Внеклассное мероприятие Великое русское слово
МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО»
6 класс
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Кирякова Юлия Николаевна
2017 г.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе
Тема: «Великое русское слово»
Цели мероприятия:
Способствовать развитию интереса к русскому языку.
Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношение к родному слову.
Развивать интерес к глубокому изучению русского языка.
Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность.
Развивать риторические умения; спонтанной речи, ораторского искусства.
Развивать умение работать в группах, способствовать формированию чувства здорового соперничества.
Развивать умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: плакаты, стенды, портреты, наглядный материал с высказываниями писателей и поэтов о русском языке, фишки для конкурса.
Ход мероприятия.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас особое мероприятие, посвященное нашему родному языку. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне – столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Учитель:
Мы с вами являемся носителями великого языка, красотой, звучностью, мелодичностью которого восхищались русские писатели и поэты.
«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его».
Н.В.Гоголь
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
И.С.Тургенев
Ученик:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(А.Яшин «Русский язык»)
Ученик:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!
(И.А.Бунин «Слово»)
Ученик:
…И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем,
Навеки!
(А.А.Ахматова «Мужество»)
Учитель:
Язык – часть культуры нашей страны. В письмах к молодым читателям И.С.Тургенев завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!...»Учитель:
Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Всем известен случай, когда от одной запятой зависела жизнь человека. Вспомним знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!»
(Обучающиеся разыгрывают сценку «В королевстве Пунктуации»)
Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаков препинания, не признает! Идет напролом вперед!
Королева: Ничего, мы его проучим, научим с нами считаться.
(входит Федя)
Федя: Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (обращается к королеве) Эй, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан! Как твое имя, дерзкий человек?
Федя: Федя.
Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим! Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.
Федя: Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя: Ой, подождите, дайте подумать. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут вопрос жизни и смерти решается.
Королева: Хорошо, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь запятая путь преграждает, и казнить меня нельзя! Ура!
Королева: Ну что ж, Федя, молодец! Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
Федя: (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя.
(Федя уходит)
Учитель:
Великий писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к самому языку.
Но чтобы хорошо владеть этим инструментом, нужно учиться. А вот мальчик из стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» думал иначе.
Ученик:
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Один лишь ты не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые придумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
ЛенительныйИ, наконец, Простительный.
Учитель:
Я надеюсь, что таких Лежебокиных в нашей стране немного. Великому народу был дан великий язык. Еще в начале тридцатых годов 20 века писатель Л.Н. Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время, - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
А сейчас мы проведем конкурс знатоков русского языка. Предлагаем вам вопросы и задания. За каждый правильный ответ вы получаете фишку. У кого наберется наибольшее количество фишек, тот и станет победителем.
Вопросы:
1. Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими людьми? (имя)
2. Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
3. Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (шалаш, боб, Анна, Алла, казак)
4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)
5. В каком слове сорок гласных? (сорока)
6. В каком слове семь гласных? (семья)
7. Какой корень в слове вынуть? (нет корня)
8. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машинке)
9. Можно ли на башне посеять пшеницу? (Да, изменив первую букву – пашня)
10. Задание для размышления.
Бессловесная переписка.
Известен факт такой переписки французского писателя В. Гюго со своим издателем.
Закончив писать свой роман «Отверженные», В.Гюго послал рукопись книги своему издателю, приложив к ней письмо без слов. Вместо слов на листе бумаги стоял большой вопросительный знак. Ответ не замедлил себя ждать. В письме издателя на листе бумаги стоял большой восклицательный знак.
Как вы думаете, почему они поняли друг друга?
Учитель:
А сейчас каждый назовет количество фишек, которые он заработал, и мы узнаем имя победителя конкурса.
(подведение итогов)
Учитель:
В.Г.Белинский назвал «Солнцем русской поэзии» А.С.Пушкина. Творчество А.С.Пушкина приобрело всемирную известность. Кроме того, именно А.С.Пушкин является основоположником современного русского языка. Давайте беречь наш родной язык, обогащать свой словарный запас, ибо только знание языка поможет вам в овладении многими науками.
Мы с вами должны бережно относиться к словам, ведь словом можно не только похвалить, выразить одобрение, но ранить, обидеть человека. Давайте сохранять чистоту русского языка, ведь у каждого слово есть свое, присущее только ему значение, и важно уметь для каждого найти именно то, нужное слово.
«Не забывай на праведном пути то,
Что старик Марк Твен сказал когда-то:
Ты должен слово нужное найти,
А не его двоюродного брата»
(А.Гитович)
На этом наша встреча завершается, всем спасибо за участие.