Урок литературного чтения ТЕМА: Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».

Урок литературного чтения
ТЕМА: Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».
Цель: обучение вдумчивому чтению на примере произведения Н.Н. Носова  «Живая шляпа».
  Задачи:
-учить структурному анализу  художественного произведения, по средствам определения языковой мысли и составление краткой характеристики героев;
- развивать устную речь, учить анализу, синтезу;
-воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
Универсальные учебные действия, на развитие которых направлен урок:
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют первоначальный контроль своих действий; принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; понимают важность планирования своей деятельности;
коммуникативные: умеют выдвигать гипотезы, сравнивать, аргументировать свою точку зрения; принимают участие в обсуждении прочитанного содержания; проявляют интерес к общению на уроке; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии;
познавательные: выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); выделяют события, видят их последовательность в произведении; выделяют в тексте основные части; структурируют знания.
Личностные результаты: проявляют положительное отношение к учебной деятельности на уроке литературного чтения;
 осуществляют эмоциональное восприятие поступков героев; умеют оценивать поведение героев произведения;
проявляют способность выражать свои эмоции в выразительном чтении. 
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
У.- -Вы готовы слышать и слушать друг друга?(сигнальные карточки).
-Что надо делать, чтобы стать настоящим читателем?(Уметь грамотно читать).
У.- Какие вопросы вызвали затруднения?
-Значит нам надо познакомится и изучить  произведение«Живая шляпа».
2. Проверка домашнего задания.
У. - В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке? (Затейники)
У.- Подберите синонимы к слову затейники.(Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
У. -На сколько смысловых частей разделили текст?
У. -От чьего лица ведется этот рассказ? (от Пети).
У. -«Восстановите последовательность событий» выполняя задание по         группам.
1 группа пересказ 1 части (до слов «Потом мама ушла)
2 группа пересказ 2 части (до слов «Вдруг меня кто-то»)
3 группа пересказ 3 части (Открыли мы дверь»)
4 группа пересказ 4 части (до конца).
У. -Подумайте, за что вы  могли  бы похвалить ребят?(Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
У. -За что можно их поругать? (Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
У. -Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с   одеялом, с постелью)
У. -Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные)
У. -Что скажете вы?
 У. -Какова идея этого рассказа? (Ребята затейники. Они могут организовывать свой досуг, но нельзя нагонять на себя страх, нельзя громко кричать.)
        (Оценить ответы: уверенность пересказа, манеру исполнения, фактические ошибки.)
3.  Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. Н. Носова.
Но сначала вспомните, что вы знаете об этом писателе или о его творчестве?
Ответы детей:
- Носов родился недалеко от Киева в Украине;
- он был не только писателем,  но режиссёром;
- его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;
- по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;
- писатель был на войне;
- во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы;
- его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.
Учитель:
Его произведения читают не только российские дети, но и дети других стран.
Один  авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов.
У. -О ком рассказывает Н. Носов в своих произведениях?
(О детях, о наших ровесниках)
У.- Какие у него рассказы по характеру?
(Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.)
Учитель.
Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться  видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы Николая Носова, читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех.
У.- Об этом мы прочитаем в рассказе «Живая шляпа».
4. Словарная работа.
«Комод»- низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья.
«Кочерга» - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
5. Прогнозирование содержания.
У. -Откроем учебник.стр.131
У.- С чего мы начинаем работу над новым произведением?
(Читаем фамилию автора, вспоминаем о ком и о чём он пишет, читаем заголовок, рассматриваем иллюстрацию, если она есть и делаем предположение содержания произведения.)
У.- Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?
У. - Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»?
У. -Автор назвал рассказ «Живая шляпа». Как вы думаете почему?
(-из-за того, что под ней был котенок, шляпа действительно казалась живой. Она двигалась как живая.)
6.Беседа по первому восприятию.
У.- Какие предположения оправдались?
У.- Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время прослушивания.
У.- За кого вы волновались и почему?
У.- Почему, когда слушали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не до смеха?
-(Потому что мы знали,  кто под шляпой, а ребята – нет.).
-Как звали мальчиков?
- Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?
 (Высказывания детей)
У.- Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает.
Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу. Но сначала немного отдохнем.
7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вновь у нас физкультминутка,
(Наклоны влево, вправо)
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
(Встали на носочки, потянулись)
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Что б сидеть нам было легче.
(Вращения согнутыми руками)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
8. Работа с текстом во время чтения.
У.- Чтобы ответить на вопрос, Кем были мальчики- трусами, чудаками, фантазерами, надо проанализировать произведение.
 У.- Как котёнок оказался под шляпой?
(читают)
У.- Почему мальчики не видели что случилось с котёнком?
(Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своим занятием.)
У.- А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой?
У. -Когда мы это узнаём?
(Мы это узнаём сразу в начале рассказа.)
У.- Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу?
(Чтобы читатели знали, что бояться нечего;
так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)
У.- Когда мальчики заметили шляпу?
(Услышали, как позади что-то плюхнулось.)
У. -Что значит «плюхнулось»?
(«плюхнуться»-тяжело упасть или сесть.)
У.- Что же так испугало мальчиков?
(Шляпа, которая двигалась.)
У.- Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?
(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».)
У.- Тогда что их так напугало?
(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)
У.- Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков?
(Прыгнули на диван и трясутся от страха.)
У.- Что значит «трястись от страха»?
У.- Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент? Посмотрите на оформление предложений.
(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а так говорит человек если он сильно волнуется или боится.)
У.- Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»?
(Испугались.)
У.- Что предприняли мальчики?
(Они убежали на кухню.)
У.- Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик?
(Вадик.)
У.- Почему?
(Вовка хотел уйти домой, бросить друга.)
У.- Как меняется поведение  мальчиков на кухне?
(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)
У.- Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.
(А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?)
У. -Мальчики успокоились и осмелели.
У.- Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?
(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)
У.- Как вы понимаете слово «треснуть»?
(Очень сильно ударить.)
У.- А как вела себя шляпа всё это время?
(Она не двигалась.)
У.- Как вы думаете, почему?
(Она сама боялась.)
У.- Прочтите, что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? 
У.- Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?
(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.)
У.- Какое слово  передаёт их настроение?
(Обрадовались.)
У.- Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?
(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;
стыд – что они испугались шляпы;
жалость – Ваське зря попало.)
9. Обобщение.
- А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который вы отвечали,  давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют настроение и душевное состояние мальчиков по ходу развития событий:
Испугались;
успокоились и осмелели;
побороли свой страх;
веселились и радовались;
обрадовались.
 У.- Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?»
(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики были активные, деятельные.  Они не сидели на месте, а искали выход. Пытались узнать, кто там под шляпой.
Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто-то дёргает за верёвочку.)
У.- А как автор относится к героям своего произведения?
(Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)
У.- А какой это смех: добрый или злой?
(Добрый.)
У.- Как называется такой смех?
(Юмор.)
-  Какая главная мысль этого рассказа?
(Учись справляться со своим страхом и  тогда ты найдёшь выход из трудной ситуации.)
У.- Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию. Вам помогут пословицы.
10. Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.
У.- Какую пословицу вы бы подобрали сами к этому произведению?
У.- Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержанию этого произведения.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Волков бояться – в лес не ходить.
У страха глаза велики – чего нет, и то видят.
Чучело только видом пугает.
11. Домашнее задание.
1. Прочитать рассказ стр.131-134.
2. Рабочая тетрадь стр.86 №1, №2.,№3,№4.
12.  Рефлексия
- Продолжите предложение:
Мне было интересно
Мне захотелось
У меня получилось
Спасибо за работу на уроке!
15