Программа гражданско-патриотического воспитания Защитник Родины на 2014- 2017 учебные года
Министерство просвещения Приднестровской Молдавской Республики
ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГОУ НПО «ТМЛ»
____________К.В.Земляков
«_____»___________201 4г.
П Р О Г Р А М М А
гражданско-патриотического воспитания «Защитник Родины»
на 2014 – 2017 учебные годы
г.Тирасполь, 2014
Рассмотрена на заседании Рассмотрена и одобрена
методической комиссии на педагогическом Совете
классных руководителей «____»________201___г.
«____»_________201___г. Протокол №__________
протокол №___________
Введена в действие
приказом №____________
от «___»____________20___г.
1. Паспорт программы
Разделы паспорта программы
Содержание разделов программы
1. Название программы
Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся Государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Тираспольский машиностроительный лицей» «Защитник Родины» на 2014 – 2017 учебные годы
2. Сроки реализации
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- изучить нормативную правовую базу, подзаконные нормативные акты.
- разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Наследники Победы»
Задачи:
- отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
- разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию для классных руководителей и мастеров производственного обучения учебных групп;
- расширять и укреплять связи и отношения с другими организациями профессионального образования Республики;
- вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- проводить мониторинг реализации программы;
- принимать участие в городских и республиканских мероприятиях и конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы;
Задачи:
- обобщить результаты работы лицея по программе;
- провести коррекцию затруднений в реализации программы;
- спланировать работу на следующий период.
3. Основание для создания программы
- Конвенция о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
-Конституция ПМР;
- Закон ПМР «Об образовании»;
- Закон ПМР «О государственной молодежной политике»;
- Закон «О физической культуре и спорте в ПМР»;
-Закон ПМР «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»;
- Концепция развития НВП в системе образования ПМР;
- Концепция воспитания детей и молодежи в ПМР;
-Концепция развития детского и молодежного движения в ПМР;
- Стратегия молодежной государственной политики в ПМР;
-Положение о допризывной военной подготовки молодежи ПМР;
- Программа развития ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей» на 2012-2015 гг.;
- Комплексный план воспитательной работы Тираспольского машиностроительного лицея на 2014-2020 уч.годы
- Проект Тираспольского машиностроительного лицея «Традиция».
4. Содержание программы
- Паспорт программы
- Пояснительная записка
- Целевой блок
- Механизм реализации программы
- Диагностика эффективности содержания деятельности
- Оценка эффективности реализации программы.
- Прогнозирующий результат
- Список литературы
-Приложение №1(мероприятия по реализации программы)
5. Заказчик программы
- ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»;
- Родительский комитет учащихся ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей »
6. Аннотация программы
Программа гражданско - патриотического воспитания «Защитник Родины » на 2014 - 2017 годы составлена с учетом конкретных условий лицея, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся I, II и III курсов обучения.
Программа дает возможность объединить различные виды деятельности учащихся: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, направленные на усвоение учащимися патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
Программа основана:
- на реализации разнообразных интересов, творческого потенциала развитии в каждом учащимся стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями;
- на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе созданы условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности подростка.
7. Предполагаемый результат
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как приднестровцев, определяющих будущее Приднестровья:
- в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
- в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- в социальной - способность к самореализации в пространстве Приднестровского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
2. Пояснительная записка
Программа гражданско – патриотического воспитания «Защитник Родины» разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией ПМР, Законами ПМР «Об образовании», «О государственной молодежной политике», «О физической культуре и спорте в ПМР», «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»;
Концепциями «Воспитания детей и молодежи в ПМР», «Развития детского и молодежного движения в ПМР», « Стратегией молодежной государственной политики в ПМР», Положением «О допризывной военной подготовки молодежи ПМР», комплексным планом воспитательной работы Тираспольского машиностроительного лицея на 2014-2020 уч.годы, программой развития ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей» на 2012-2015 гг., проектом Тираспольского машиностроительного лицея «Традиция» и другими нормативно-правовыми актами.
Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Тираспольский машиностроительный лицей» и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся лицея.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи на сегодняшний день очевидна.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать свое молодое государство.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты учащихся, преподавателей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин Приднестровья, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Поэтому гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
3. Целевой блок
Цель программы:
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие системы патриотического воспитания граждан Приднестровья, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Приднестровья.
Воспитание бережного отношения к национальным богатствам государства, языку, культуре, традициям.
Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления настоящих граждан Приднестровья, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Задачи программы:
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли Приднестровья в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
хранение традиций родного края, через изучение его истории, сбора информации о развитии государства и лицея в частности
воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
формировать осознанное отношение к Приднестровью, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбе Приднестровья;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей родины;
физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания в лицее;
активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся лицея;
воспитывать у обучающихся готовность к защите государства, действиям в экстремальных ситуациях.
На I ступени педагогический коллектив Тираспольского машиностроительного лицея призван:
заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
воспитывать чувство верности своему государству через любовь к семье к своему родному дому;
помочь учащимся приобрести опыт общения и сотрудничества;
сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение и овладение избранной профессией;
На II ступени, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив лицея стремится:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
воспитывать чувство верности своему государству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
заложить фундамент профессиональной подготовки учащихся, необходимой для продолжения самообразования и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно – творческой деятельности.
Воспитание на III ступени обучения, ориентированное на продолжение развития самообразовательных навыков и особенно навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения педагогическим коллективом лицея следующих задач:
воспитывать чувство верности своему государству через гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
продолжать начатое ранее нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
Принципы:
системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию учащихся;
адресный подход; предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся лицея;
подход «активности и наступательности»; предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения учащихся и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы Приднестровья;
универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, улице, лицею;
4. Механизм реализации программы
4. 1. Система программных мероприятий
Совершенствование нормативной правовой базы:
разработка и реализация плана мероприятий по программе «Защитник Родины»;
создание общелицейского патриотического клуба «Наследники Победы»;
разработка и утверждение Устава патриотического клуба;
разработка положений о смотрах и конкурсах.
Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания:
изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы.
Педагогические технологии:
Проектно – исследовательская деятельность;
Коллективно - творческое дело;
Деятельностный подход в воспитании;
Педагогика сотрудничества;
Технология проблемного обучения;
ИКТ;
Формы работы:
Работа военно-патриотического клуба (тренировки, соревнования, занятия).
Работа музейной комнаты (сбор материала, оформление стендов, проведение экскурсий).
Встречи с ветеранами ВОВ, войн в Афганистане и Чечне.
Возложение цветов и венков к памятникам погибших в ВОВ и при защите Приднестровской Молдавской Республики в 1992 году.
Экскурсии по местам боевой Славы, в воинские части.
Тематические классные часы.
«Круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги.
Книжные выставки.
Уроки в музее.
Формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы
Формы взаимодействия педагогов лицея в рамках программы
Совершенствование процесса патриотического воспитания
Системой мер по совершенствованию патриотического воспитания предусматривается:
продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех курсах обучения;
определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию;
совершенствование содержания патриотического воспитания;
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
усиление патриотической направленности в курсах гуманитарных дисциплин;
воспитание гордости за Приднестровское государство, родной край;
увековечение памяти воинов, погибших при защите государства, выполнивших интернациональный долг на территориях других стран;
воспитание готовности у молодежи к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите государства;
обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления города Тирасполя в работе по патриотическому воспитанию;
повышение качества функционирования как отдельных элементов системы патриотического воспитания, так и всей системы в целом;
совершенствование системы управления процессом патриотического воспитания в лицее;
Основные направления работы
Учебная деятельность
Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего,
в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.
Работа над понятиями начинается не первом курсе, а затем продолжается в курсах истории и обществознания. Изучение истории позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др.
Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературы формируются нравственные идеалы молодежи на примерах положительных героев, художественных произведений, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Республику, её народ.
В процессе изучения основ физики, биологии, географии, математики у учащихся формируется диалектическое понимание развития природы, учащиеся знакомятся с применением законов физики, химии, биологии в военном деле, влияние научно-технической революции на развитие военной техники, решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика.
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе персональных компьютеров.
На занятиях по информатике возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции, навыки работы на сложной боевой технике. Кроме того, в проектной деятельности по информатике целесообразно привлекать учащихся к созданию презентаций, сайтов по военно-патриотической тематике.
В настоящее время на занятиях по разделу «Основы военной службы» курса «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися изучаются следующие темы:
Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны;
Вооруженные Силы Приднестровья;
Боевые традиции Вооруженных Сил нашего государства;
Символы воинской чести;
Основы военной службы;
Военнослужащий - защитник своего Отечества.
Кроме того, в конце учебного года остается целесообразным проведение учебных сборов с учащимися по основам военной службы.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику государства: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник государства.
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время.
Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов учащихся, квалификации классных руководителей и мастеров производственного обучения, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Формы внеурочной деятельности:
тематические классные часы;
встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
посещение воинских частей, музеев боевой и трудовой славы;
встречи с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками боевых действий по защите ПМР, солдатами и офицерами срочной службы, выпускниками лицея;
интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо – правовой тематике;
конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
празднование Дней призывника;
митинги, литературно-музыкальные представления, концерты к знаменательным датам;
предметные недели;
месячник по военно-патриотическому воспитанию;
показ и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы;
физкультурно-оздоровительные соревнования;
поисковые операции;
походы и экскурсии по родному краю.
Внеклассная деятельность
Внеклассная деятельность осуществляется через взаимодействие с общественными структурами с включением инновационных форм работы: проектной деятельности с использованием ИКТ.
Организация воспитательной работы
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны.
Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями.
Работа педагога с родителями невозможна без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей.
Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему государству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлена оптимальным выбором приемов, методов и форм работы
Формы работы:
составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
« Загляните в семейный альбом»;
встречи за круглым столом « Как молоды мы были»;
родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»;
конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
проведение совместных игр «А ну-ка, парни!»;
встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».
Программа включает в себя следующие направления:
1.Направление «Я и моя семья»
Цель: осознание учащимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
Задачи:
1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей, чувство гордости и ответственности за свою семью;
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей;
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.
Формы: беседы, родительские собрания, р
·одительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
2. Направление «Я и мой город »
Цель: воспитание у учащихся любви к родному городу как к своей малой Родине.
Задачи:
1. Изучать историю родного города;
2. Воспитывать у учащихся позицию «Я – гражданин Приднестровья»;
3. Формировать ответственность за развитие и судьбу своего родного края.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздники к Дням воинской славы, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
3. Направление « Я и моя республика»
Цель: осознание учащимися ценности причастности к судьбе Приднестровья, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев- защитников;
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения;
3. Способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее государства.
4. Совершенствование системы воспитательной работы в учебных группах патриотической направленности.
Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.
4. Направление « Я – гражданин Приднестровья»
Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.
Задачи:
1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека;
2. Формировать культуру проявления гражданской позиции;
3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам Приднестровья.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.
Участие в тематических конкурсах, выставках.
Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.
Взаимодействие лицейских общественных структур
в рамках программы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Взаимодействие с окружающим социумом в рамках программы
Информационное обеспечение в области патриотического воспитания
Системой мер по информационному обеспечению в области патриотического воспитания предусматривается:
создание условий для более широкого участия средств массовой информации студенческого самоуправления в пропаганде патриотизма;
поддержка и содействие расширению патриотической тематики в средствах массовой информации;
расширение информационного пространства через сайт лицея.
4.2.Содержание управления системой патриотического воспитания
в Тираспольском машиностроительном лицее:
анализ, оценка, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в лицее с учетом тенденций общественного развития;
определение и постановка текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
научно обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение кадров;
мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование о ходе реализации задач патриотического воспитания на педагогических Советах и совещаниях;
своевременная корректировка системы воспитательных воздействий;
научная организация труда классных руководителей, мастеров производственного обучения и обеспечение их прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы.
4.3.Поэтапное содержание реализации программы
Деятельность по созданию
системы патриотического воспитания
Участники
деятельности
Сроки
I этап (проектный)
1. Создание и программирование работы творческой группы
администрация, педагоги, учащиеся
сентябрь
2014 г.
2. Обсуждение и утверждение программы «Защитник Родины» на педагогическом Совете лицея
администрация, педагоги
октябрь
2014 г.
3. Изучение научно-методической литературы
администрация, учителя
январь – май
2015г.
4. Определение концептуальных положений по изучению эффективности воспитательного процесса
администрация
ноябрь
2014 г.
5. Организация работы семинара по теории и практике патриотического воспитания
администрация
май
2015 г.
6. Проектирование модели личности выпускника
администрация, кл. руковод.
Мастера п/о
май
2015г.
7. Научно-практическая конференция классных руководителей «Воспитание гражданина, патриота: опыт и проблемы»
администрация, кл. руковод.
Ноябрь
2015 г.
8. Кадровое обеспечение реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся
администрация
август – сентябрь
2015 г.
II этап (практический)
1. Создание мониторинга развития личности
администрация, педагоги
2014–2017 г.
2. Обновление содержания образования и способов воспитательной деятельности по обеспечению развития личности учащегося
администрация, педагоги
2014–2017 г.
3. Ежегодное исследование эффективности программы
Зам.директора по ВР, военрук
2014–2017 г.
4. Проведение на базе лицея праздников, семинаров, выставок, заседаний, конкурсов, фестивалей
администрация, педагоги, учащиеся
2014–2017 г.
5. Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию учащихся
администрация, руководитель МК
2015г.
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с обновлением содержания воспитания учащихся
администрация, педагоги
Март
2015 г., 2016 г.
7. Внедрение программы «Защитник Родины»
администрация, кл. руковод.
Мастера п/о
2014 г.
8. Организация поисковой работы по сбору материалов о выпускниках лицея, бойцах «горячих точек»
администрация, кл. руковод.
Учащиеся
2014–2017 г.
9. Формирование гражданско-патриотической позиции учащихся через систему традиционных дел:
- экскурсии по родному краю и городам Приднестровья;
- участие в фестивале гражданско-патриотической песни;
- выставки рисунков «Мой край», «Армия и профессия военного глазами учащихся»; «Война глазами детей» и др.
- праздники «День знаний», «День защитника Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»
- реализация в лицее проекта «Традиция»
администрация, кл. руководители,
мастера п/о,
учащиеся
2014–2017 г.
10.Агитпропоганда «Военного института имени генерала А.Лебедя» Министерство обороны ПМР
Руководитель НВП
2014–2017 г.
11.Налаживание связи с выпускником лицея, героем РФ, заслуженным летчиком Диордица Н.Ф.
администрация
2014-2015
III этап (аналитический)
1. Создание банка инновационных технологий патриотического воспитания и обучения учащихся.
администрация, педагоги
2017г.
2. Обобщение опыта эффективных форм сотрудничества всех субъектов образовательного сообщества в рамках патриотического воспитания
администрация, руководитель МК, педагоги
2014–2017 г.
3. Подготовка диагностико-аналитических материалов об итогах реализации программы
администрация, педагоги
2016 -2017 уч.год
4. Проектирование перспективных путей и способов дальнейшего развития Тираспольского машиностроительного лицея
администрация
2017 г.
Характеристика основных ресурсов реализации программы
Интеллектуальные:
Преподаватель, классный руководитель, мастер производственного обучения лицея – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ученика, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.
Координатор программы – заместитель директора по воспитательной работе, курирует работу руководителя начальной военной подготовки, классных руководителей и методической комиссии.
Соисполнители программы:
социальный педагог, курирует работу по организации встреч с интересными людьми;
педагогический коллектив лицея;
ветераны Великой Отечественной войны и труда;
родители учащихся лицея;
выпускники лицея.
Технические:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
учебные кабинеты, мастерские и лаборатории,
компьютерный класс,
библиотека, читальный зал;
спортивный зал,
спортивная площадка,
тренажерный зал,
специально оборудованный и оформленный кабинет ОБЖ;
стрелковый тир;
караульный городок;
компьютерное оборудование и ТСО, мультимедийный проектор;
интернет;
электронная почта;
сайт лицея
Информационно-аналитические:
организация выставок по проблемам патриотического воспитания в библиотеке и читальном зале;
оформление банка данных статей периодической печати по проблематике программы;
организация информационных стендов;
6. Диагностика эффективности содержания деятельности
наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
участие в творческой работе по проблемам патриотического воспитания;
объективные статистические показатели:
участие (результаты) учащихся лицея в общелищейских, городских, республиканских конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию
7. Оценка эффективности реализации программы.
Прогнозирующий результат
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.
Духовно-нравственные параметры:
сохранение и развитие чувства гордости за свое государство и историю родного края;
формирование позиций гражданина-патриота Приднестровья;
стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
готовности к защите Отечества;
гуманистическое отношение к окружающему миру.
Количественные параметры:
волонтерское движение;
историко-патриотические стенды и выставки;
выступления и беседы на патриотическую тему;
участие в мероприятиях и акциях по работе с ветеранами ВОВ;
шефство за памятниками и захоронениями участников войны;
проведение фестивалей, конкурсов по патриотической тематике;
организация военно-спортивных игр;
встречи с выпускниками лицея.
Результативность реализации Программы измеряется стремлением учащихся к выполнению гражданско-патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Приднестровья
8. Список литературы
Караковский В.А. Патриотическое воспитание в школе. М. 2004 год.
Воспитательная система массовой школы. Под ред. Новиковой Л.И. М.1992 год.
Воспитательная система массовой школы. Проблемы и поиски. Под ред.Н.Л. Селиванова. М. 2005 год.
Рухленко Н.М. Патриотическое воспитание учащихся. Ж. «Практика административной работы в школе». 2004 год. №1
Смирнова И.Ф. Патриотическое воспитание. М. 2002 год
Рухленко Н.М. Возможные формы педагогической деятельности с использованием музея. Ж. «Практика административной работы в школе». 2003 год. №7.
Богданова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы. М., «Вако», 2006 год
Приложение№1
Мероприятия
ГОУ НПО «Тираспольский машиностроительный лицей»
по реализации программы гражданско - патриотического воспитания «Защитник Родины»
на 2014 – 2017 учебные годы
№
Название мероприятий
Срок
исполнения
ответственные
Разработка мероприятий, направленных на патриотическое воспитание в учебное время
Проведение библиотечных уроков в библиотеке лицея, в городской библиотеке, краеведческом музее
ежегодно
Библиотекарь, преподаватель истории, кл. руководители
Проведение интегрированных уроков истории, ОБЖ, литературы и др. по патриотической тематике
ежегодно
преподаватели истории, литературы,
Предметные недели истории, литературы, физкультуры
ежегодно
преподаватели истории, литературы, ОБЖ, физкультуры
Проведение конкурсов на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение
ежегодно
преподаватели истории, литературы
Подготовить и провести с мастерами производственного обучения, классными руководителями беседу по теме «Военно-патриотическое воспитание учащихся в современных условиях»
октябрь
зам. по ВР, военрук
Конкурс сочинений «Земля Приднестровья в годы Великой Отечественной войны»
Подведение итогов конкурса, награждение победителей
Март-апрель
Преп-ль литературы
Зам.по ВР
Конкурс рисунков, плакатов, посвященных Великой Победе над фашизмом.
Подведение итогов конкурса, награждение победителей
Март-апрель
Совет соуправления групп
Зам. директора по ВР
Внутрилицейский конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»
октябрь
Преп. литературы
Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у учащихся
Проведение массовых общелицейских мероприятий
Мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной войне
Ежегодно
май
Заместитель директора по ВР, руководитель НВП
Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества
Ежегодно
февраль
Заместитель директора по ВР, руководитель НВП
Мероприятия, посвященные воинам - интернационалистам
ежегодно
Классные руководители, мастера п/о
Организация встреч с бывшими военнослужащими, казаками ЧКВ, выпускником лицея, героем РФ Диордица Н.Ф.
ежегодно
Кл. руководители
Создание выставочных экспозиций: «Они сражались за Родину», «Ничто не забыто, никто не забыт»
ежегодно
Заместитель директора по ВР, преподаватель истории, зав.библиотекой
Проведение смотров песни и строя
ежегодно
Руководитель НВП
Привлечение родителей к проведению общелицейских мероприятий
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Проведение операции «Забота»:
поздравление ветеранов войны и труда;
тимуровская работа.
ежегодно
Классные руководители, матера п/о
Встреча с ветеранами войны и героями тыла
ежегодно
Заместитель директора по ВР, совет ветеранов
Классные часы, беседы, лекции, праздники на военно-патриотические темы
ежегодно
Классные руководители, мастера п/о
Тематические классные часы:
- «Слава тебе, Победа!»;
- «Я будущий солдат»;
май
Классные руководители, мастера п/о
Участие в городских и республиканских праздничных концертах
май
Классные руководители, мастера п/о
Проведение общелицейской линейки ко «Дню работников физической культуры и спорта»
сентябрь
Руководитель физической культуры
Мероприятия в рамках акции «Знай Конституцию своего государства»
декабрь
лицей
Реализация проекта «Традиция»
ежегодно
Классные руководители, мастера п/о
Участие в мероприятиях, проводимых шефской воинской частью 4045
ежегодно
военрук
Провести классный час «Они защищали Родину»
Февраль
май
мастера групп, военрук
Военно-спортивные соревнования «Мы парни бравые»
февраль
Руководитель НВП
Мероприятия в честь дня Рождения Маршала Советского Союза Г.К.Жукова
Музыкально-литературная композиция «Война! Победа! Маршал!» уч.1 курса
Встречи с ветеранами ВОВ, детьми войны.
Тематическая выставка в библиотеке лицея
1 декабря
Зав. библиотекой
Воспитатель общ.
Кл.руководители
Мероприятия, посвященные великим битвам войны 1941-1945 г.г.:
Тематические линейки
Презентация исторической газеты
Конкурс эрудитов
Конкурс плакатов, рисунков, рефератов
декабрь
Мастра п/о
Кл.руководители
Возложение цветов и венков к памятнику погибших воинов. Торжественный митинг.
май
Мастра п/о
Кл.руководители
Участие в республиканской акции «Весна милосердия», проведение молодежной акции по оказании адресной помощи ветеранам ВОВ, участникам боевых действий в Афганистане и защитникам Приднестровья
май
Зам. по ВР
Мастра п/о
Кл.руководители
Поддержание порядка мест захоронения и на мемориальных комплексах
май
Мастра п/о
Кл.руководители
Участие в республиканской акции «Георгиевская ленточка»
май
Зам. по ВР
Проведение военно-спортивной эстафеты
«Мы - парни бравые»
май
Руководители НВП и ф/в
Книжная выставка
«И помнит мир спасенный»
май
зав.библиотекой
Встречи с выпускниками училища, прошедшими военную службу
ежегодно
Руководитель НВП, Мастра п/о
Кл.руководители
Тематические линейки, лекции, беседы историко-патриотического цикла «Памятные дни истории Отечества»:
«День снятия блокады города Ленинграда»
«День памяти воинов-интернационалистов»
27 января
15 февраля
Преп-ль истории
Кл.руководители
Мастера
Кл. часы, посвященные дню независимости Приднестровья
июнь
Мастера, классные руководители
Организация работы кинолектория на военно-патриотические темы
Зам.директора по ВР, руководитель НВП
Физкультурно-оздоровительная и военно-спортивная деятельность
Участие в республиканской студенческой спартакиаде среди организаций профессионального образования
Март-апрель
Руководитель ф/в
Проведение «Дня здоровья»
ежегодно
Медицинский работник
Проведение соревнований по мини-футболу, волейболу, баскетболу
ежегодно
Руководитель физической культуры
Участие в мероприятиях, посвященных «Дню призывника» на базе 1 МСБ
Ноябрь
апрель
Руководитель НВП
Организовать в лицее работу стрелкового кружка и обеспечить его эффективную деятельность
ежегодно
военрук
Поддерживать постоянный контакт с воинскими частями, где проходят службу выпускники лицея. Использовать его в военно-патриотическом воспитании учащихся
ежегодно
военрук
7
Организовать посещение учащихся воинской части в день принятия военной присяги молодыми воинами
ноябрь,
июль
военрук
Организовать встречи с ветеранами ВОВ, воинами запаса и воинами, выполнявшими интернациональный долг
февраль,
май
военрук
Участие в городских спортивных мероприятиях, посвященных Дню города
октябрь
Преподаватели физвоспитания
Согласовать и организовать на базе шефствующей в/ч проведение
учебно-полевых сборов с учащимися 3-го курса
ноябрь,
декабрь
Шефствующая
в/ч, военрук
Организовать посещение шефствующей в/части в «День открытых дверей» с одной из групп
апрель,
май
военрук,
в/ч
Провести вечер вопросов и ответов по общевоинским Уставам Вооруженных Сил ПМР
В течение года
военрук
Акция «День без табака»
ноябрь
Медработник
воспитатель
Акция-протест «Стоп - сигарета!»
апрель
Зам. по ВР, кл.руковод.
Анализ занятости учащихся физкультурой и спортом:
Определение группы здоровья
Занятость в спортсекциях, объединениях
сентябрь
зам. директора по ВР
Участие в городских спортивных мероприятиях, посвященных Дню города
октябрь
Преподаватели физвоспитания
«Неделя физкультуры и спорта»
апрель
Преподаватели физвоспитания
Зональные соревнования по различным видам спорта
В течение года
Преподаватели физвоспитания
Участие в республиканском фестивале гражданско-патриотической направленности
февраль
Мастера, кл.руководит.
Краеведение
Мероприятия, посвященные дню освобождения города Тирасполя от немецко-фашистских захватчиков
октябрь
Заместитель директора по ВР, кл.руководители, мастера п/о
Проведение тематических классных часов «Почетные граждане города и республики»
ежегодно
Классные руководители
Встречи с интересными людьми
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Проведение конкурсов сочинений, рисунков, викторин на темы «Моя родословная», «Край родной»
ежегодно
Преподаватели русского языка и литературы
Организация походов по родному краю
ежегодно
Классные руководители
Создание альбомов о родном крае
ежегодно
Классные руководители
Посещение музея в/ч 40415 «История черноморского казачества»
ежегодно
военрук
Работа по созданию в лицее уголка боевой Славы:
Сбор материала о жителях г.Тирасполя, принимавших участие в ВОВ
Сбор материала о работниках лицея, принимавших участие в ВОВ
Оформление стендов, витрин уголка боевой Славы
В течение действия программы
Мастера, кл.руководит.,
зав.библиотекой
Экскурсии в объединенный Тираспольский музей
апрель
Клас.руководители
Методическое обеспечение
Создание видеофонда, DVD, для проведения классных часов
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Создание СD – и аудифонда
ежегодно
Учитель информатики
Организация подписки на периодические издания
ежегодно
Библиотекарь
Разработка сценариев традиционных праздников
ежегодно
Заместитель директора по ВР, классные руководители
Разработка положений о различных спортивных соревнованиях
ежегодно
Заместитель директора по ВР, руководитель физкультуры
Выпуск санбюллетеней:
Спасем детей от наркотиков.
Инфекционные заболевания и их профилактика.
Клещевой энцефалит.
Витамины.
Культура здоровья человека.
Личная гигиена и форма одежды учащегося и др.
1 раз в 2 месяца
Медработник
Зам.директора по ВР
Разработать презентации:
- «Наша родина – ПМР»;
- «Конституция ПМР- основной закон государства»;
- «Правовые основы приднестровского государства»
В течение года
Зам. по ВР
Освещение опыта работы лицея в средствах массовой информации и на сайте лицея
ежегодно
Заместитель директора по ВР
Подведение итогов
2017 год
Заместитель директора по ВР
Заместитель директора по ВР К.И.Малахивская
Военный руководитель В.Д.Гизя
3300, г.Тирасполь
Ул. Христо-Ботева, № 24
Телефон: (533) 9-60-07, 9-25-09
Эл. почта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт лицея : tiras-ml.org
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 142815
ГОУ НПО «ТМЛ»
ДЮСШ
Краеведческий музей
Управление дополнительного образования и воспитания МП ПМР
Экскурсии по святым местам родного края
Конференции
Конкурсы методических разработок
Общелицейские
конкурсы
Лектории, семинары
Городские
конкурсы
Республиканские
конкурсы
Международные
конкурсы
Совет ветеранов ВОВ
Открытые мероприятия
Участие в работе МК классных руководителей
Круглые столы
Актив студенческого самоуправление
Кабинеты истории, права,
основ безопасности жизнедеятельности
Спортивные секции
педагог
педагог
Кружок
«Меткий стрелок»
Библиотека
лицея
Программа
«Воспитание патриота»
Классные часы и другие мероприятия гражданско-патриотической направленности
Праздники песни и строя, фестивали патриотической песни
Внеурочная деятельность
педагог
ученик
Уроки мужества, Вахта памяти
Экскурсии по святым местам родного края, походы. Посещение музеев ЧКВ,МВД, города
Беседы, лекции, «круглые столы», конференции
Я – гражданин Приднестровья
Я и мой край
Я и мой город
Учебная
деятельность
Школы города
Волонтеры
МСУ «ЦСВР»
Горвоенкомат
Городская
библиотека
Организации НПО и СПО
Республиканское казачье общество
Шефская часть
в/ч 4045
Совет
по реализации Программы
Я и моя семья
Учебные предметы «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Начальной военной подготовки»
Научно-исследовательская и проектная
деятельность
Внеклассная деятельность
Работа с родителями
Программа «Защитник Родины»
Проект
«Мои земляки»
Проект «Герои живут рядом»
МК классных руководителей
Проект
«Орден в моем доме»
Проект
«Моя родословная»
Республиканское общество ветеранов, ликвидаторов ЧАЭС
Заголовок 215