогах 1 21 Предупредительные сигналы водителя. Оборудование автомобилей специальными сигналами 1 22 Движение группами и в колонне. 1 23 Железнодорожные переезды. Меры безопасности на ж/дорогах 1 24 Остановочный и тормозной путь автомобиля при разных погодных условиях. 1 25 Правила эксплуатации велосипеда. Экипировка. Возрастные ограничения 1 26 Тест для велосипедистов 1 27 Творческая работа «Мой друг велосипед» 1 28 Игра «Юный пешеход» 1 29 Викторина «Пешеход» 1 30 Тест для пешеходов 1 Наши верные друзья на улицах и дорогах - 23
31 История дорожных знаков. 1 32 Дорожные знаки.
1 33 Тест “Соотнеси дорожный знак» 1 34 Предупреждающие знаки 1 35 Запрещающие знаки 1 36 Информационные знаки 1 37 Знаки особых предписаний и знаки сервиса 1 26 января 38 Дорожный знак «Пешеходный переход» 1 39 Тест «Знаки для водителя и пешехода» 1 40-41 Изготовление макетов различных знаков 2 42 Общие правила перехода улиц и дорог. 1 43 Сигналы регулирования дорожного движения. Светофор 1 44-45 Изготовление макета светофора из разных материалов 2 46 Веселый перекресток 1 47-48 Изготовление макета «транспорт будущего» 2 49-50 Разработка памяток для водителя «Тише едешь – дальше будешь» 2 51 Викторина «Светофор, знаки, транспорт» 1 52-53 Игра дорожная история 2 Ты – пассажир - 12
54-55 Правила пользования общественным транспортом. Правила посадки и высадки пассажиров 2 56 Правила поведения пассажиров на остановочных площадках 1 57-58 Выпуск плакатов о правильном поведении на остановках и бережном обращении с ними 2 59 Познавательная прогулка по микрорайону (развешивание плакатов) 1 60 Азбука безопасности. Тест «Знаешь ли ты?» 1 61 Встреча с сотрудником ДПС 1 62-63 Выпуск стенгазеты «дорожная безопасность» 2 64 Опасные и безопасные ситуации как быть 1 65 Обобщающий урок « я узнал…» 1 Как избежать беды - 3
66 «Было ваше - стало наше». «Мамина подруга». Разбор ситуаций 1 67 «На чердаке». «Кто там?». Разбор ситуаций 1 68 «Это было днем». Разбор ситуаций. Советы детям 1 Итого: 68 Методическая литература:
Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для дошкольников /Н.В. Ковалева – Изд. 3 – е – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе/Е.А. Воронова. Изд. 2 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу:1—4 классы.—М.: 2008.—192 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья. 1-4 классы.—М.: ВАКО, 2007.—288 с.—( Мастерская учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности. 1—4 классы: школьный курс в текстах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками /автор составитель Г.П. Попова.- Волгоград: Учитель, 2006.—104 с.
Правила дорожные знать каждому положено: познавательные игры с дошколятами и школьниками / автор составитель М.С. Коган.—2-е издание,—Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.—256 с.
Если грозит опасность. Советы подполковника милиции детям и взрослым. В.Волков, учебное издание. Библиотека журнала «Воспитание школьников». Москва «Школа-Пресс», 1998
Контрольно – измерительные материалы
Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».
1.Что должен делать пешеход, если его на переезде застиг желтый сигнал светофора?
2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?
3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?
4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.
5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.
6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.
7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?
8. На какие группы делятся дорожные знаки?
9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?
10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?
11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?
12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода?
13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?
14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?
15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?
16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?
17. Какие легковые автомобили вы знаете?
18. Какие грузовые автомобили вы знаете?
19. Какой общественный транспорт вы знаете?
20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.
Викторина по теме: «Пешеход».
1.Что называется улицей, на какие части она делится?
2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?
3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
4. Как регулируется движение пешеходов?
5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?
6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?
7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?
8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
9. Как и где надо переходить улицу?
10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?
11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?
12. Где надо переходить шоссейную дорогу?
Тесты для пешеходов
1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?
А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?
А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.
7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?
А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.
8. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз?
А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.9. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
А - левой; В - правой; С - любой.
10. Где разрешается ожидать трамвай?
А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.
11. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.12. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.
13. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.
14. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.
15. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.
16. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?
А - да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.17. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?А - 1-й; В – 3-ой; С - 5-й.
18. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?
А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.19. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.Тесты для велосипедистов
1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?
А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?
А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.
3. Регулировщик - это ...
А – дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной; С - работник дорожной службы.4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?
А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?
А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управления.
6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локтепод углом в 900?
А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.
7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?
А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет..
8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?
А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.
9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?
А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.10.Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?
А - да, не создавая помех пешеходам;В - нет;С - да.
11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?
А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.
12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?
А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч. 13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?
А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?
А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.
15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?
А – да; В - нет; С - да, если экиnирован.
16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?
А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.
17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?А - 1-й; В - 3-й; С - 4-й.
18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?
А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.
19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?
А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.
20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?
А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.
Ответы на тесты:
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Для
пешеходов А В С А А С В С В В С А С С С С С А А С
Для велосипедистов В
С А В В А С В С А С С В В С С С С В А
Тест “Подбери слова”
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Учитель называет определение, например, воздушный транспорт.
Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет,вертолет, воздушный шар).
1. Наземный транспорт
2. Воздушный транспорт
3. Предупреждающие знаки
4. Запрещающие знаки
5. Знаки сервиса
6. Сигналы светофора
7. Действия человека
Норма для детей 15-20 слов из различных групп.
Методика “Продолжи предложение”
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно
рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
1. Пешеходы всегда должны двигаться…….
2. Я никогда не нарушаю………
3. Светофор состоит из……..
4. Я знаю, что знаки бывают……..
5. Я помню случай, когда на дороге…….
6. Плохо, когда взрослые…..
7. Регулировщик, это человек, который…..
8. Пассажирам автобуса запрещается…….
9. Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……
Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно
рассуждать.
Тест “Дорожная история”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, оценка словарного запаса и
воображения.
Инструкция: ребенку дается задание придумать дорожную историю, затратив 3 минуты и
затем пересказать ее. История может включать разные ситуации, которые произошли либо
самим ребенком, либо может быть вымышленная, придуманная с различными
персонажами из сказок, мультфильмов.
При обработке результатов учитывается: знания детей ПДД, необычность сюжета,
разнообразие персонажей, образов, оригинальность, словарный запас ребенка, рассказ
должен состоять из полных предложений.
Оценка результатов:
“отлично” - ставится за историю, необычную и оригинальную, свидетельствующую о
незаурядной фантазии ребенка, хороших знаниях по ПДД, богатом словарном запасе.
“хорошо” - если история простая, нет оригинальности, знания по ПДД недостаточные.
“плохо” - ребенок не сумел придумать историю.
Тест “Проверь себя”
Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам
дорожного движения Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машинамилиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп,такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжейчасти).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен,остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайнейправой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех
пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие,указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).
Норма для детей 7-8 правильных ответов.
Основные понятия.
Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.
Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.
Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.
Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.
Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Дорога - обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.
Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.
Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.
Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.
Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории. Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.
Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.
Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:
1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.
2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.
Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).
Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Механическое транспортное средство - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.
В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.
Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам.
Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.
Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Мотоцикл - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Мопед - двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.
Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.
Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».
Обгон - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.
Организованная перевозка детей - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».
Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.
Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.
Железнодорожный переезд - пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне.
Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.
Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.