Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 71-й годовщине со Дня Победы.
Астана қаласы білім басқармасы
№ 1 мектеп-лицейі
(Внеклассное мероприятие в 8-х классах)
Учитель истории,
основ обществознания
права высшей категории
Байгонова М.К.
мамыр – 2016 - май
(1-2 слайды)
Салют и слава годовщине
Салют Победе!
Салют ее большим
И малым творцам,
Что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым,
Салют!
Тема: «Памяти павших будем достойны!»
Задачи: 1. Формировать высокое патриотическое сознание школьников;
2. Воспитывать высокое духовное богатство, моральную чистоту, патриотизм, высокую нравственность;
3. Воспитывать в детях уважение и признательность к представителям старшего поколения, ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Форма мероприятия: вечер памяти
Аудитория: 8 классы
Оформление: интерактивное оборудование, песни военных лет, шары, презентация
Ход мероприятия:
Ведущий 1:
(3 слайд)
Памяти павших отцов и старших братьев,
Памяти вечно молодых солдат и офицеров
Советской армии, павших на фронтах
Великой отечественной войны посвящается…
(4 слайд) ссылка на муз. фон «От всей души»
Ведущий 2: У времени есть память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Ведущий 1: Прошел 71 год, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.
Ведущий 2: Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…
Представление гостей
Ведущий 1: Дорогие ребята! На нашем мероприятии присутствуют гости, труженики тыла:
Асылбекова Роза Имангалиевна
Шманов Анатолий Сергеевич
Ахметов Рауф
Машушова Раиса Петровна
Умарбаева Таура Сейткалиевна- председатель организационно-методического отдела Сарыаркинского районного совета ветеранов
(5 слайд) ссылка на муз. фон «Рио-Рита»
Звучит мелодия «Рио-Рита». На танцплощадке танцуют нарядно одетые молодые люди (три пары), они тихо беседуют, смеются. На лицах — выражение безмятежной радости, в глазах — счастливый блеск. Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Все разбегаются...
Ведущий 1: Светлыми зорями начинался тот июнь, теплые грибные дожди орошали землю, богатый урожай должно было принести лето 41-года. А принесло кровь, пепел и разрушения. 22 июня 1941 года – это один из самых трагических дней в истории страны. 22 июня был выходной день. Спали города, и села после выпускных вечеров гуляла молодежь. Едва начинался рассвет, часы показывали четыре утра, и вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолетов, лязг танков, пулеметные очереди. Звучала незнакомая речь…. Так началась Великая Отечественная война!
(6 слайд) ссылка на запись голоса Левитана, объявляющего о начале войны.
(7 слайд)
Чтец1:
Июнь.… Клонился к вечеру закат,
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45 –м, в мае.
(7 слайд)
Солдат: Мы очень не хотели войны. Мы сажали цветы, возводили новые города, растили детей, строили красивый, светлый необычный дом на Земле. А пришлось воевать, замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием - победить. Этого хотели все и верили, жили одним- отвести беду. И не жалели для этого жизни.
(8 слайд) ссылка на муз. «Священная война»
(Звучит 1 куплет песни А.Александрова «Священная война»)
(9 слайд)
Ведущий 2: Война. Страшное, горькое слово. Никто не мог представить себе, что его будут слышать, произносить долгих 4 года, 1418 дней, 33 тысячи часов. Эта война, навязанная германским фашизмом, была наиболее тяжелой из всех войн, когда – либо пережитых человечеством. В вооруженные силы было мобилизовано почти 1,2 миллионов казахстанцев, т.е. каждый 4 житель республики. Из нашего города были призваны 9783 акмолинца, из них не вернулись 7414 человек. 47 акмолинцев стали героями Советского Союза.
(9 слайд)
Ведущий 1: Акмолинск сыграл важную роль в формировании казахстанских воинских частей. Здесь была сформирована 310-я стрелковая дивизия, созданная в июле 1941 года. Она состояла, в основном, из призывников Акмолинской, Карагандинской, Кокчетавской, Северо-Казахстанской и Кустанайской областей. Дивизия геройски сражалась на подступах к Ленинграду - на Синявинских болотах и высотах.
Видео о героях-казахстанцах
Звучит песня «До свидания, мальчики»
(10 слайд)
Ведущий 2: Среди них выпускник школы №1 г. Акмолинска Юрий Николаевич Малахов (1925-1944) и преподаватель военного дела Петров Алексей Васильевич (1907-1945). Их именами названы улицы нашего города.
Ученик 1: Малахов Юрий Николаевич, Герой Советского Союза, родился 27 января 1925 года в городе Оренбург в семье служащего. Жил в городе Акмолинск. В Красную Армию призван в январе 1943 года Акмолинским военкоматом и направлен в танковое училище. В мае 1944 года прибыл на фронт. Пал смертью храбрых. Всего пять месяцев довелось повоевать молодому танкисту.
Ученик 2: Войну Юрий встретил учеником 9-го класса. Окончив с отличием танковое училище, молодой офицер прибыл в прославленную 26-ю гвардейскую танковую бригаду. Во время штурма Минска Юрий Малахов в числе первых ворвался в город, уничтожив 2 вражеских противотанковых орудия. Шли бои за уничтожение группировки противника, окруженный восточнее Минска 6 июля 1944 года лейтенант Малахов заметил колонну вражеских танков и автомашин, выстроившуюся для очередной контратаки.
(11 слайд) ссылка на муз. фон «В лесу прифронтовом»
Ведущий 1: Если спросить любого участника войны, что поддерживало боевой дух, помогало переносить все тяготы войны, они ответят – письма из дома, от родных, любимых. С нетерпение ждали весточку с фронта и семьи защитников Родины – маленькие треугольники – фронтовые письма. Во многих семьях они хранятся как самые дорогие реликвии.
(12-13 слайды) все на фоне «В лесу прифронтовом»
Письмо Малахова к отцу (презентация)
8 октября 1944 г.
Здравствуй, папа!
Вчера, 8 октября, я получил твое письмо от 15 сентября. Ты спрашиваешь, при каких обстоятельствах это произошло. Отвечаю.
Командиром бригады было приказано мне и командирам двух других танков вести разведку в голове бригады. Я начал выполнять задачу и повел разведку по указанному маршруту. Шел я к границе Восточной Пруссии. У одного местечка я был встречен сильным артиллерийским огнем. Дело было ночью, вести разведку дальше не было никакого смысла. Мне приказали отойти до местечка и вывести танки из под огня.
Отойдя, я получил новую задачу: разведать правый край немцев. Я выполнил эту задачу. Утром я был переброшен на правый фланг с задачей на рассвете атаковать, неприятеля в западном направлении в составе тех же танков, с которыми действовал накануне. В 5.30 утра я начал атаку. В ходе атаки я преодолел передний край обороны противника. Разогнал и уничтожил немцев, находившихся в траншеях. За траншеями находился противотанковый ров. Я нашел проход, но был встречен перекрестным огнем артиллерии и «фердинандов». Прямым попаданием мой танк был подбит и загорелся.
Каково мое самочувствие и моего товарища? Ничего! Для фронта хорошее. Заряжающий сейчас опять находится у меня в экипаже. Я получил ранение в левую ногу и небольшой ожог лица.
Все это почти прошло, немного пошаливает нога. Механик мой выписался из госпиталя, со дня на день жду его приезда. Сидоров находится в госпитале, поправляется.
Ты спрашиваешь, как стреляет моя новая пушка? Отлично и только отлично. Этому доказательство вырезка из газеты, которую я тебе посылаю. Толя жалуется, что получает мало писем от меня. Пишу я по возможности. Я командую танковым взводом, мне ввели три дорогостоящие машины и людей, у которых есть родные и которых обязан вести в бой.
Папа! Мне только 19 лет и мне нелегко руководить этой техникой и людьми. Мне приходится много работать над собой. У меня не остается времени для писем.
Папа! Благодарю за заботу обо мне. Благодарю за твои письма. Прости за неразборчивость, пишу при свете коптилки и очень тороплюсь.
(14 слайд)
Ученик 3: Погиб 21 октября 1944 года в бою под Гумбинненом, ныне город Гусев. 20 октября 1944 года, действуя в головном дозоре, командир танкового взвода Малахов ворвался в расположение врага, уничтожил немецкий танк «тигр» и гусеницами раздавил два противотанковых орудия, что обеспечило развёртывание и успешное продвижение вперёд всего танкового батальона на западном берегу реки Писсы.
(14 слайд)
Ученик 4: За героизм и бесстрашие, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года коммунисту Ю.Н. Малахову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом Министерства Обороны СССР гвардии лейтенант Ю.Н. Малахов навечно зачислен в списки личного состава Н-ской части. Похоронен в братской могиле советских воинов, в 1955 г. был установлен памятник. Одна из центральных улиц города Гусева названа его именем. В городе Астана на здании школы № 1, которую окончил Герой, была установлена мемориальная доска, но старое здание школы снесли, и доска была утеряна.
(15 слайд)
Песня «На братских могилах не ставят крестов»
(16 слайд)
Ведущий 1: Всю войну прошел, не дожив всего 4 месяца, преподаватель военного дела школы № 1 города Акмолинска Петров Алексей Васильевич.
(16 слайд)
Ученик 5: Петров Алексей Васильевич - командир 102-го гвардейского стрелкового полка, гвардии майор. Родился 5 октября 1907 года в станице Новомышастовская Темрюкского отдела Кубанской области, ныне Красноармейского района Краснодарского края. Из семьи крестьянина. Русский. В 1909 году с семьёй переехал в Казахстан. Работал электромонтёром в городе Акмолинск.
(16 слайд)
Ученик 6: В 1928 году призван на срочную службу в Красную Армию. Участвовал в боевых действиях против басмачей в Средней Азии. В 1934 году уволен в запас. Жил в Акмолинске, работал инспектором областного отдела народного образования, преподавателем военного дела в Акмолинском педагогическом училище. В 1939-1940 годах вторично призывался в Красную Армию, после службы вновь вернулся в Акмолинск. В третий призван в Красную Армию в августе 1941 года Акмолинским районным военкоматом. Воевал на Западном фронте. Участник Смоленского оборонительного сражения и битвы за Москву
(16 слайд)
Ученик 7: 24 и 25 января 1945 года полк гвардии майора А.В. Петрова вёл упорный бой по овладению штурмом городаОборники и крупным узлом сопротивления противника на территории Польши. В этом бою 25 января 1945 года он был убит.
(16 слайд)
Ученик 8: За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашисткими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм указом Президиума Верховного Совета от 24 марта 1945 года гвардии майору Петрову Алексею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
(17 слайд) ссылка на «Реквием» Моцарта
Чтец 2:
Помните! Через века́, через года, —помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, —помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.Памяти, павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца́ стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полёт, - помните!
О тех, кто уже никогда не споёт, —помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все́ времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звёздам ведя корабли, —о погибших помните!
(18 слайд)
Песня «Журавли»
Ведущий 1: Всегда считалось, что война – дело мужское. Однако, во времена Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 годы, женщины не остались в стороне, они защищали свою Родину наравне с мужчинами. Эти хрупкие девочки не пожалели своих жизней ради того, чтобы сегодня мы смогли жить, любить, учиться.
(19 слайд)
Ведущий 2: Алия Молдагулова запечатлена на фронтовой фотографии, целящейся из винтовки. Она выглядит так, словно ей неведом страх. А ведь так оно и есть – таких смелых и самоотверженных девушек, готовых умереть за свою Родину, было не так уж много. В ее списке – 78 убитых солдат и офицеров противника. 14 января 1944 года, в районе города Новосокольники, Алия получила смертельное ранение. Осколком мины ее ранило в руку, но это не помешало ей вступить в рукопашный бой с врагами. Ее жизнь оборвалась от выстрела офицерской пули. 4 июня 1944 года Алия Нурмухамбетовна Молдагулова посмертно получила звание Героя Советского Союза.
(20 слайд)
Ведущий 1: Еще одна храбрая девушка – Маншук Маметова. Она рано осталась сиротой. 15 октября 1943 года она воевала в составе войска Калининского фронта, когда начались бои за освобождение города Невель. Фашисты постоянно совершали контратаки, пытаясь сдерживать наступление подразделений Советской армии. Маншук осталась одна из пулеметного расчета, и, закрепившись на выгодной позиции, уничтожила 70 немецких солдат, хотя сама была ранена в голову. Старший сержант Маншук Жиенгалиевна Маметова приняла геройскую смерть, и 1 марта 1944 года Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил ей звание Героя Советского Союза.
(22 слайд)
Ведущий 2:ХыйуазДоспанова - штурман-стрелок, единственная лётчица-казашка. Недаром она и ее подруги заслужили прозвище – «Ночные ведьмы». Именно так называли их фашисты, которых они сбивали в ночном небе. 46-й авиаполк, в котором служила Хыйуаз, воевал на легких учебных ночных самолетах-бомбардировщиках У-2. Это маленькие, тихоходные самолетики, которые быстро воспламеняются и стремительно, словно спички, сгорают.
(23 слайд) ссылка на муз. фон «Жди меня»
Чтец 3: (играет музыка «Жди меня»)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди,
Когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не жалей добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло. –
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(24 слайд)
Ведущий 1: Война закончилась, и Хыйуаз Каировна продолжала бороться за жизнь. Контузия, тяжелое ранение давали знать о себе, военные хирурги делали все для спасения молодой летчицы. И она продолжала военную службу. Однажды, уже в мирное время, она полетела в командировку в Москву. На пропускном контроле аэропорта ее задержали, попросив открыть чемодан – металлоискатель показал недопустимое количество металла. В чемодане Хыйуаз лежал один-единственный жакет, увешанный орденами и медалями.
За заслуги перед Отчизной, за отвагу и храбрость, Хыйуаз Каировна получила ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Красного Знамени, медали «За оборону Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией». Но среди наград нет золотой звезды Героя Советского Союза. И только в 2004 году ей было присвоено звание «Халық Қаһарманы».
(25 слайд)
Ведущий 2: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить, они вспоминали дом, мать, любимую. Верным спутником солдата оставалась песня.
(25 слайд) ссылка на фон «немецкая речь, выстрелы, лай собак)
Попурри (Эх, дороги; Землянка, Смуглянка)
Лай собак.
(26 слайд) ссылка на звон колоколов
Чтец 4:
ВарварствоОни с детьми погнали матерей И яму рыть заставили, а сами Они стояли, кучка дикарей, И хриплыми смеялись голосами.У края бездны выстроили в ряд Бессильных женщин, худеньких ребят.Пришел хмельной майор и медными глазами Окинул обреченных... Мутный дождь Гудел в листве соседних рощ И на полях, одетых мглою, И тучи опустились над землею, Друг друга с бешенством гоня...Нет, этого я не забуду дня, Я не забуду никогда, вовеки! Я видел: плакали, как дети, реки, И в ярости рыдала мать-земля.Своими видел я глазами, Как солнце скорбное, омытое слезами, Сквозь тучу вышло на поля, В последний раз детей поцеловало, В последний раз...
(27 слайд)
Чтец 5:
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас Он обезумел. Гневно бушевала Его листва. Сгущалась мгла вокруг.Я слышал: мощный дуб свалился вдруг, Он падал, издавая вздох тяжелый.Детей внезапно охватил испуг, — Прижались к матерям, цепляясь за подолы.И выстрела раздался резкий звук, Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной, Ребенок, мальчуган больной, Головку спрятал в складках платья еще не старой женщины. Она Смотрела, ужаса полна.Как не лишиться ей рассудка! Все понял, понял все малютка.
(27 слайд)
Чтец 6:
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! — Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.Дитя, что ей всего дороже, Нагнувшись, подняла двумя руками мать, Прижала к сердцу, против дула прямо...— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама! Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~- И хочет вырваться из рук ребенок, И страшен плач, и голос тонок, И в сердце он вонзается, как нож.— Не бойся, мальчик мой. Сейчасвздохнешь ты вольно.Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач.Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. — И он закрыл глаза. И заалела кровь, По шее лентой красной извиваясь.Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!
(27 слайд)
Чтец 7:
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой.О, сколько слез, горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой1 Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое?Страна моя, враги тебе грозят, Но выше подними великой правды знамя, Омой его земли кровавыми слезами, И пусть его лучи пронзят, Пусть уничтожат беспощадно Тех варваров, тех дикарей, Что кровь детей глотают жадно, Кровь наших матерей...
(28 слайд) ссылка на фон «Колокол»
Ведущий 1: Зловещим символом звериного облика фашизма стали концентрационные лагеря смерти. Тысячи людей разных национальностей были загублены там фашистами. В Бухенвальде уничтожено 56 тысяч, в Дахау – 70 тысяч, в Маутхаузене – более 122 тысяч, в Майданеке – число жертв около 1 миллиона 500 тысяч человек, в Освенциме погибло свыше 4 миллионов человек. Вы только вслушайтесь и представьте. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то сколько бы нам пришлось молчать? 20 миллионов минут, а это 38 с лишним лет поминальных мгновений. Враг не щадил ни стариков, ни детей.
Хор исполняет «Бухенвальдский набат»
(28 слайд)
Ведущий 1: Нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. В один дом приносили похоронку, в другой возвращались искалеченные солдаты, в третьем росли дети-сироты. Более двадцати миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой войне. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с войны. Вдумайся в эти цифры. Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость и труд.
Видео о годах войны
(Голос Левитана об окончании войны)
(29 слайд)
Ведущий 2: И вот наступил долгожданный День Победы! Этого праздника люди ждали 1418 дней. Ликовал весь народ, на улицах пели, танцевали, поздравляли с Победой. Многие плакали. Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым. Хотя прошло много лет, время не властно над памятью людей разных поколений. И вот сегодня мы с вами, поколение 21 века, отдаем дань памяти и уважения подвигу Советского народа.
(30 слайд)
Ведущий 1: Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей родины. Почтим память погибших на полях войны, пропавших без вести, умерших от ран, умерших от голода минутой молчания.
(30 слайд) Минута молчания. Ссылка на звук метронома.
(31 слайд)
Чтец 8:
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны,
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде сильны.
Ветеранам нельзя на покой уходить,
Когда мир вновь тревогой объят.
Люди новой войны не должны допустить,
От того по ночам ветераны не спят.
Им погибших друзей не забыть никогда,
Хотя в этом и нет их вины,
Но в душе рядом с ними они навсегда
И не могут уйти от войны.
Поэтому ветераны себя не щадят,
Жизнь без волнений совсем не для них.
Пламенем ярким сердца их горят,
На борьбу вдохновляя других.
(32 слайд)
Чтец 9:
Я никогда не видела войны.
И ужаса ее не представляю,Но то, что мир наш хочет тишины,Сегодня очень ясно понимаю.
(33 слайд)
Чтец 10:
Спасибо вам, что нам не довелось,Представить и узнать такие муки,На вашу долю все это пришлось - Тревоги, голод, холод и разлуки.
(33 слайд)
Чтец 11:
Спасибо вам за солнца яркий свет,За радость жизни в каждом миге нашем,За трели соловья, и за рассвет,И за поля цветущие ромашек.
(33 слайд)
Чтец 12:
Да! Позади остался страшный час.Мы о войне узнали лишь из книжек.Спасибо вам. Мы очень любим вас.Поклон вам от девчонок и мальчишек.
Хор исполняет песню «День Победы» -видео- «День Победы»
Ведущий 2: Уважаемые ветераны, перед Вами подрастающее поколение 21 века, которые знают о войне понаслышке, из учебников истории, из кинофильмов. Сегодня им предоставляется прекрасная возможность прикоснуться к страницам героической борьбы нашего народа, их прадедушек и прабабушек. Из уст самих участников тех событий 71-летней давности.
(Слово предоставляется гостям)
Выступление гостей.
(Дети вручают гостям памятные подарки и цветы)
Ведущий 1: Уважаемые гости, коллеги, дорогие ребята, на этом заканчивается вечер памяти, посвященный 71-й годовщине со Дня Победы над фашистской Германией. Спасибо всем, кто принял участие в этом мероприятии! Земной поклон Вам, дорогие ветераны войны и труженики тыла за мир, спокойствие и счастливое детство наших детей!!!
(34 слайд)
Все участники и гости приглашаются на фотографирование.