Урок математики в 1 классе по теме Решение уравнений и составных задач
1класс
Урок математики по программе Петерсон Л.Г.
Тема: «Решение уравнений и составных задач».
Основные цели:
1) формировать у учащихся способности к рефлексии и фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения .
2) тренировать вычислительные навыки, умения решать уравнения на сложение и вычитание, составные задачи на нахождение целого, чертить квадрат и находить периметр;
3) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.
Ход урока:
1. Мотивация к деятельности.
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность посредством обращения к опыту прошлого урока;
2) установить тематические рамки урока: решение уравнений на сложение и вычитание, решение составной задачи.
Прочитайте пословицу.
Делу-время, а потехе -час.
Как вы ее понимаете?
Как эта пословица связана с работой на уроке? (На уроке необходимо учиться – либо самим добывать новые знания или повторять уже изученное.)
2. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) организовать повторение алгоритмов решения уравнений на сложение и вычитание, решения составной задачи на нахождение целого;
2) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию;
3) формировать вычислительные навыки
4) организовать повторение как чертить квадрат и находить периметр
1 Диктант
Запиши ряд чисел от 1 до 9 через клеточку.
Закрасим ответы :
9-8 – красным, 4+4 –синим, 8-2-желтым, 5+2-зеленым, 9-7-красым, 7-4-зеленым, 9-5-синим, 8-3-желтым
Какое число осталось незакрашенным? Пропишем на чистописание строчку цифры 8. Что вы знаете о числе 8? Назовите состав числа 8.
Найди значение выражения:
1+8+0-4+2-7+9-6+3-4=
2) Решение уравнений на сложение и вычитание.
Х+3=6 9-Х=4 Х-1=6
Сформулируйте первое задание. (Решить уравнение.)
Что вам поможет в решении уравнений? (правила, открытые на прошлых уроках.)
Решите данные уравнения с проверкой.
Сколько правил вы использовали? (Три.)
Удобно ли это? Подумайте, есть ли общее в использовании этих ? (Есть. Порядок работы одинаковый, отличие в том, что используем правила нахождения целого или части.)
Объединим эти правила.
Вернитесь к ответам. Выпишите ответы и расположите их в порядке возрастания.
3,5,7
Найдите закономерность. Продолжите ряд.
3) Решение составной задачи на нахождение целого.
С чего вы начинаете решать задачи? (С ее анализа и заполнения схемы.)
Что вы повторили? (Алгоритмы решения уравнений и решения составной задачи.)
Начерти квадрат со стороной 2 см. Найди периметр квадрата. Как найти периметр любой геометрической фигуры?
5) Самостоятельная работа .
1. Х+6=8 Х-5=9 7-Х=4
2. Петя нашел 5 грибов, а Таня на 3 гриба меньше. Сколько грибов нащли дети?
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель:
1) организовать учащихся, не допустивших ошибок, на выполнение пошаговой проверки своих работ по эталону для самопроверки и на выполнение дополнительного задания;
2) организовать учащихся, допустивших ошибки, на проведение анализа своих работ с целью определения места затруднения и выявления и фиксации причины затруднений.
4. Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1) создать условия для формулирования учащимися индивидуальных целей будущих коррекционных действий;
2) организовать выбор учащимися способа и средств коррекции;
3) уточнить алгоритм исправления ошибок;
4) организовать самостоятельное исправление учащимися своих ошибок выбранным методом на основе применения выбранных средств;
5) придумать или выбрать из предложенных учителем задания на способы действий, в которых были допущены ошибки, и решить эти задания.
Сформулируйте цель те, у кого нет затруднений? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)
Номера дополнительных заданий записаны на доске (№ 5, 6, стр. 33).
Что делать тем, у кого возникли трудности при выполнении самостоятельной работы? (Подумать, почему эти трудности возникли.)
Как же всем остальным ответить на возникшие вопросы? Что поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)
Какова дальнейшая цель вашей работы? (По алгоритму исправления ошибок найти, где конкретно и почему возникло затруднение, а потом исправить ошибки.)
Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять?
Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение работы над ошибками.
5. Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
организовать обсуждение типовых затруднений с проговариванием во внешней речи формулировок соответствующих способов действий.
Посмотрите на результаты самостоятельной работы. На какие правила возникло наибольшее количество ошибок?
Проговорите ещё раз для всех эти правила.
В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу (№ 5,6, стр. 33).
6. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
повторить решение на целое части, актуализировать понятие «обратная задача».
Предлагаю потренировать в решении других видов задач: № 7 (3,4), стр. 33.
Сравните схемы. К какому виду относятся задачи? (Схемы одинаковые, задачи на целое, состоящее из трех частей.)
Составьте задачи по каждой схеме.
Запись задач на доске.
Посмотрите на решение этих задач. Какой вывод вы можете сделать. (Это обратные задачи.)
Какие задачи называются обратными? (Это задачи, в которых неизвестное и одно из условий меняются местами.)
7. Рефлексия деятельности на уроке.
Чему был посвящён сегодняшний урок? (Повторению и работе над ошибками.)
Какие цели вы ставили перед собой на уроке?
В каких темах были затруднения? (В решении уравнений и составных задачах.)
Удалось ли их преодолеть? Как?
Оцените свою работу по лестнице «успеха».
13PAGE 15
13PAGE 14115
Коля поймал 4 окуня, а ершей – на 1 больше. Сколько всего рыб поймал Коля?
Известно, что Коля поймал 4 окуней, а ершей – на 1 больше. Необходимо узнать, сколько всего раб поймал мальчик.
Чтобы ответить на вопрос задачи, необходимо количество ершей сложить с количеством окуней. Этого сделать не можем, так как не знаем количество ершей. Поэтому первым действием мы узнаем количество ершей, а вторым – ответим на вопрос задачи.
Ок.
Ерш.
4 р.
1 р.
?
?
4 + 1 = 5 (р.) – ершей
4 + 5 = 9 (р.)
Ответ: всего 9 рыб.
Заголовок 315