Презентация: Уточнение, расширение, активизация словаря на логопедических занятиях с детьми с ЗПР. Игры с мячом.
Уточнение, расширение, активизация словаря «Игры с мячом»Учитель-логопед Евдокимова Юлия СергеевнаМАОУ «ООШ №13» Пермский край, г. Соликамск «Назови животных» Мяч другому ты бросайИ животных называйЦель: активизация, расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.Вариант 1: Взрослый называет животное и передаёт мяч ребенку. Ребенок, называет другое животное и передаёт мяч «по кругу». «Я знаю три названия птиц» Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости. Вариант: ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю три названия птиц: воробей, курица, журавль». «Животные и их детеныши» Человеческие дети Знают всех зверят на свете.Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Вариант: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. «Кто как голос падаёт?» Мяч лови, да поскорей Назови язык зверей. Цель: расширение глагольного словаря, развитие быстроты реакции. Вариант: взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос. «Скажи ласково» Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай. Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Вариант: взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч логопеду; называет второе слово (шарик). «Кто, чем занимается?» Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди. Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. Вариант: бросая или прокатывая мяч ребенку, учитель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. «Горячий — холодный» Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот. Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Вариант: учитель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением. «Из чего сделано?» Вот предмет, а из чего Люди сделали его? Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Вариант: учитель, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». «Лови, бросай, дни недели называй» В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели. Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Вариант: Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» По материалам книги Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук "Мяч и речь"